logo
Тнвестиции Деева А 2004

Глава 7. Привлечение финансовых ресурсов предприятия

ленных целей. В основу планов по конкретным направлениям производственных участков предприятия ставятся отдельные задачи, которые определяются в денеж­ных показателях.

При этом планирование и прогнозирование должно отталкиваться от так назы­ваемых узких мест, иными словами, от таких сфер деятельности предприятия, в ко­торых маневренность, а потому и возможность влияния на развитие дел более огра­ничены. В послевоенные годы это была сфера производства, где спрос превышал производственные мощности. В последнее же время узким местом обычно является сбыт и его финансовое обеспечение.

По различным отраслям деятельности предприятия составляются планы, четко ограниченные друг от друга, с одной стороны, но зависящие друг от друга, с другой.

На сегодняшний день в основу планирования и прогнозирования на предприяти­ях кладется идея о развитии рынка, получение максимальной прибыли. В рамках любого плана представлена, с одной стороны, общая картина деятельности хозяйст­вующего субъекта, с другой — возможности, позволяющие реагировать на измене­ние ситуации на рынке.

Из этого следует, что для составления планов необходим сбор исходной инфор­мации (вплоть до данных об индивидуальных актах продажи), которая дает наибо­лее полное представление о положении на рынке.

Получение данных о рынке крайне необходимо, поскольку показатели производ­ственной и сбытовой деятельности предприятия в прошлом еще не позволяют оце­нить эффективность производства и сбыт продукции в перспективе. Только анализ соотношения между объемом оборота и действием рыночных факторов предполага­ет получение реальной оценки его развития в будущем. Так, например, на западных предприятиях анализируется следующее:

  1. динамика численности потребителей с разбивкой по районам, т.к. эта инфор­ мация важна при организации продажи продукции;

  2. потребление продукции в расчете на одного потребителя, что позволяет вы­ явить изменения в их поведении;

  3. динамика доходов потребителей (клиентов), поскольку эта информация отра­ жает перемещение расходов с одной продукции на другую;

  1. динамика покупательной способности;

  1. динамика общего спроса на сопоставимую продукцию на рынке. Такой анализ отображает вероятностный переход на использование взаимозаменяемой продукции;

  2. динамика изменения производственных мощностей конкурентов. В зависимоств от полученной информации предприятия изменяют свои производственные программы.

Наблюдение за динамикой рынка и анализ его конъюнктуры являются важнейши­ми инструментами получения необходимых данных о динамике сбыта. Наблюдение за развитием рынка — это постоянный сбор информации предприятием, практически всегда «вторичное» исследование рынка, т.е. анализ уже имеющихся данных.

7.1. Прогнозирование как основа планирования деятельности предприятия 181

Такие данные частично имеются на предприятии (статистика оборота, отчеты пред­ставителей), частично их можно получить из других источников (данные торговой па­латы, ассоциаций и союзов). Их анализ является постоянной задачей отдела сбыта.

Большое значение в последнее время приобретает «прямое» исследование рынка, или специальные исследования, дающие «моментальный снимок» рынка. При этом применяются количественные и качественные исследования.

С помощью количественных исследований проводится анализ потребностей, спроса и сегментов рынка методом выборочной проверки.

Качественные исследования являются частью исследования мотивов и мнений. Та­кие исследования важно проводить при внедрении новой продукции на рынок. Они позволяют изучить поведение, мнение и представление потребителей продукции.

Данные, которые можно получить с помощью этих исследований, крайне необ­ходимы в сфере сбыта продукции.

Крупные предприятия, специализирующиеся на исследовании рынка, имеют свои постоянные группы потребителей и делают регулярные опросы самой группы.

За основу плана сбыта берутся полученные данные и прогноз сбыта на перспек­тиву. Сбыт планируется по месяцам и неделям. Если не проявляется тенденция к пе­рераспределению, то можно воспользоваться в качестве основы временным распре­делением сбыта в прошлом. При этом годовое количество принимается за 100%, а месячные обороты рассчитываются как части годового оборота.

