5.6. Налог на доходы от капитала
В соответствии с проектом специальной части Налогового кодекса, налогоплательщиками налога на доходы от капитала признаются организации и физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, процентов (кроме доходов, получаемых организациями, осуществляющими банковскую деятельность, по предоставлению кредитов, гарантий, расчетно-кассовому обслуживанию; страховых премий или премий по перестрахованию; штрафов или пени за нарушение договорных или долговых обязательств, а также вознаграждений комиссионерам или посредникам), условных дивидендов. При этом условными дивидендами признается репатриируемая иностранной организацией прибыль (доходы), полученная этой организацией от осуществления экономической деятельности в РФ через постоянное представительство, если указанные доходы относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
При формировании налоговой базы учитывается следующее: если дивиденды выплачиваются в форме распределения имущества, налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости распределяемого имущества на дату принятия решения о таком распределении. Налоговая база в отношении доходов по государственным ценным бумагам определяется как проценты, начисленные за время нахождения указанной ценной бумаги в собственности налогоплательщика, а в отношении процентов по счетам в кредитных организациях – как проценты, начисленные налогоплательщику за отчетный (налоговый) период. У физических лиц в налоговую базу включаются доходы в виде дивидендов и процентов (в том числе по счетам в российских кредитных организациях), полученные физическими лицами от российских и иностранных организаций в российской или иностранной валюте, проценты, полученные от физических лиц резидентов и нерезидентов РФ в российской или иностранной валюте.
По проекту Налогового кодекса предусматривается установить следующие ставки налога: 15 % по доходам от дивидендов и 12 % по доходам от процентов, начисленных по государственным ценным бумагам РФ, государственным облигациям субъектов Российской Федерации и муниципальным облигациям за время их нахождения у налогоплательщика, а также физическим лицам за отчетный (налоговый) период по полученным процентам (включая проценты по ценным бумагам, по счетам в российских кредитных организациях, кроме счетов, открываемых в связи с ведением предпринимательской деятельности), если этот процент по доходам, выплачиваемым в рублях за соответствующий отчетный (налоговый) период, не превышает средней ставки рефинансирования ЦБ РФ (по доходам, выплачиваемым в валюте, – 9 % годовых). Кроме того, устанавливается ставка 30 % по доходам от процентов, полученным организацией, а также по полученным физическими лицами за отчетный (налоговый) период процентам (включая проценты по ценным бумагам, по счетам в российских кредитных организациях, кроме счетов, открываемых в связи с ведением предпринимательской деятельности), – в части, превышающей процент по доходам, выплачиваемым в рублях за соответствующий отчетный (налоговый) период, соответствующий средней ставке рефинансирования ЦБ РФ (по доходам, выплачиваемым в валюте, – 9 % годовых). Вводится также нулевая ставка по дивидендам, в том числе условным дивидендам, полученным российскими организациями или физическими лицами-резидентами РФ, либо иностранными организациями или физическими лицами-резидентами государств, с которыми у РФ имеется соглашение об устранении двойного налогообложения дивидендов от источников доходов в Российской Федерации (при этом ставка 0 процентов применяется только в отношении дивидендов, выплачиваемых из прибыли, с которой был уплачен налог на прибыль); по дивидендам, выплачиваемым инвестиционным фондом из сумм дивидендов, процентов и доходов от реализации ценных бумаг, полученных этим фондом за налоговый период; по доходам, получаемым простыми товариществами, партнерствами, паевыми инвестиционными фондами и иными аналогичными образованиями.
Если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность по удержанию налога из доходов налогоплательщика и его уплате в бюджет возлагается на этот источник доходов. Сумма налога удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов и перечисляется в бюджет в течение 10 дней со дня выплаты дохода. Если источником доходов является физическое лицо, а лицом, получающим доход, – организация, обязанность по уплате налога возлагается на последнюю. Сумма исчисленного налога уплачивается в бюджет при каждой выплате. Сумма исчисленного налога уплачивается в бюджет в течение 10 дней по окончании отчетного периода. Налогоплательщики, получающие доходы от источников за пределами РФ, обязаны доначислить и уплатить сумму превышения налога на доходы от капитала, рассчитанную в соответствии с российским налоговым законодательством, над суммой налога, исчисленной и уплаченной по месту нахождения источника дохода в том случае, если источник дохода находится в стране, с которой заключен договор об устранении двойного налогообложения (в том случае, если источник дохода находится в стране, с которой не заключено соглашение об устранении двойного налогообложения, удержанный источником дохода по месту его нахождения налог к зачету при исчислении налога не принимается).
Следует отметить, что в соответствии с принятой Правительством РФ программой стабилизации экономики предусматривается реализация первоочередных мер, направленных, в частности, на расширение объекта подоходного налогообложения физических лиц за счет включения в него всех доходов, выплачиваемых им финансово-кредитными учреждениями, включая проценты по вкладам и ряд других. Это обстоятельство может привести к определенной корректировке положений Налогового кодекса в части расширения базы налогообложения доходов от капитала.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250