logo
Тнвестиции Деева А 2004

1.2. Классификация инвестиций

Инвестиции — это инструмент, с помощью которого можно вложить средства, рас­считывая сохранить их и/или обеспечить положительную доходность от их размещения.

Вложения в ценные бумаги (не­материальные) и имущественные (реальные) инвестиции

Инвестиции могут быть подразделены на вложения в ценные бумаги (нематериальные) и имущественные (реальные).

Инвестиции могут охватывать как полный

научно-технический и производственный цикл создания продукции (ресурса, услу­ги), так и его отдельные элементы (стадии): научные исследования, проектно-

конструкторские работы, расширение или реконструкция действующего производ­ства, организация нового производства или выпуск новой продукции, рециклинг, утилизация и т.д.

Инвестиции можно классифицировать по разным принципам. По способу влияния других возможных инвестиций на доходы от данного проекта их классифи­цируют как зависимые и независимые.

Независимые инвестиции

Независимыми инвестиции бывают в случае,

если денежные потоки (или затраты и доходы), ожидаемые от первого инвестиционного проекта, не изменятся от реализации второ­го проекта. Экономически независимые инвестиции предполагают, что осуществле­ние инвестиций технически возможно независимо от решений по другим инвести­циям и денежные потоки от данных инвестиций не влияют на принятие решения по финансированию других инвестиций.

Зависимые инвестиции

Экономически зависимые инвестиции могут

быть дополняющими и взаимоисключающими.

Дополняющие экономически зависимые инвестиции связаны с синергетиче-ским эффектом, т.е. осуществление второго инвестиционного проекта оказывает положительное влияние на поток денежных доходов по совместно осуществленным инвестициям. Общий доход от реализации двух или нескольких проектов значи­тельно превышает денежные доходы от каждого из них, осуществленных независи­мо друг от друга.

В настоящее время отечественные предприятия все больше включаются в про­цесс экономической интеграции, под которой понимается рост или увеличение предприятий путем проникновения на новые рынки или их захвата. Экономическая интеграция может быть вертикальной, горизонтальной и конгломератной.

Вертикальная интеграция

связанных видов деятельности в противоположность ситуации, когда эти виды дея­тельности выполняются отдельно двумя различными предприятиями, а затем дейст-вия синхронизируются через рыночные сделки. Например, предприятие, занимаю­щееся операциями сборки, может производить собственные комплектующие детали и торговать собственной продукцией. Вертикальная интеграция может включать расширение предприятия изнутри, комбинацию двух или большего количества предприятий в один бизнес на основе взаимной договоренности между руково­дством предприятий и акционерами этих предприятий или приобретение одного предприятия другим. Она позволяет фирме:

  • сократить трансакционные издержки, т.е. затраты на заключение рыночных Сделок;

  • иметь постоянные и стабильные поставки сырья, капитала, рабочей силы;

15

— сократить расходы на хранение товарно-материальных запасов при помощи бо­ лее тесного сотрудничества цехов, выполняющих различные операции, и учета текущих требований производства;

- регулировать затраты на приобретение необходимых экономических ресурсов. Ее возможности ограничены следующими факторами:

  1. она всегда связана с крупными размерами предприятия, с большим объемом производства товаров для конкретного рынка;

  2. ликвидирует положительные эффекты конкуренции: стремление к снижение издержек и повышение качества продукции, выбор наилучшего из поставщиков.

Горизонтальная интеграция

Горизонтальная интеграция — это специали­зация предприятия на определенном уровне производства или распространения продукции. Горизонтальная интеграция основа­на на росте концентрации рынка происходящий за счет внутреннего роста предпри­ятия или, более редко за счет внешнего роста через слияния и поглощения и после­дующей интеграции предприятий, производящих тот же продукт.

Преимущество горизонтальной интеграции заключается в том, что она позволяет снизить себестоимость единицы продукции при помощи сокращения (средних) из­держек на производство и распространение единицы продукции с увеличением объ­ема производства и распределения продуктов и роста масштаба деятельности пред­приятия (экономии масштаба), и тем самым позволяет увеличить свою долю рынка. Это позволит усилить контроль над рыночными условиями.