Этот годовой план оказывает влияние на производство, ибо процесс производст­ва протекает, как правило, параллельно сбыту.

После разработки плана в количественных показателях осуществляется его раз­работка в денежном выражении, обычно на основе средних цен.

Затем составляются планы сбытовых расходов по отдельным видам продукции, сбытовым районам, группам клиентов.

Далее определяется плановая прибыль, а с учетом стоимости производства и продажная минимальная предельная цена. При этом следует обозначить максималь­ные скидки и условия платежа.

Таким образом, приходим к выводу, что в условиях рынка план сбыта продукции шляется основой разработки всех остальных планов и включает в себя:

1. Количественный план;

  1. Стоимостной план;

  2. Инструкцию о скидках, сроках и условиях платежа.

После завершения разработки планов на предприятии выявляются несоответст-зня — завышенные или заниженные показатели, которые необходимо устранить. Поскольку планы взаимозависимы, возникает необходимость внесения соответст-вующей корректировки.

Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет, т.е. в план исходов и доходов, т.к. ориентиром является сохранение ликвидности — платежеспо-

шмЛ

7,2. Организация привлечения ресурсов предприятиями

183

окружающую среду, на местное население. На данном этапе возникает необходи­мость забраковать неудачные варианты и более детально изучить наиболее прием­лемый вариант.

Проект может считаться прошедшим стадию проверки и готовым для передачи аа стадию детальной разработки, если выполнены следующие условия:

определены задачи, основные варианты проекта и имеющиеся альтернативы и сделан предварительный выбор;

идентифицированы основные политические и организационные проблемы, влияющие на судьбу проекта, и сделан вывод, что они разрешимы; проведены оценки текущей дисконтированной стоимости ожидаемых расходов и доходов;

проект может получить поддержку всех, кто заинтересован в получении дохода при его осуществлении;

можно ожидать, что проект получит соответствующее финансирование из внутренних источников или при необходимости из внешних источников; создана конкретная база разработки проекта.

Возможные варианты инвестиционных проектов на стадии одобрения могут быть отклонены по следующим причинам:

недостаточный спрос на предлагаемый на выходе продукт реализации проекта или отсутствие сопоставимых преимуществ;

чрезмерная экономическая, социальная, инфраструктурная и природоохранная стоимость проекта или отсутствие сопоставимых преимуществ; отсутствие обязательств со стороны людей, которые могли бы получить выгоду от осуществления проекта;

непригодная технология для осуществления целей проекта или для использова­ния в местных условиях;

чрезмерный масштаб проекта, не соответствующий имеющимся организацион­ным и управленческим возможностям;

чрезмерный риск или высокая стоимость сырья, издержек на оплату квалифи­цированной рабочей силы;

чрезмерно высокие периодические издержки на эксплуатацию проекта по срав­нению с наличными финансовыми ресурсами или с альтернативными реше­ниями.

Для анализа осуществимости идеи проекта требуется предварительный анализ следующих показателей:

объем и характер спроса на продукцию или услуги и группы населения или района, которые должны получить выгоды от осуществления проекта; наличие альтернативных технических решений или комплексных решений с соответствующими оценками выпуска продукции, в т.ч. наличие технологий, уже используемых на месте, возможности их совершенствования;

8.1. Общие положения

Финансовый анализ предприятия, реализующего инвестиционный проект, осу­ществляется с использованием учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества.

Учетная политика предприятия, реализующего инвестиционный проект, опреде­ляется на основе правил, приведенных в Положении по бухгалтерскому учету 1/98 ЛБУ 1/98).

Особое внимание при этом уделяется методам определения выручки, исчисления амортизации основных средств и др. Изменение учетной политики на очередной год по сравнению с предыдущим годом в обязательном порядке объясняется.

