logo search
банк дело

Управление дебиторской задолженностью

ДЗ - средства, причитающиеся фирме, но еще ею не полученные. В составе ОА отражается ДЗ, срок погашения которой не превышает одного года. ДЗ может быть представлена следующими статьями: ДЗ по основной деятельности (счета к получению и векселя полученные) и ДЗ по прочим операциям (авансы служащим, авансы филиалам, ДЗ по дивидендами и процентам).

Приемы управления ДЗ представляют собой: 1) контроль над образованием и состоянием ДЗ: классификация по срокам возникновения, отслеживание коэффициента оборачиваемости, выявление доли сомнительных долгов. 2) определение политики кредитования: установление сроков, условий и порядка погашения ДЗ; 3) ранжирование клиентов; 4) контроль над просроченной задолженностью; 5) прогноз погашения ДЗ (определение приемов ускорения погашения ДЗ: факторинг).

На величину ДЗ предприятия влияют: 1) общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки ДЗ; 2) условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов), тем выше остатки ДЗ; 3) политика взыскания ДЗ. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании ДЗ, тем меньше ее остатки и тем выше качество ДЗ; 4) платежная дисциплина покупателей.

Одним из действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток д/с и снизить риск возникновения ДЗ, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара.

Для ускорения перевода ДЗ в иные формы оборотных активов предприятия применяется рефинансирование ДЗ (факторинг, форфейтинг).

Факторинг - уступка (продажа) дебиторской задолженности компании. Участники факторинга: 1)фактор (факторинговая компания, банк) – покупатель требования; 2)поставщик (кредитор); 3)покупатель товара (дебитор). Форфейтинг - это особый способ длительного кредитования банками или форфейтинговыми компаниями различных предприятий. Суть кредитования по форфейтингу – покупка кредитных обязательств должника у его кредитора. При этом в форфейтинговых сделках рассматриваются только долговые обязательства, оформленные в виде векселей, дебиторских долгов и других ценных бумаг.