logo
банк дело

Принципы налогообложения а.Вагнера.

Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы.

1) Финансовые принципы организации налогообложения: достаточность налогообложения; эластичность (подвижность) налогообложения;

2) Народнохозяйственные принципы: правильный выбор источника налогообложения; правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения;

3) Этические принципы (принципы справедливости): всеобщность налогообложения; равномерность налогообложения

4) Административно-технические правила (принципы налогового управления): определенность налогообложения; удобство уплаты налога; максимальное уменьшение издержек взимания.

Сростом правительственных расходов должны расти и налоговые поступления в бюджет в достаточном объеме, то есть налоги должны быть эластичными, подвижными, приспособленными к государственным нуждам. Таким образом, если налоги не будут в достаточной мере покрывать расходы бюджета, то государство будет вынуждено усилить налоговое бремя, расширить сферу применения налогов, особо не принимая во внимание принципы справедливости, равномерности, однократности обложения.

Виды налоговых ставок и особенности их построения. Способы взимания налогов.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов. В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый; изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника); изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации); по патенту.

1)Кадастровый - учет и взимание налога осуществляются на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (земельный, имущественный) без учета фактической доходности. 2)Изъятие налога у источника (метод удержания) означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (ИПН с з/п). 3)Метод начисления (по декларации), предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы. 4)На основе патента налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы.

Этапы становления налоговой системы РК

1 этап 1991-1994гг. харак-ся созданием налог.сис-мы, путем исп-ия различных инструментов в частности таких как определ.виды налогов и их эл-ты для накопления гос. бюджета и предотвращения инфляции.

2 этап 1995-1998гг. харак-ся созданием благоприятных условий для активной деят- ти субъектов экономики ведущей к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличением возмож-ти решения соц.проблем. этому способствует принятие указа имеющего силу закона «О налогах и др. платежах в бюджет», введенного в действие с 1 июля 1995 г.

3 этап 1999-2001гг. харак-ся изменениями внесенными в указ. Суть нововведений заключалась в упразднении разделении налогов на общегос-ные и местные. Эти изменения были продиктованы наличием распространенных в мир.практике принципа формирования доходов различных ур-ней власти.

4 этап 2002-2008гг. харак-ся введенным в действие с 1 янв. 2002 г налогового кодекса «о налогах и др платежах в бюджет». Данный документ регламентирует качественно новые отношения м/у гос-вом и налогоплательщиком.

5 этап с 2009г. современный этап харак-ся введением в действие с 1 янв. 2009 г кодекса который направлен на создание благоприятных условий способствующих сокращению теневого сектора эк-ки, снижения общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора эк-ки, повышению эк-кой ситуации от добывающего сектора эк-ки.

Налоговую систему образуют совокупность налогов, сборов, пошлин, и др платежей, взимаемых в установленном порядке, а также формы и методы их построения, в которых реализуются определенные принципы. Наиболее глубинным коренным признаком налоговой системы является законный, легальный характер, хозяйственная самостоятельность плательщика. Налоговая система представляет собой совокупность налогов вводимых государством, методом их исчисления, и уплаты, а также способом распределения налогов между различными уровнями управления. По мере углубления рыночных процессов возникла необходимость реформирования налоговой системы и расширение принципов налогообложения, которые способствовали бы переходу экономики Казахстана в качественно новое состояние.