logo
банк дело

Налоговая служба в рк: структура, функции и задачи.

Задачами органов налоговой службы являются: 1) обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет; 2) полнота и своевременность перечисления ОПВ и СО в ГФСС; 3) осуществление налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.

Органы налоговой службы состоят из: уполномоченного органа и налоговых органов.

К налоговым органам относятся налоговые территориальные подразделения уполномоченного органа по областям, городам Астане и Алматы, по районам, городам и районам в городах, а также межрайонные территориальные подразделения уполномоченного органа.

Налоговые органы подчиняются по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам.

Функции уполномоченного органа: 1) осуществляет международное сотрудничество по вопросам налогообложения; 2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, предусмотренные Кодексом; 3) осуществляет руководство налоговыми органами; 4) определяет полномочия ведомства, входящего в его состав; 5) осуществляет налоговый контроль; 6) ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет; 7) осуществляет налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств, полнотой исчисления и своевременностью уплаты СО в ГФСС, а также за своевременностью удержания и перечисления ОПВ в НПФ; 8) осуществляет контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного в собственность государства, за полнотой и своевременностью его передачи;

Сущность финансового менеджмента / Финансовый менеджмент: понятие, цели, задачи и принципы организации. Финансовый менеджмент - означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:1) управляемая подсистема (объект управления) в объект управления включаются следующие элементы:1) Денежный оборот;2) Финансовые ресурсы;3) Кругооборот капитала;4) Финансовые отношения. 2) управляющая подсистема (субъект управления) совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:1) Кадры (подготовленный персонал);2) Финансовые инструменты и методы;3) Технические средства управления;4) Информационное обеспечение. Цель финансового менеджмента - является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении. Задачи: 1. Обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов, 2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации. 3. Оптимизация денежного оборота, 4. Обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне финансового риска, 5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при необходимом уровне при–были путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций, 6. Обеспечение постоянного финансового равновесия организации в процессе ее развития посредством поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платеже–способности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей. Финансовые стратегические задачи- максимизация прибыли предприятия, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, обеспечение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

Текущие цели (задачи) - обеспечение сбалансированности поступления денежных средств (платежеспособности и ликвидности предприятия), обеспечение достаточного уровня рентабельности и продаж за счет гибкой ценовой политики и снижения издержек. Рентабельность - показатель конкурентоспособности предприятия на коротком промежутке времени. Финансовая политика состоит из следующих элементов: 1. учетная политика; 2. кредитная политика; 3. политика в отношении управления издержками; 4. налоговая политика и налоговое планирование; 5. дивидендная политика; 6. политика управления денежными средствами; 7. инвестиционная политика. Основными принципами финансового менеджмента являются: 1. Финансовая самостоятельность предприятия. 2. Самофинансирование предприятия. 3. Материальная заинтересованность предприятия. 4. Материальная ответственность.5. Обеспечение рисков финансовыми резервами.

Роль финансового менеджмента в системе управления компанией /Функции и структура финансового менеджмента. Структура финансового менеджмента тесно связана со структурой бухгалтерского баланса, как основной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия. Основные функции: 1. Функция разработки финансовой стратегии предприятия(все что св с развитием п/п и планами), 2. Организационная функция, (обеспечивающая принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия), 3. Информационная функция, (обеспечивающая обоснование нескольких возможных альтернативных вариантов управленческих решений), 4. Функция анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия (экспресс и углубленный анализ отдельных финансовых операций; результатов финансовой деятельности отдельных дочерних предприятий, филиалов), 5. Функция планирования (разработка системы стратегических текущих планов и оперативных бюджетов), 6. Стимулирующая функция (формируется система поощрения и санкций работников), 7. Функция контроля (контроль за реализацией принятых управленческих решений). 1. Функция управления активами (выявление реальной потребности в отдельных видах активов, исходя из предусматриваемых объектов операционной деятельности предприятия, и определение их суммы в целом, оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования, 2. Функция управления капиталом (определяется общая потребность в капитале для финансирования предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов), 3. Функция управления инвестициями (определении важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия; оценке инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отборе наиболее эффективных из них; формировании реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выборе наиболее эффективных форм финансирования инвестиций), 4. Функция управления денежными потоками (формировании входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизации по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов), 5. Функция управления финансовыми рисками и предотвращения банкротства (выявляется состав основных финансовых рисков, оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь, система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, постоянный мониторинг и диагностика уровень угрозы банкротства).

