logo search
банк дело

Управление товарно-материальными запасами компании/ Управление запасами. Цели и методы.

Управление запасами - рационализация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия. Для большинства компаний инвестиции в ТМЗ представляют крупный актив, поэтому важно, чтобы эти инвестиции оказались эффективными. Оптимальный уровень инвестирования в запасы предполагает, что компания должна располагать запасами, достаточными для удовлетворения потребностей производства и реализации, но в то же время избегать избытка запасов, в которых нет нужды и наличие которых повышает риск устаревания материалов. Решить эту проблему позволяет организация на предприятии системы управления запасами.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

Политика управления запасами заключается в оптимизации общего размера и структуры ТМЗ, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Виды запасов: Операционные запасы создаются с целью удовлетворения текущих потребностей производства и реализации. Страховые (резервные) запасы формируются для того, чтобы защититься от неконтролируемого поведения покупателей и задержек в поставке товаров. Спекулятивные запасы создаются в случае, когда компания прогнозирует, что в ближайшее время цена на ресурсы возрастет, и надеется сэкономить на разнице цен. При этом предполагается, что разница цен позволит окупить все затраты на хранение и стоимость отвлечения д/с из оборота.

Алгоритм управления запасами: При построении модели управления запасами нужно учитывать специфику компании. Уникальность управления запасами каждого предприятия определяется рядом факторов, например количеством необходимого сырья и материалов, условиями поставки и работы с поставщиками, территориальным положением предприятия относительно основных поставщиков. Тем не менее, есть некоторые принципы, которыми нужно руководствоваться при создании системы управления запасами. Процесс управления запасами можно представить в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов: 1)определение, чем может управлять компания; 2)выявление релевантных затрат и их зависимости от управляемых параметров; 3)поиск оптимального решения, при котором релевантные (значимые) затраты для компании будут минимальными.

Методы контроля за ТМЗ:

1) Метод ABC. ТМЗ делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов запасов в зависимости от их удельной стоимости в общем объеме запасов и в себестоимости готовой продукции. Запасы подвергаются инвентаризации. 2) Использование модели оптимального размера заказа. Основан на делении расходов, связанных с ТМЗ, на издержки хранения и издержки заказа и позволяет определять оптимальный размер и сроки закупки сырья и материалов. Следует учитывать, что необходимо поддерживать определенный объем резервных запасов.

Корпоративная реструктуризация компании

Реструктуризация - это изменение структуры, масштабов, видов деятельности хозяйствующего субъекта в целях преодоления кризисного состояния и обеспечения рентабельной работы. На текущий момент сложилась практика реструктурировать предприятие, чтобы избежать банкротства компании.

Реструктуризация позволяет избежать ликвидации и продажи имущества, при этом восстанавливая финансовую устойчивость и платежеспособность коммерческого предприятия.

Главная цель реструктуризации — поиск источников развития предприятия с помощью внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования; внешние — на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия. Стратегическая цель — повышение стоимости акционерного капитала за счет эффективного использования ресурсов.

Процесс проведения реструктуризации состоит из двух этапов: Первый этап объединения - разработка концепции укрупнения, организационно-правовой схемы и организационного плана графика реорганизации.  Второй этап объединения - определяют, как изменятся показатели эффективности и финансового состояния консолидированной группы в результате (проводят ситуационный анализ (SWOT-анализ – показать, как в динамике изменятся активы, обязательства, финансовые результаты и баланс д/с в результате проведения реструктуризации системы управления и выполнения бизнес-плана развития)).

К стабилизационным мерам реструктуризации относятся: 1)улучшение управления денежными потоками и оборотными средствами; 2)перепрофилирование производства; 3)закрытие нерентабельных производств; 4)продажа активов, всего предприятия; 5)ускорение получения денег от дебиторов; 6)сокращение и отсрочка затрат; 7)реструктуризация долга; 8) привлечение опытных специалистов по антикризисному управлению; 9)укрепление внутреннего контроля;

Реализация проекта реструктуризации подразумевает под собой следующие изменения: 1) Изменения структуры предприятия; 2) Изменения функций; 3) Изменения финансово-экономической политики; 4) Изменения психологического климата; 5) Изменения технологии и технического оснащения.