Границы горизонтальной интеграции:

  1. возможность предприятия увеличить долю рынка через слияния и поглощения ограничены политикой конкуренции;

  2. общий рыночный спрос может быть статичным либо снижающимся, заставляя предприятие искать новые возможности для роста через диверсификацию.

Диверсификация. интеграция

Конгломератная

Диверсификация, конгломератная интеграция — расширение деятельности предприятия в на­правлении различных сфер производства, при-

водящее к увеличению количества рынков, на которых работает предприятие. Ди­версификация может быть либо концентрической, либо чистой, в зависимости от степени сотрудничества в области производства. Например, две фирмы используют одно и то же сырье и материалы при изготовлении электрических лампочек и стек­лянной посуды и продаются через одни и те же предприятия розничной торговли. Это пример концентрической диверсификации. При чистой диверсификации про­дукция не должна иметь ничего общего (например, производство кондитерских из­делий и пошив женской одежды).

Диверсификация является для предприятия основным способом уменьшения риска и противостояния колебаниям прибыльности. Предприятие переориентирует свою деятельность со зрелых и увядающих рынков на новые области, открывающие

16

беспредельные возможности роста и притока прибыли. Диверсифицированные предприятия могут перераспределить прибыли, которые они получили на других рынках, и реинвестировать их для выхода на новые рынки, что усилит конкурен­цию; с другой стороны, возможно использование снижения цен и вытеснение тем самым конкурентов с рынка.

Рассмотрим формы роста предприятий при различных видах экономической ин­теграции.

Расширение предприятия изнутри

Расширение предприятия изнутри путем раз­работки новых продуктов приводит к большей

эффективности, чем у конкурентов (горизонтальная интеграция). Рост также проис­ходит при освоении новых рынков и вовлекает предприятие в вертикальную экспан­сию в отношении источников поставок и рыночных точек сбыта (вертикальная ин­теграция), так же как и в диверсификацию в новые области продуктов.

Слияние

Комбинация двух или большего количест­ва предприятий в один бизнес или слияние представляет собой одну из форм внешнего роста, включающую предприятие в расширение в горизонтальном, вертикальном и конгломератном направлениях.

Горизонтальные слияния (слияния между предприятиями на одном и том же рынке) позволяют предприятию снизить издержки при помощи использования эко­номии на большом масштабе в производстве и маркетинге и, увеличивая долю рын­ка комбинированной группы, тем самым сделать предприятие менее уязвимым для конкуренции (горизонтальная интеграция).

Вертикальные слияния (слияния предприятий, действующих на разных уровнях одного и того же рынка) позволяют предприятию снизить издержки, комбинируя в одной операции несколько последовательно связанных процессов, например, при помощи сокращения издержек на складирование. Контроль источников производст­ва и точек сбыта обеспечивает большую уверенность в поставках и дает доступ к каналам распространения, часто является конкурентным преимуществом по отно­шению к неинтегрированным соперникам (вертикальная интеграция).

Конгломератные слияния (слияния предприятий, занятых на не связанных между собой рынках) позволяют ограничить риск, распределив его между многими факто­рами, кроме того, открывают возможность эффективнее использовать ресурсы при помощи перекрестного использования квалификации, знаний и опыта в управлении, производстве и маркетинге.

Поглощение

Приобретение одного предприятия другим или поглощение является также формой внешне­го роста, при помощи которой предприятие расширяется в горизонтальном, верти­кальном и конгломератном направлениях. Конгломератные поглощения (приобрете­ние предприятия на рынке, где покупатель не имеет своего сегмента) предпринима­ются прежде всего в целях уменьшения рисков и для переориентации на те области,

которые обещают долговременный рост и имеют потенциал прибыли (диверсифика­ция). Вертикальные поглощения (приобретение предприятия, которое поставляет фак­торы производства для покупателя или распространяет его продукцию) позволяют предприятию сократить издержки при помощи, например, соединения серии взаимо­связанных операций по производству комплектующих деталей и сборке готового из­делия, или снизить расходы на складирование. Вертикальные поглощения дают пред­приятию уверенность в постоянном присутствии на рынке сырья и комплектующих деталей, а также доступ к каналам распределения. При этом конкуренты явно теряют все свои былые преимущества (вертикальная интеграция). Горизонтальные поглоще­ния (приобретение конкурента, который работает на том же рынке) позволяют пред­приятию снизить издержки при помощи реализации экономии на масштабе производ­ства и маркетинге продуктов. Поглотив своего конкурента, предприятие может увели­чить свою долю рынка и, возможно, осуществить до некоторой степени монополистический контроль над рынком (горизонтальная интеграция).

