logo
банк дело

Основные элементы банковского маркетинга. Сегментация банковского рынка.

Банковский маркетинг – это процесс, который включает в себя планирование производства банковского продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса.

Элементы банковского маркетинга: 1)элемент- анализ рынка: систематизация маркетинговой информации →сбор информации→маркетинговое исследование; 2)элемент- отбор целевых рынков: изучение спроса→ сегментация рынка→ отбор целевых сегментов→ позиционирование банковского продукта; 3)элемент- комплекс маркетинга (4Р): Product→ Price→Place→Promotion; 4)элемент- комплекс вспомогательных элементов: система планирования→система контроля.

Сегментация рынка банковских услуг - это разделение неоднородного рынка на бале мелкие однородные сегменты с целью выделения групп клиентов с идентичными интересами и потребностями. Сегмент - часть рынка (регион, группа потребителей, группа товаров и услуг), который можно охарактеризовать общими признаками.

Виды сегментации: 1)Сегментация по характеристикам предлагаемых услуг; 2)Сегментация по клиентам; 3)Сегментация по нескольким переменным.

В маркетинге банковских услуг можно выделить следующие группы критериев сегментации: 1) по экономическому положению —размер предприятия, сфера деятельности, число работающих. 2) географическая сегм-я —страны, большие регионы, административно-территориальные ед.. 3) по объемам покупок — подразделяет потребителей на лиц, пользующихся банковскими услугами очень часто, часто, редко и не пользующихся вообще. 80% к 20% 4) демографическая сегментация — потребители делятся на группы по возрасту, полу, семейному положению, размеру семьи, доходу, профессии, образованию, национальности, религии. 5) по образу жизни - разделяют клиентов на консервативных, искушенных и колеблющихся. А французскими банкирами население по поведенческому признаку классифицируется следующим образом: а) люди, живущие сегодняшним днем; б) авантюристы; в) утилитаристы, пассивные в своем поведении, но относящиеся с уважением к материальным ценностям; г) лица, стремящиеся быть в центре событий. 6) по готовности пользоваться услугами — потребители могут быть не осведомленными, осведомленными, информированными, интересующимися и желающими. 7) по характеру индивидуальности — различают податливых, агрессивных и независимых потребителей. 8) по склонности к риску — различают клиентов, склонных к риску, нейтрально относящихся к риску и избегающих риска. 9) в зависимости от искомых выгод банковского обслуживания. Любой банковский продукт обладает целым «букетом» выгод (свойств), привлекающих потребителей, однако разными людьми эти свойства воспринимаются по разному: одних привлекает возможность получения дохода, других — комфорт и вежливость обслуживания, третьих — престиж.