Финансовое состояние предприятия, реализующего инвестиционный проект, ха-рактеризуется широким кругом показателей, в совокупности определяющих надеж-яость его как делового партнера. Для анализа результатов его деятельности исполь-зуется система как абсолютных, так и относительных показателей.

Финансовый анализ предполагаемого объекта инвестиций является неотъем­лемой частью инвестиционного процесса на всех его стадиях.

Инвестор не будет иметь дело с юридическим или физическим лицом, финансо-вое состояние которого ему неизвестно.

В странах с развитой рыночной инфраструктурой при организации нормальных еловых связей используется информация опубликованных финансовых отчетов

предприятий. В этих странах регулярно издаются справочники, по которым можно получить представление о финансовом состоянии фирмы. В отечественной практике качество работы по финансовому анализу определяется квалификацией эксперта,

достоверностью информации и используемой методикой анализа.

Финансовый анализ сопровождает различные альтернативные варианты инве-

стионного проекта, которые включают маркетинговые стратегии, рамки проекта,

192 Глава 8. Финансовый анализ предприятия, реализующего инвестиционный пр

Проекгно-балансовые ведомости в форме классического бухгалтерского баланса (с несколько агрегированными показателями) позволяют представить структуру и ди­намику активов и источников их образования при реализации инвестиционного про­екта. Эта форма является основной (наряду с отчетом о чистой прибьли) для оценке финансового состояния объекта в течение всего периода инвестирования и эксплуата­ции.

Отчет о чистой прибыли — это форма, представляющая укрупненную структу­ру издержек, связанных с реализацией инвестиционного проекта. Однако группи­ровка статей издержек стандарта UNIDO отличается от отечественной практики.

Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ дос­тижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В, про­цессе финансового планирования идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы, устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы, формулируется последовательность действий по достижению поставленных задач.

Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткосрочный. Ос­новное целевое назначение первого -— определение допустимых с позиции финан­совой устойчивости темпов расширения фирмы; целью второго является обеспече­ние постоянной платежеспособности фирмы.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производствен­ный планы. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Производственные планы составля­ются на основе стратегического плана и предусматривают определение производст­венной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.

Финансовый план представляет собой документ, содержащий, как правило следующие разделы:

  1. Инвестиционная политика (политика финансирования основных средств, не­ материальных активов, долгосрочных финансовых вложений).

  2. Управление оборотным капиталом (денежными средствами и их эквивалента- ми, финансирование производственных запасов, политика в отношениях с кон агентами и управление дебиторской задолженностью).

  3. Дивидендная политика.

  4. Финансовые прогнозы (характеристика финансовых условий, доходы и рас: ды фирмы, прогнозная финансовая отчетность, бюджет денежных средств, об: потребность в капитале, потребность во внешнем финансировании).

  5. Учетная политика.

  6. Система управленческого контроля. .

Все эти формы взаимоувязаны и представляют достаточную информацию для оценки проекта с точки зрения его ликвидности, финансовой устойчиво-сти, уровня рентабельности выпускаемой продукции.

8.4. История развития теории оценки эффективности инвестиций

193

Инвестиционный процесс имеет специфические особенности. Эти особенности в значительной степени касаются движения денежных средств. Наиболее сложным разделом анализа инвестиционного проекта является расчет потока и сальдо ре­альных денег. Они должны быть сформированы таким образом, чтобы сальдо на­копленных реальных денег всегда имело положительное значение.

В процессе инвестиционного проектирования финансовый анализ может допол­няться выбором варианта в зависимости от условий и целей проекта. При обоснова­нии инвестиций расчет потоков реальных денег осуществляется, как правило, в не­сколько итераций. Величина и время привлечения заемных средств определяются размерами и периодами появления дефицита реальных денег. То же относится к воз­врату займов, связанному с величиной накопленного сальдо реальных денег. Порядок и сроки привлечения средств и их возврата влияют на общий объем инвестиций и ве­личины издержек, т.к. проценты по займам составляют финансовые издержки.