Совместное предприятие

Совместное предприятие — объединение предприятий разных стран для реализации со-

вместного проекта, если он оказался не под силу одной из сторон. Например, совме­стные предприятия России и других стран создаются на базе богатейшего научного потенциала российских предприятий, у которых не хватает финансовых средств. Многие совместные предприятия в России действуют по схеме: современные техно­логии, организованный менеджмент, оборудование плюс капитал иностранного ин­вестора, объединенные с земельными и трудовыми ресурсами России и российским рынком сбыта готовой продукции.

Взаимоисключающие инвестиционные проекты связаны с технической невоз­можностью осуществления обоих проектов или же осуществление одного из них уменьшает возможные денежные доходы от другого или полностью исключает их.

Две экономически независимых инвестиции могут быть статически зависимыми. Статическая зависимость возникает, если денежные доходы от двух экономически не­зависимых инвестиций зависят от какого-то внешнего события, имеющего вероятно­стный характер. Например, развитие бизнеса, казалось бы, в независимых сферах (производство строительных материалов и одежды) определяется уровнем дохода на­селения или возможными законодательными изменениями в налогообложении.

Классификация по отраслям. Данная класси-

Классификация по отраслям

фикация необходима, например, при разработке

антикризисной инвестиционной стратегии, поскольку для совершенствования структуры производства требуются инвестиции и, прежде всего в отрасли, опреде­ляющие развитие технического прогресса, выделение «ключевых», наукоемких тех­нологий, оказывающих серьезное воздействие на экономическое развитие страны.

Опыт стран Западной Европы и США показывает, что выход из кризиса начина­ется с инновационной активности, которая ведет к обновлению основного капитала,

18

затем развитию средств производства, росту занятости населения и платежеспособ­ности, оживлению и развитию отраслей, производящих товары народного потребле­ния. Когда обновление основного капитала принимает массовые размеры, соверша­ется переход от оживления к промышленному подъему. Однако механизмы саморе­гулирования рыночной экономики не могут обеспечить повышение темпов инновационной активности, здесь необходимы государственное регулирование и финансовая поддержка нововведений со стороны государства.

Технологическая конкурентоспособность стран Западной Европы в период кризиса и структурной перестройки 70-х годов во многом была обеспечена интенсивным го­сударственным финансированием научных исследований и разработок. Особенно от­четливо проявилась эта тенденция в ФРГ и Франции, на которые приходилось около 70% общего объема ассигнований промышленности на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в странах Западной Европы.

Классификация по степени обязательности осуществления инвестиций. Неко­торые инвестиции являются обязательными, так как если их не предпринять, то может остановиться вся производственная деятельность многих предприятий и организаций. Другие инвестиции могут осуществляться или не осуществляться, поскольку они не оказывают решающего влияния на выход промышленности из кризиса и на повыше­ние эффективности экономики. В России обязательными являются инвестиции, кото­рые приведут к смягчению социального напряжения, к повышению политической и социально-экономической устойчивости. Решение этих проблем является ключевым, так как оно приостановило бы бегство капитала из страны и создало благоприятные условия для привлечения как отечественного, так и иностранного капитала.

Классификация по сроку окупаемости и жизненному циклу. Период окупае­мости — это время, в течение которого доходы от инвестиций достигли первона­чальных инвестиций в данный проект. Например, инвестиции, в размере 100 млн руб. окупятся за три года, т.е. ожидается получение дохода в 33,3 млн руб. ежегод­но, если доходы поступают равномерно. Если же ожидаемый поток доходов нерав­номерен, то срок окупаемости можно определить путем сложения дисконтирован­ных (приведенных к начальному моменту времени) доходов по годам до тех пор, пока их общая сумма не будет равна первоначальным инвестициям.