Базовые концепции финансового менеджмента и их характеристики. 1) Концепция приоритетов экономических интересов собственников: она формулирует, как максимальные рыночные стоимости предприятий/ американский экономист Г.Саймон 1978. 2) Современная портфельная теория: Гарри Марковиц 1952 год/ методологические принципы статистического анализа и оптимизации соотношений уровня риска и доходности инструментов финансового инвестирования. 3) Концепция стоимости капитала: американский экономист Дж.Уильямс 1938 год, Дальнейшее развитие Ф. Модельани и М.Миллера в 1958 году/ минимизация WACC, что обеспечивает максимальное благосостояние собственников. 4) Концепция структуры капитала: Ф. Модельани и М.Миллером/ механизм влияния избранного предприятием соотношения собственного и заемного капитала и показывает его рыночные стоимости. 5) Теория дивидендной политики: американский экономист Дж. Линтером 1956 год. 5) Концепция стоимости денег во времени: сформулирована в 1930 году И.Фишером/ настоящая стоимость денег всегда выше из будущей стоимости в связи с альтернативной возможностью их инвестирования, а также влияние факторов инфляции и риска.

Концепция денежных потоков и Концепция временной стоимости денег. Будущая и приведенная стоимость денег Концепция денежных потоков предприятий возникла в США в середине 50-х годов ХХ века, и разработка основных ее положений принадлежит зарубежным экономистам. DCF (дисконтированного денежного потока) (далее). Концепция DCF основана на понятии временной стоимости денег. Денежная единица сегодня имеет большую ценность по сравнению с денежной единицей, которая может быть получена в будущем. Это связано с тем, что денежная единица может быть инвестирована сегодня в материальные или финансовые активы для получения дополнительного дохода. На снижение ценности будущей денежной единицей, по сравнению с имеющейся влияют три фактора:1) инфляция; 2) риск; 3) оборачиваемость. Инфляция в какой-то мере стимулирует инвестиционный процесс, т.к. обесценивание денег требует их вложения. Риск неполучения ожидаемой прибыли заставляет менеджера оценивать несколько вариантов и выбирать наиболее оптимальный для данного предприятия. Оборачиваемость заставляет менеджера решать вопрос о величине приемлемого дохода на сумму, которую вложил инвестор в настоящее время, и правильно оценивать сумму, ожидаемую к получению в будущем. В связи с этим возникает задача оценки стоимости будущих денежных потоков с позиции сегодняшнего дня. Дисконтирование – процесс приведения ценности будущей денежной суммы к настоящему моменту времени

kd = где, r – ставка дисконтирования; t – временной интервал (год) 6) Концепция взаимосвязи уровня риска и доходности: между уровнем ожидаемого дохода и уровнем сопутствующего ему риска существует прямопропорциональная зависимость. Анализ денежных потоков (DCF) включает следующие этапы: - расчет прогнозируемых денежных потоков (FV); - оценка степени риска. При оценке прогнозируемого денежного потока, как правило, должна учитываться и степень потенциального риска, присущего данному потоку. - включение уровня риска соответствующих активов в финансовый анализ. Применяют один из двух методов учета степени риска: 1) метод безрискового эквивалента (СЕ) или 2) метод скорректированной на риск ставки дисконта (RADR).