Финансовый анализ предприятия, реализующего инвестиционный проект, предъ­являет высокие требования к знанию множества финансовых факторов и их взаимо­связи, а также — к умению прогнозировать изменения показателей и соотношения между ними на расчетный период времени.

8.4. История развития теории оценки эффективности инвестиций

Эффективность — это отношение результатов к затратам. Но такое простое оп­ределение не отражает всей сложности вопросов, связанных с определением эффек­тивности. Правильный учет и определение затрат и выгод от реализации инвестици­онных проектов при расчетах экономической эффективности инвестиций являются основными условиями достижения достоверного результата расчетов.

Реализации любого инновационного проекта (особенно в условиях рыночного хозяйствования) должно предшествовать решение двух взаимосвязанных задач, а именно:

  1. оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;

  2. сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.

В развитии теории и практики оценки экономической эффективности инвестиций в нашей стране можно выделить три периода:

первый (до 1917 г.) — период капиталистических отношений в России; второй (с 1917 по 1990 гг.) — период централизованной плановой экономики; третий (с 1990 г. по настоящее время) -— период перехода к рыночным отноше­ниям в условиях развития смешанной экономики.

В 1905-1908 гг. были изданы труды А.Л. Васютинского и В.А. Яцыны, в которых в качестве показателя для выбора наиболее выгодного варианта инвестиционного

' Инвестиции

194 Глава 8. Финансовый анализ предприятия, реализующего инвестиционный проект

п роекта предлагалось использовать один из показателей сравнительной экономиче­ской эффективности капитальных вложений, представляющий собой сумму экс­плуатационных расходов и часть единовременных затрат, соответствующую про­центу на строительный капитал. В этом случае процент на строительный капитал выступал как норма дохода на вкладываемый капитал.

В работах В.А. Сокольского, вышедших в 1910-1912 гг., указывалось, что целесо­образно при оценке инвестиционных решений соизмерять капитальные вложения с последующими эксплуатационными расходами, рассчитывать срок окупаемости уве­личения затрат на строительство за счет снижения расходов на эксплуатацию объек­тов. В.А. Сокольский доказал на многочисленных примерах, что нельзя игнорировать при выборе тех или иных конструкций основное положение экономичности: «не все то дешево потом, за что заплачено сейчас дешевле». Необходимо тщательное обосно­вание выгодности первоначального сбережения капитала, которое перекрывается из­бытком постоянных затрат, необходимых для эксплуатации сооружений.

В книге Ю.В. Ломоносова «Научные проблемы эксплуатации железных дорог», вышедшей в 1912 г. в Одессе, указывается на целесообразность оценки сроков по­гашения затрат на строительство экономией годовых издержек при эксплуатации железных дорог.

После 1917 г. важным этапом формирования методологии оценки эффективности инвестиций в условиях социализма с учетом интересов всего народного хозяйства явилась разработка плана ГОЭЛРО, при формировании которого для обоснования экономической эффективности варианта развития и реконструкции отраслей народ­ного хозяйства были выполнены расчеты по приведенным затратам с добавлением к текущим издержкам 6% капитальных вложений .

Большие стройки в годы первых пятилеток требовали совершенствования эконо­мических обоснований инвестиционных проектов и планов. В этот период были из­даны труды по технико-экономическому обоснованию строительства объектов энер­гетики (И.Г. Александрова, Б.Е. Веденеева), транспорта (М.М. Протодьяконов, К.А. Опенгейм), тяжелой промышленности (Л.П. Юшков). В 1934 г. в книге «Про­ектирование крупных предприятий тяжелой промышленности (на примере метал­лургического предприятия)» Л.П. Юшков указывал на необходимость применения комплексного подхода при проектировании крупных промышленных проектов, при котором должны быть органически (т.е. экономически, технологически и организа­ционно) связаны между собой все части проекта, направленные как на расширение выпуска продукции и обеспечение благоприятных условий труда, техники безопас­ности, так и на экономию общественно необходимых издержек. И в том же 1934 г. М.М. Протодьяконов предложил в качестве показателя сравнительной экономиче­ской эффективности капитальных вложений сумму приведенных строительно-эксплуатационных расходов, определяемую с учетом эффекта отдаления затрат. Данный показатель, хотя и имел ряд существенных недостатков, являлся до перехо-