Финансовые инвестиции Финансовые инвестиции представляют собой вложения в ценные бумаги. Ценные бумаги

представляют собой долговые обязательства, право участия в компании или закон­ные права на покупку или продажу доли в компании.

Имущественные вложения Имущественные вложения - это вложения в реальные активы (строения или землю), исполь-

зуемые при производстве продукции. К имущественным вложениям относятся так­же вложения, являющиеся ликвидными, в такие объекты имущества, как золото, ан­тиквариат, произведения искусства. К ним, кроме того, относятся вложения в иму-

19

щественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом (секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности — патен­тов на изобретения, свидетельств на промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства; права землепользования и др.).

Все инвестиции характеризуются как:

Капиталообразующие инвестиции

Капиталообразующие инвестиции определя­ются как сумма средств, необходимых для строительства (расширения, реконструкции, модернизации) и оснащения оборудо­ванием инвестируемых объектов, расходов на подготовку капитального строитель­ства и прироста оборотных средств, необходимых для нормального функциониро­вания предприятий.

Затраты на строительство складываются из вложений:

на капитальные работы, предшествующие эксплуатации объекта инвестиций;

По каждой статье затрат на реконструкцию или строительство указываются ве­личина инвестиционных затрат (в денежных единицах), начало (год, полугодие, квартал) инвестирования средств, период амортизации (количество лет, в течение

Портфельные инвестиции

которых амортизируется данная статья затрат),

способ амортизации.

Портфельные инвестиции — это инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.

Относительно объекта приложения инвестиции классифицируются следую­щим образом:

20

н ематериальные инвестиции — инвестиции в подготовку кадров, исследова­ния и разработки, рекламу и другие.

Некоторые инвестиции являются прямыми,

Прямые и косвенные инвестиции

другие — косвенными. При прямых инвести­циях инвестор приобретает непосредственно финансовые активы в виде ценных бу­маг или реальные активы. Косвенные инвестиции — это приобретение доли в портфеле ценных бумаг либо имущественных ценностей.

финансовые инвестиции могут быть в форме

Финансовые инвестиции

долговых обязательств, долевых ценных бу­маг (акций) и опционов.

Долговые обязательства представляют собой средства, вложенные в обмен на получение текущего дохода в форме процента, и возврат суммы долга в будущем.

Ценные бумаги — документы, удостоверяющие имущественные права, осуще­ствление или передача которых возможны лишь при их предъявлении.

Долевые ценные бумаги — это не связанные временными ограничениями доли владельца в капитале определенной компании или имуществе.

Опционы не являются ни долговыми обязательствами, ни долевыми ценными бумагами. Это ценные бумаги, дающие инвестору возможность приобрести другие ценные бумаги или иные активы по установленному курсу в течение оговоренного промежутка времени. Чаще всего опционы покупаются в расчете на игру на ожи­даемом росте или снижении курсовой стоимости обыкновенных акций. Но посколь­ку тенденция изменения курса обыкновенных акций достаточно неопределенна, по­купателю опциона не гарантируется какая-либо прибыль, и он может потерять всю вложенную им сумму либо потому, что опцион не будет признан выгодным, либо в силу завершения его срока. Опционы приобретаются не только в спекулятивных це­лях, но также и для защиты сделанных вложений от потерь.

Существуют следующие типы опционов — «права», «ордера», или «варран­ты» и опционы вида «пут» и «колл».

«Права» — это краткосрочный опцион на покупку определенной доли нового выпуска обыкновенных акций данного эмитента по курсу ниже рыночного.

«Ордер», или «варрант» — это долгосрочный опцион на покупку одной или бо­лее обыкновенных акций по курсу, который на момент выпуска ордеров устанавли­вается выше рыночного.

«Пут» — это опцион на продажу 100 обыкновенных акций по фиксированному курсу до истечения установленного срока.

«Колл» — это опцион на покупку 100 обыкновенных акций по фиксированному курсу до истечения установленного срока.