Модель оценки доходности финансовых активов. Capital Asset Pricing Model (CAPM) - модель оценки доходности финансовых активов служит теоретической основой для ряда различных финансовых технологий по управлению доходностью и риском, применяемых при долгосрочном и среднесрочном инвестировании в акции. CAPM рассматривает доходность акции в зависимости от поведения рынка в целом. Другое исходное предположение CAPM состоит в том, что инвесторы принимают решения, учитывая лишь два фактора: ожидаемую доходность и риск. Согласно модели риск, связанный с инвестициями в любой рисковый финансовый инструмент, может быть разделен на два вида: систематический и несистематический. Систематический риск обусловлен общими рыночными и экономическими изменениями, воздействующими на все инвестиционные инструменты и не являющимися уникальными для конкретного актива. Несистематический риск связан с конкретной компанией-эмитентом. Систематический риск уменьшить нельзя, но воздействие рынка на доходность финансовых активов можно измерить. В качестве меры систематического риска в CAPM используется показатель β (бета), характеризующий чувствительность финансового актива к изменениям рыночной доходности. Зная показатель β актива, можно количественно оценить величину риска, связанного с ценовыми изменениями всего рынка в целом. Чем больше значение β акции, тем сильнее растет ее цена при общем росте рынка, но и наоборот - акции компании с большими положительными β сильнее падают при падении рынка в целом. Несистематический риск может быть уменьшен с помощью составления диверсифицированного портфеля из достаточно большого количества активов или даже из небольшого числа антикоррелирующих между собой активов. Точный расчет показателей β необходим финансовым менеджерам, чтобы выбрать активы, которые наилучшим образом соответствуют их стратегии инвестирования. Используя коэффициент β, можно формировать инвестиционные портфели самых разных типов - консервативные, агрессивные, сбалансированные. Характеристики финансового актива: Цена Pm, Стоимость Vt, Доходность k, Риск. Подходы к оценке финансовых активов: технократический подход (Текущая внутренняя стоимость ценной бумаги определяется исходя из динамики цен за предшествующие периоды), теория «ходьбы наугад» (Ни статическая ни прогностическая информация не могут привести к получению обоснованной оценки внутренней стоимости), фундаменталистский подход (Внутренняя стоимость ценной бумаги может быть оценена как дисконтированная стоимость всех будущих поступлений: Общая ситуация на рынке, Инвестиционная политика, Дивидендная политика). Предпосылки CAPM: основная цель каждого инвестора – максимизация прироста богатства на конец планируемого периода, все инвесторы могут брать и давать ссуды неограниченного размера по некоторой безрисковой ставке krf, все инвесторы одинаково оценивают величину ожидаемых значений доходности, дисперсии и ковариации всех активов (равные условия в отношении прогнозирования показателей), все активы делимы и ликвидны, не принимаются во внимание транзакционные расходы и налоги, все инвесторы полагают, что их деятельность по покупке и продаже финансовых активов не влияет на их стоимость, количество финансовых активов заранее определено и фиксировано. ke – ожидаемая доходность акций, krf –доходность безрисковых ценных бумаг, km – ожидаемая доходность на рынке ценных бумаг, β – бета-коэффициент данной компании.

Операционный рычаг. Сила операционного рычага и Финансовый рычаг. Сила финансового рычага. Операционный рычаг или производственный леверидж (DOL) - это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат. Имеет место только при условии, что у компании есть постоянные затраты.Чистая прибыль — это разница между прибылью от продаж и операционными издержками. Операционные издержки в свою очередь распадаются на постоянные и переменные. Пусть величина постоянных издержек F не зависит от уровня выпуска, затраты на единицу выпуска равны V, каждая единица выпуска может быть реализована по цене Р, а объем производства и сбыта равен Q. Предположим, что корпорация за отчетный период увеличила объем продаж на 1%. Показатель EBIT возрастет более чем на 1%. Почему? Дело в том, что выручка от реализованной продукции и сумма переменных издержек возрастают пропорционально, а величина постоянных издержек остается неизменной. Эти издержки и есть операционный леверидж. Соотношение постоянных и переменных издержек определяет силу операционного рычага. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общих операционных издержках корпорации, тем выше сила операционного рычага. TEBIT - Темп изменения операционной прибыли (EBIT), TQ - Темп изменения объема продаж (выручки). ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ - выручка от реализации, при которой операционная прибыль (прибыль до вычета процентов и налогов) равна 0. EBIT = Q * (P-VC) - FC = 0; ПР = Qбез*P. ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ – разница между фактической выручкой и порогом рентабельности. ЗФП = Q*P - Qбез*P. Финансовый леверидж (DFL*) количественно характеризуется соотношением между собственными и заемными источниками долгосрочного финансирования и вариабельностью показателя «чистая прибыль (прибыль после уплаты налогов)». DFL позволяет определить безопасный объем заемных средств и допустимые условия кредитования. (без привлечения ЗК), (с привлечением ЗК).

Теории структуры капитала. Модель Модильяни-Миллера. В период с 1958 по 1963 года Ф.Модильяни и М.Миллер исследовали эффект влияния выбора фирмой способа финансирования на ее рыночную стоимость. В основе Теории Модильяни и Миллера лежат ряд предположений: 1. Все инвесторы имеют одинаковое поведение на рынке и имеют одинаковые ожидания относительно одинаковых видов активов. 2. Индивидуумы и фирмы могут заимствовать на одинаковых условиях и отсутствуют транзакционные затраты. 3. Стоимость долга постоянна и равна безрисковой процентной ставке. 4. Все фирмы имеют нулевой рост, доходы фирмы постоянны и бесконечны во времени. 5. В модели полностью отсутствуют налоги.