8.4. История развития теории оценки эффективности инвестиций

497

централизованном планировании методы выявления эффективности капитальных вложений не учитывали наличия риска и инфляции.

Эти методы широко применялись в СССР в период с 1958 по 1995 гг. В условиях административно-командной системы управления экономические обоснования, хотя и являлись обязательными атрибутами любого хозяйственного решения, играли второ­степенную роль и зачастую носили чисто формальный характер. Как организации, осуществляющие освоение выделенных капитальных вложений, так и ведомства, за­нимающиеся их распределением, были всего лишь распорядителями, но не фактиче­скими владельцами выделяемых денежных средств. Кроме того, выделение денежных средств на осуществление капитальных вложений в основном носило безвозмездный характер. Такой подход к обоснованию хозяйственных решений приводил к ухудше­нию хозяйственной ситуации. Нередко приобреталось оборудование, которое годами не находило применения либо использовалось не на полную мощность.

В социалистической науке аналитические методы и расчеты, рекомендованные к использованию, традиционно рассматривались, как правило, в ретроспективном ас­пекте и с использованием многих заданных значений (например, заранее оговари­вался уровень прибыльности). В условиях рыночной экономики неопределенность экономического поведения хозяйствующих субъектов намного выше по сравнению с централизованно планируемой экономикой. Поэтому для отечественных аналити­ков новый смысл и практическое значение приобретает поиск и разработка методов перспективного анализа.

Переход экономики в нашей стране к рыночным отношениям обусловил необхо­ димость переосмысления принципов и методов определения экономической эффек­ тивности инвестиций. Однако более восьми лет, насыщенных важными политиче­ скими и социально-экономическими событиями, кардинально изменившими эконо­ мические условия жизни всего общества, основным общегосударственным документом, регламентирующим порядок оценки экономической эффективности капитальных вложений, являлись Методические рекомендации, утвержденные По­ становлением Миннауки СССР и Президиумом АН СССР от 3 марта 1988 г. N° 60/52. И лишь в 1994 году были разработаны первые методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов с учетом особенностей рыноч­ ной экономики. В 1999 г. данная методика была переработана и переиздана под на­ званием «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», которые были утверждены 21.06.1999 г. Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. Рекомендации согласуются с методами оцен- |ки эффективности инвестиций, принятыми Комитетом по промышленному разви­ тию при ООН (ЮНИДО) и сложившимися в мировой практике подходами к оценке эффективности инвестиционных проектов, адаптированными к условиям перехода к рыночной экономике.

198 Глава 8. Финансовый анализ предприятия, реализующего инвестиционный проект

Согласно этим рекомендациям учет особенностей переходного периода россий­ской экономики требует более внимательного отношения к инфляционным про­цессам, к фактору риска и неопределенности при оценке экономической эффек­тивности инвестиций. Однако следует отметить, что в анализируемых рекоменда­циях базой формирования показателей экономической эффективности инвестиционных проектов явились ранее известные разработки по теории эффек­тивности, как дореволюционного периода, так и периода централизованного пла­нирования экономики страны.

