logo search
Учебник финансовое право

§ 1. Земельный налог

Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Земельный налог обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований и городов федерального значения, где приняты соответствующие нормативные акты о его введении в действие.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ <1> земельный налог является формой платы за использование земли в Российской Федерации до введения налога на недвижимость.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Указанные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в своих нормативных правовых актах в обязательном порядке определяют налоговые ставки в пределах, установленных ст. 394 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога. В названных актах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Основные элементы земельного налога определены в гл. 31 НК РФ.

Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В ст. 395 НК РФ приведен закрытый перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения на федеральном уровне. В частности, это:

- организации (в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования);

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности);

- организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории этой зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок и некоторые другие субъекты.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования или городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

1) изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

б) предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

в) занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

3) из состава земель лесного фонда.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Информация о кадастровой стоимости содержится в государственном кадастре недвижимости, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности, регулируются ст. 392 НК РФ.

Налоговая база определяется самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке:

- принадлежащем организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования;

- используемом индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, принадлежащем на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пункт 5 ст. 391 НК РФ предусматривает налоговые вычеты для отдельных категорий налогоплательщиков в виде уменьшения налоговой базы на сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, налоговая база принимается равной нулю.

Получить названные вычеты могут:

- Герои Российской Федерации;

- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;

- физические лица, ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

- некоторые другие налогоплательщики.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными (для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей) - I квартал, II квартал и III квартал календарного года. Представительный орган муниципального образования или законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; в) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Категории земель установлены ст. 7 Земельного кодекса РФ в зависимости от целевого назначения (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда и т.д.). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (жилые, общественно-деловые зоны и т.д.), общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Сумма налога исчисляется по окончании налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Нормативными правовыми актами муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга может быть предусмотрена уплата в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. При этом отдельные категории налогоплательщиков могут освобождаться от исчисления и уплаты авансовых платежей.

Налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не могут привлекаться к уплате авансовых платежей более двух раз в течение налогового периода (п. 4 ст. 396 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, и организации исчисляют сумму налога (авансового платежа) самостоятельно.

Сумма налога (авансовых платежей), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В определенных гл. 31 НК РФ случаях при исчислении суммы налога (авансового платежа) могут применяться понижающие или повышающие коэффициенты (п. п. 7, 10, 15, 16 ст. 396 НК РФ).

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) для организаций и индивидуальных предпринимателей срок уплаты земельного налога (авансовых платежей) не может быть установлен ранее срока предоставления налоговой декларации.

Обязанность по уплате земельного налога возникает у субъекта с момента государственной регистрации соответствующего права на земельный участок. В то же время отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 14 октября 2003 г. N 7644/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Организации и индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, а по истечении отчетного периода - налоговый расчет по авансовым платежам (в случае их уплаты) по месту нахождения земельного участка.

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты по авансовым платежам - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.