Факторы, влияющие на дивидендную политику. Виды дивидендов. На практике дивидендная политика любой компании строится с учетом целого ряда факторов, которые условно можно разделить на четыре группы. 1. Факторы, характеризующие законодательные и корпоративные ограничения. 1.1. Законодательные ограничения (выплату дивидендов может расходоваться прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов. Если компания неплатежеспособна или объявлена банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена), 1.2. Ограничения контрактного характера. 1.3. Ограничения, связанные с привилегированными акциями. 2. Факторы, характеризующие инвестиционные потребности организации. 2.1. Стадия жизненного цикла (На ранних стадиях жизненного цикла компании часто испытывают сложности в привлечении источников финансирования и поэтому вынуждены большую часть полученной прибыли (иногда полностью) инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов), 2.2. Необходимость расширения производства и реализации инвестиционных программ, 2.3. Возможность ускорения или замедления осуществления инвестиционных проектов (строго придерживаться стабильной дивидендной политики, придает ей большую гибкость). 3. факторы, характеризующие финансовые возможности организации. 3.1. уровень прибыли текущего периода и нераспределенной прибыли прошлых лет, 3.2. Ограничения, связанные с недостаточной ликвидностью, 3.3. Затраты на эмиссию новых акций (Для обеспечения необходимого уровня финансирования инвестиций компания может увеличить акционерный капитал, произведя эмиссию новых акций, и сохранив нераспределенную прибыль. Если затраты на выпуск акций будут высоки, это может привести к сокращению доли дивидендов в прибыли и ее реинвестированию). 4. Факторы, связанные с интересами и поведением акционеров и инвесторов. 4.1.Ограничения, связанные с интересами акционеров и инвесторов (Нарушение стабильности выплат дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся практики выплат могут привести к понижению рыночной цены акций), 4.2. Уровень дивидендных выплат организаций–конкурентов (Более высокий размер дивидендов, предлагаемых компаниями–конкурентами в одинаковых экономических условиях может спровоцировать желание собственников организации увеличить уровень дивидендных выплат), 4.3. Возможность утраты контроля над управлением (Низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций и их массовой продаже акционерами, что увеличивает риск финансового захвата организации (скупки акций) конкурентами). Основные виды дивидендов: 1. по способу выплат — премии денежные и в виде имущества предприятия. Второй способ, называемый реинвестированием, предполагает, что компания введет в обращение дополнительное число акций за счет их передачи своим акционерам. 2. по размеру — дивиденды бывают как полные, так и частичные, 3. по периодичности выплат — годовые, полугодовые, квартальные. 4. по виду акций, по которым выплачиваются бонусы — премии по обыкновенным и привилегированным акциям.

Средневзвешенная стоимость капитала. Ценовая модель рынка капитала (см модель САРМ выше). WACC (Weight average cost of capital) – это средневзвешенная стоимость капитала, показатель используется при оценке необходимости инвестирования в различные ценные бумаги, проекты и дисконтировании ожидаемых доходов от инвестиций и измерении стоимости капитала компании. Формула WACC: Заемные средства/TF (стоимость заемных средств) (1-Tax) (ставка налога на прибыль предприятия) + Акционерный капитал/TF (стоимость акционерного капитала). Экономический смысл средневзвешенной стоимости капитала состоит в том, что организация может принимать любые решения (в том числе инвестиционные), если уровень их рентабельности не ниже текущего значения показателя средневзвешенной стоимости капитала. WACC характеризует стоимость капитала, авансированного в деятельность организации. Фактически WACC характеризует альтернативную стоимость инвестирования, тот уровень доходности, который может быть получен компанией при вложении не в новый проект, а уже в существующий. WACC обычно формируется на основании предположения о том, что капитал компании состоит из: заемных средств; привилегированного акционерного капитала; обыкновенного акционерного капитала.

Оценка и выбор инвестиционного проекта. Особенности инвестиционных проектов: Большие первоначальные затраты, Инвестиционные проекты частично или полностью необратимы, Реализация одного инвестиционного проекта может расширить инвестиционные возможности компании по другим проектам, Временнáя протяженность инвестиционных проектов, Инвестиционный проект может изменить общую оценку риска компании. Необходимость инвестиций: обновление материально-технической база, расширение деятельности, социальная политика и экологическая безопасность. Бюджет капиталовложений – схема предполагаемого инвестирования в основные средства, в основе которой заложен анализ доступных инвестиционных проектов и выбор приемлемых из общего их числа. Этапы разработки бюджета: Анализ инвестиционных возможностей, Оценка реализуемости рассматриваемых инвестиционных проектов, Распределение отобранных проектов во времени. При принятии инвестиционных решений необходимо учитывать следующие факторы: Вид инвестиций, Стоимость инвестиционного проекта, Множественность доступных проектов, Ограниченность финансовых ресурсов, Риск, Своевременность инвестиций. Тип предполагаемых доходов: Сокращение затрат, Доход от расширения, Выход на новые рынки сбыта, Снижение риска производства и сбыта, Социальный эффект. По степени риска: Рисковые, Безрисковые. При оценке единичного инвестиционного проекта необходимо определить: затраты по проекту; ожидаемый денежный поток; доступность требуемых источников финансирования; приемлемую стоимость капитала. В основе принятия управленческих решений инвестиционного характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Логика анализа инвестиционного проекта : с каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток: превышение текущих доходов по проекту над текущими денежными расходами – чистый приток денежных средств как правило, анализ инвестиционных проектов осуществляется по годам; предполагается, что весь объем инвестиций совершают в конце года; приток (отток) денежных средств имеет место в конце очередного года; ставка дисконтирования, используемая для оценки проектов, должна соответствовать длине периода реализации инвестиционного проекта; множественность прогнозных оценок и расчетов. Критерии оценки инвестиционных проектов: СРОК ОКУПАЕМОСТИ - число лет, в течение которых будут возмещены первоначальные инвестиции. КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ. ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ, ЧИСТАЯ ПРИВЕДЕННАЯ СТОИМОСТЬ (Если NPV>0 проект следует ПРИНЯТЬ, Если NPV<0 проект следует ОТВЕРГНУТЬ, NPV=0 проект НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИ ПРИБЫЛЬНЫМ НИ УБЫТОЧНЫМ) и ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ПРИБЫЛИ - IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов на финансирование проекта.