Участие иностранных инвесторов в инновационном процессе предполагает ис­пользование зарубежных методик, которые систематизируют процесс экспертизы и создают базу для сравнения различных проектов по единой системе критериев. Ученые западных стран и СНГ внесли большой вклад в исследование экономиче­ской эффективности инвестиций в рыночной экономике. В то же время многие проблемы оценки экономической эффективности инвестиций остаются нерешен­ными. Ученые развитых стран выделяют три основных проблемы. Во-первых, ни один из методов оценки (оценочный показатель инвестиционного проекта) не яв­ляется достаточно простым для понимания менеджеров и, кроме того, он доста­точно сложен для учета наиболее важных реальных взаимодействий различных факторов проекта. Во-вторых, часто менеджеры одновременно используют оце­ночные показатели, учитывающие изменение стоимости затрат и результатов во времени и игнорирующие эти изменения. Это позволяет показать проект на стадии обсуждения в привлекательном или негативном виде. В-третьих, проблемой явля­ется выбор показателей, обеспечивающих необходимую и достаточную точность. Кроме того, в психологическом плане стоит проблема отказа от стереотипов цен­трализованной экономики, в которой единственным собственником выступало го­сударство, налоги рассматривались как трансферты, могли существовать планово-убыточные предприятия.

Одним из самых простых методов, используемых на Западе, является статичный метод оценки экономической эффективности. Именно в простоте заключается его ценность. Для простоты принимается, что чистый доход (амортизация плюс чистая прибыль) не реинвестируется, следовательно, собственник его просто накапливает, не получая прироста в форме банковского процента или прибыли. Это позволяет оценку экономической эффективности инвестиций приблизить к оценке текущей деятельности предприятия. Статичная система оценки включает набор среднегодо­вых показателей, и она занижает период возврата инвестиций, поскольку в ней не учитывается фактор времени. Поэтому ориентация на период возврата повышает привлекательность проекта, а ориентация на рентабельность уменьшает привлека­тельность проекта, так как рентабельность инвестиций занижается, в результате аб­страгирования от их постепенного возврата за счет чистого дохода от реализации проекта. Качественная оценка показателей эффективности инвестиций объясняет, почему статичный период возврата так часто используется зарубежными фирмами.

8.5. Исходные данные для экономической оценки инвестиций

199

Таким образом, проведенный анализ подходов и методов оценки экономической эффективности инвестиций позволяет сделать следующие выводы:

  1. Методы оценки экономической эффективности капитальных вложений, разра­ ботанные для условий административно-командной экономики, не соответствуют современному состоянию развития экономики.

  2. Представляет значительный интерес зарубежный опыт проведения инвестици­ онных расчетов, в котором широко используются как динамические методы оценки экономической эффективности, основанные на анализе финансовых потоков, так и статические методы, базирующиеся на исследовании финансового состояния пред­ приятия, осуществляющего инвестиционные программы, по отчетным годам инве­ стиционного периода.

8.5. Исходные данные для экономической оценки инвестиций

Исходные данные для экономической оценки инвестиций формируются на основе следующих разделов бизнес-плана:

«Рынок и конкуренция», «Деятельность в сфере маркетинга». Эти разделы оп­ределяют потребности рынка в том или ином виде продукции (товаре, работах, услугах) и его объеме по цене, сложившейся на рынке;

«План производства» определяет возможности предприятия по выпуску продук­ции в соответствии с производственной мощностью предприятия и увеличением или уменьшением выпуска продукции с учетом потребностей рынка. На основе указанных разделов в финансовом разделе бизнес-плана осуществля­ется прогнозирование финансовых показателей, используемых для экономической оценки инвестиций.

На основе производственной программы, рассчитанной в бизнес-плане и прогно­зе финансовых результатов деятельности фирмы, реализующей инвестиционный проект, формируется модель дисконтированных денежных потоков. При этом общий результат от инвестиций определяется как сумма дисконтированных де­нежных потоков каждого года реализации данного проекта и текущей (дисконтиро-занной) остаточной стоимости за пределами планируемого периода.

При подготовке исходной информации для расчета эффективности инвестиций используются следующие формы отчетности и финансовые показатели:

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств — от­четность, показывающая все изменения в акти­вах и обязательствах (имуществе) предприятия,

200