18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
В задачу Государственного фонда занятости населения РФ входит финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Он образован в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. Средства Фонда занятости являются федеральной государственной собственностью РФ, находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах). Средства Фонда занятости не входят в состав федерального бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 08.06.1993 г.
Основа доходов Фонда занятости – страховые взносы работодателей. Работодатели производят отчисления в Государственный фонд занятости в размере 1,5 % от начисленной оплаты труда по всем основаниям (до 01.01.1996 г. – в размере 2 %).
Средства фонда занятости направляются на:
• организацию общественных работ;
• мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан;
• выплаты пособий по безработице;
• возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
• создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;
• научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения;
• содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий;
• подготовку и повышение квалификации кадров органов службы занятости.
Наибольший удельный вес в расходах Государственного фонда занятости РФ занимают выплата пособий и материальная помощь, финансирование материальной поддержки лиц, признанных безработными, содержание службы занятости и прочие расходы.
В сравнении с другими внебюджетными фондами ГФЗН находится в наиболее тяжелом финансовом положении. В первые годы своего существования доходы бюджета фонда почти в два раза превышали расходы. После снижения тарифа страховых взносов в 1996 г. с 2 до 1,5 % фонда оплаты труда ГФЗН не может в полном объеме выполнять обязательства по социальным выплатам населению. Положение Фонда усугубилось после августовского кризиса 1998 г. Произошедшие события заставили более критично взглянуть на саму федеральную программу создания и сохранения рабочих мест, которая не имеет ни адекватной информационной поддержки, ни достаточного финансового обеспечения. В связи с этим заслуживает внимания проблема свертывания деятельности предприятий малого бизнеса. Координация деятельности по созданию системы поддержки и расширения малого бизнеса и работы службы занятости позволила бы более эффективно решать проблемы безработицы.
Более чем в половине российских регионов служба занятости не в состоянии выплачивать пособие по безработице, а об осуществлении каких-либо программ, направленных на развитие рынка труда, и говорить не приходится. Одновременно с этим появилось большое количество лжебезработных, которых практически невозможно уличить в незаконных действиях. Речь идет о тех, кто, получая пособие по безработице, работает без оформления трудового договора. Благодаря сотрудничеству департамента федеральной службы занятости, налоговых инспекций и полиции в 1999 г. в казну государства было возвращено незаконно полученных пособий по безработице на сумму около 500 тыс. руб. [10, с. З].
В течение 1999-2000 гг. консорциумом аудиторских компаний КПМГ и «Росэкспертиза» была проведена проверка ГФЗН РФ за 1996-1997 гг. Проведение аудита Фонда занятости было важным условием предоставления России очередного, третьего транша займа Всемирного Банка, выделяемого в целях структурной перестройки системы социальной защиты. Проверка проводилась в шести региональных фондах занятости, среди которых были как донорские, так и дотационные: Москва, Санкт-Петербург, Архангельская, Оренбургская и Ивановская области и Ханты-Мансийский автономный округ.
Таблица 18.4. Динамика численности безработных в России*
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
|
Численность трудоспособного населения (тыс. чел.)
| 84200
| 84300
| 84800
| 85500
|
Общая численность безработных (тыс. чел.)
| 6539
| 7280
| 8133
| 9728
|
В % к трудоспособному населению
| 7,77
| 8,64
| 9,59
| 11,38
|
Численность зарегистрированных безработных (тыс. чел.)
| 2327
| 2506
| 1999
| 1929
|
В % к общей численности безработных
| 35,59
| 34,42
| 24,58
| 19,83
|
* Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. С.14.
Аудит ГФЗН стал первым проектом подобного рода в отношении внебюджетных фондов. Цель его состояла в получении достоверной общей экономической картины, отражающей финансовое положение Фонда занятости, а также разработке программы по совершенствованию процедур бухгалтерского учета, внутреннего контроля и финансового управления. В связи с этим серьезное внимание уделялось вопросу приведения финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами, а также анализу системы внутреннего контроля, обоснованности распределения и эффективности использования средств Фонда.
Проведение комплексного анализа позволило объективно оценить ситуацию с управлением средствами Фонда, выявить реальные проблемы, а также принять решения по оптимизации учета и выработке механизма эффективного использования его средств.
Отсутствие достаточного опыта в организации функционирования внебюджетных фондов и сложная экономическая ситуация в стране – основная причина существенных недостатков в их деятельности. Для повышения эффективности использования внебюджетных социальных фондов необходимо совершенствование правовой основы, регламентирующей процессы формирования и использования средств фондов; применение более обоснованных тарифов поступлений и методики их исчисления; усиление государственного контроля за использованием средств; проведение политики большей прозрачности фондов и ответственности за целевое использование средств; приведение финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами.
Одно из направлений совершенствования функционирования внебюджетных фондов, предлагаемое Правительством РФ, – введение единого социального налога вместо взносов в социальные внебюджетные фонды. Предлагается объединить в едином социальном налоге взносы в Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, а за Пенсионным фондом пока сохранить самостоятельность. Через несколько лет, когда можно будет проанализировать последствия нововведения, правительство рассмотрит возможность включения Пенсионного фонда в систему единого социального налога. Для исчисления социального налога предполагается использовать регрессивную шкалу.
Сторонники социального налога утверждают, что он будет удобен и для плательщиков: существенно снизятся расходы по сбору взносов и увеличатся поступления в бюджет, так как ГНС обладает большим арсеналом воздействия на налогоплательщиков, чем представители социальных фондов. Предприятиям нововведение тоже будет выгодно: сократится количество инспекторов фондов и проверок; ставка единого налога будет ниже действующих в настоящее время. Распределять собранные ГНС деньги будут по-прежнему сами фонды, но под большим, нежели существующий, контролем. Практика ближайших лет даст ответы на имеющиеся вопросы и сомнения *.
* См. также гл. 26 и соответствующую главу II части НК, принятую в июле-сентябре 2000 г.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит социально-экономическое значение внебюджетных фондов?
2. Перечислите внебюджетные социальные фонды. Дайте их характеристику.
3. Что является базой для исчисления платежей во внебюджетные социальные фонды?
4. На какие цели расходуются средства каждого из внебюджетных социальных фондов?
5. Назовите основные направления совершенствования деятельности внебюджетных социальных фондов.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.
2. Закон РФ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год» от 02.01.2000 г. № 14-ФЗ.
3. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. № 1734-1 (с изменениями и дополнениями).
4. Закон РФ «О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год» от 02.01.2000 г. № 7-ФЗ.
5. Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год» от 02.01.2000 г. № 24-ФЗ.
6. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90 г. № 340-1 (в редакции Федерального закона от 11.04.98 г. № 59-ФЗ).
VIII Раздел
8. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. № 4807-1.
9. Конституция Российской Федерации.
10. Петровский курьер. 2000. 24 января.
11. Постановление ВС РФ «Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения РФ» от 03.06.93 г. № 5132-1.
12. Постановление Правительства РФ «О Фонде социального страхования Российской Федерации» от 12.02.94 г. № 101 в редакции от 15.04.96 г.
13. Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.97 г. № 113-ФЗ.
14. Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» от 20.11.99 г. № 197-ФЗ.
15. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.96 г. № 27-ФЗ.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250