Большинство опционов «пут» и «колл» рассчитаны на срок от одного до девяти месяцев, реже до одного года. Цены исполнения по опционам «пут» и «колл» близки к текущим рыночным курсам обыкновенных акций на дату выпуска опциона. Инве­сторы предпочитают покупать опционы «пут», когда ожидается снижение курса, а

21

опционы «колл» — в надежде на повышение. Хотя опционы «пут» и «колл» принято считать спекулятивными инструментами, их можно также использовать для защиты финансового положения инвестора от потерь.

Ценные бумаги с фиксированным доходом

Ценные бумаги с фиксированным доходом — это финансовые инструменты, приносящие периодический доход по заранее определенной

ставке. К ним относятся облигации, привилегированные акции и конвертируе­мые или обратимые акции.

Облигации — это долгосрочные ценные бумаги, приносящие доход в виде про­цента по определенной заранее ставке плюс сумма номинальной стоимости при на­ступлении срока погашения.

Обыкновенные акции — это инструмент вложения в акционерный капитал, дающий право собственности на соответствующую часть дохода. Доход на обыкно­венную акцию бывает двух видов:

Например, инвестор купил одну обыкновенную акцию за 40 долл. За первый год он получил дивиденды наличными в сумме 2,5 долл., а в конце года он ее продал за 44 долл.

Если пренебречь расходами, связанными с покупкой и продажей, то оказывается, что он получил 2,5 долл. в форме дивидендов и 4 долл. курсового дохода (разницы между ценой продажи и ценой покупки).

Привилегированные акции — это ценные бумаги, дающие право собственно­сти на твердую долю дохода в виде дивидендов, выплачиваемую прежде, чем диви­денды по обыкновенным акциям.

Конвертируемые, или обратимые ценные бумаги — это ценные бумаги с фик­сированным доходом, которые представляют возможность владельцу обменять их на определенное количество обыкновенных акций.

Краткосрочные инструменты

и долгосрочные

Краткосрочные инструменты — это сберегатель­ные инструменты со сроком до одного года и год. Долгосрочные инструменты имеют срок более года.

С точки зрения направленности действий инвестиции подразделяются на: инвестиции на начало (основание) проекта (начальные инвестиции), или нет-то-инвестиции, осуществляемые при основании или покупке предприятия; инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на увеличение производственного потенциала;

реинвестиции, т.е. связывание вновь свободных инвестиционных средств по­средством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия.

К ним относятся инвестиции:

- на замену существующих физически и/или морально устаревших объектов но­ выми;

на модернизацию технологического оборудования или процессов производст­ва работ;

на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды.

Существуют три основных категории финансовых инструментов при инвестиро­вании: денежные средства, кредитные инструменты, способы участия в уставном капитале.

Риск

Инвестициям может быть свойственен вы­сокий или низкий риск, короткий или длитель­ный срок осуществления. Под риском понимается возможность несовпадения ве­личины прибыли от инвестиций с ожидаемым значением. Инвестиции с низким риском — это те вложения, которые считаются безопасными с точки зрения со­хранения вложенного капитала и получения положительного дохода. Инвестиции с высоким риском — это вложения с более высокой неопределенностью доходов. Инвестиции — это финансовые инструменты с любой степенью риска.

Инвестиционный процесс сводит продавцов денег с покупателями либо напря­мую, либо через финансового посредника (через банк, либо с помощью финансового рынка). Посредники участвуют в операциях на финансовом рынке.

Предложение и спрос на финансовых рынках определяют равновесные ры­ночные цены на финансовые инструменты.

Существует три главных участника инвестиционного процесса — это государ­ство, компании и частные лица. На каждом уровне исполнительной власти необхо­димы средства на капитальные затраты и текущие расходы. Когда расходы превы­шают налоговые поступления, государственные органы власти эмитируют долговые ценные бумаги. Некоторые государственные органы власти временно могут быть по­ставщиками финансовых ресурсов, в целом же они являются потребителями денег.

Компании (предприятию, организации) требуются огромные суммы средств для поддержания своей деятельности. Эти суммы нужны для приобретения как кратко­срочных, так и долгосрочных активов. Для финансирования своих потребностей компании выпускают самые разнообразные краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги.

Физические лица могут быть потребителями денежных средств, но в целом они являются их поставщиками.