Проблемы максимизации прибыли фирмы. Максимизация прибыли для фирмы означает поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками. Pm = TR – TC где, Pm - общая или чистая экономическая прибыль; TR – общий доход, определяемый как произведение количества проданной продукции на её цену; TC – общие издержки, включающие и прямые, и косвенные. 1. Доход и прибыль фирмы. Прибыль представляет разницу между доходом и издержками производства фирмы. Чтобы определить объем производства фирмы, которая стремится максимизировать прибыль, необходимо проанализировать доходы фирмы. 2. Динамика совокупного дохода и эластичность спроса на товар. Cовокупный доход увеличивается, когда спрос эластичен и предельный доход имеет положительное значение. Совокупный доход снижается, когда спрос неэластичен и предельный доход принимает отрицательное значение. Так как на конкурентном рынке каждая фирма продает небольшую часть от реализации всей отрасли, то ее решение об объеме продаж не будет влиять на рыночную цену товара. Поэтому конкурентная фирма принимает цену как заданную извне. Конкурентная фирма может продавать дополнительную единицу продукции без снижения цены. В результате совокупный доход увеличивается на величину цены товара. 4. Сравнение валового дохода и валовых издержек; предельного дохода и предельных издержек. В микроэкономике используют названные два подхода к определению уровня производства, при котором фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки. В каждом из этих подходов могут решаться три проблемы: – максимизация прибыли в процессе производства; – минимизация убытков в процессе производства; – минимизация убытков путем прекращения производства и закрытия предприятия.

Роль операционного анализа в формировании финансовых результатов деятельности предприятия. Операционный анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, value, profit - анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование. Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Управление текущими затратами предприятия. Стратегия управления текущими затратами сводится к определению: • суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции; • оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами; • сроков окупаемости текущих затрат предприятия (достижения порога рентабельности); • запаса финансовой прочности. Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции. Они занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья и материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, оплате труда и т.д. Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции. Все затраты предприятия можно разделить на две категории: переменные (или пропорциональные) затраты (возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы; они составляют постоянную величину в расчете на единицу продукции) и постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты (не зависят от динамики объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оплата коммунальных услуг, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.; уровень постоянных затрат в расчете на единицу продукции имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства, и наоборот). Точка безубыточности (порог рентабельности) ЦЕНА х КОЛ-ВО = ПОСТ. ИЗДЕРЖКИ + ПЕРЕМ. ИЗДЕРЖКИ х КОЛ-ВО Планирование затрат подразумевает следующие действия: (1) составление классификации затрат, (2) определение норм расхода ресурсов, исходя из планируемого объема выпуска продукции и необходимости поддержания оптимального режима работы технологического оборудования; (3) расчет стоимости затрат на основе данных о планируемом расходе ресурсов и существующих цен на соответствующие виды ресурсов; (4) определение условий, при которых возможна и целесообразна экономия ресурсов или допустим перерасход ресурсов в сравнении с нормами; (5) составление программы ресурсосбережения; (6) составление плана-сметы на выбранном горизонте планирования.

Анализ результатов хозяйственной и финансовой деятельности фирмы

Выручка от реализации продукции является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. От величины выручки зависит формирование прибыли, своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.

Финансовые результаты деятельности п/п характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Валовая прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются: систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты; выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Прибыль важнейший показатель эффективности работы организации, источник ее жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности организации, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются также обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать факторы, как ее формирования, так и распределения.