7.5. Лесной доход
Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающими в себя лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду. Следовательно, пользование лесным фондом в РФ является платным. Лесной доход носит рентный характер, что объясняется естественным различием лесорастительных и транспортных условий в лесном хозяйстве. Будучи доходным источником бюджета, лесной доход призван покрыть расходы государства на воспроизводство древесины.
Основное место в составе лесного дохода занимают лесные подати, являющиеся платой, взимаемой за:
• древесину, отпускаемую на корню;
• заготовку живицы, второстепенных лесоматериалов, сенокошение, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений, технологического сырья, размещение ульев, пасек и другие побочные лесопользования;
• использование лесных угодий для нужд охотничьих хозяйств, в оздоровительных, туристических, спортивных и других аналогичных целях.
В составе лесных податей взимается и плата за земли лесного фонда.
Плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, выступают лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде РФ, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд (юридические лица, в том числе иностранные и физические лица). Размеры лесных податей определяются по ставкам, установленным за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования – по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральной службой лесного хозяйства России, минимальные ставки лесных податей за 1 м3 отпускаемой древесины устанавливаются органами власти субъектов РФ по лесотаксовым районам. Минимальные ставки (таксы и рентные надбавки) лесных податей дифференцированы по:
• лесотаксовым поясам;
• видам основных пород леса: наиболее высокие таксы установлены на бук, дуб, кедр, сосну, а самые низкие – на осину, ольху;
• качеству древесины (деловая и дровяная);
• ассортиментам деловой древесины (крупная, средняя, мелкая).
Кроме того, применяется шкала рентных надбавок к таксам на деловую древесину за 1 м3 в зависимости от показателя ликвидного запаса на один гектар эксплуатационной площади и расстояния вывозки заготовленной древесины от места заготовки до ближайшего пункта сплава или погрузки. Минимальные ставки позволяют определить нижнюю границу рыночной цены используемых лесных ресурсов и применяются при продаже древесины на корню, а также при выдаче разрешений на право пользования другими ресурсами леса с торгов, аукционов и конкурсов в качестве начальной (стартовой) цены. Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливаются органами местного самоуправления по результатам лесных торгов и конкурсов или иным способом, но они не могут быть ниже минимальных ставок. Учет отпускаемой древесины на корню в зависимости от способа рубок производится по площади, числу деревьев, назначенных в рубку, и по количеству заготовленных лесоматериалов.
Объект обложения лесными податями – объем древесины на корню, отпускаемой лесопользователям. Для определения объема производится материальная оценка лесосеки или запаса древесины в плотных кубометрах. При этом используются специальные таблицы (разрядов высот и объемов стволов, выхода отдельных сортиментов из деловых стволов), разработанные по лесотаксовым поясам и породам леса. Исчисленная плата за отпуск древесины на корню фиксируется в лесорубочных билетах, выданных на заготовку и вывоз древесины. Мелкий отпуск леса осуществляется по особым ордерам – «Лесорубочным билетам», которые должны быть получены лесопользователями до начала работ по заготовке древесины на разрешенных площадях лесосек. Плата за древесину, отпускаемую на корню, полностью вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд в следующие сроки: 15 февраля – 15 %, 15 марта – 10 %, 15 апреля - 10 %, 15 июня - 10 %, 15 июля - 10 %, 15 сентября - 15 %, 15 ноября – 15 %, 15 декабря – 15 %. В случае отпуска древесины на корню по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 м3 сумма платы за древесину по срокам не разбивается, а вносится полностью перед выпиской последнего. При получении лесорубочного билета после наступления срока очередного взноса платы за отпуск древесины на корню лесозаготовители вносят в бюджет все платежи по истекшим срокам. Плата за древесину поступает в бюджеты районов, на территории которых осуществляется пользование лесным массивом. Если отпуск древесины на корню с аукционов (торгов, конкурсов) осуществлен по стоимости, превышающей ставки лесных податей, то 50 % разницы перечисляется на счета органов управления лесным хозяйством. Остальная часть указанной разницы перечисляется в районный (городской) бюджет.
В Налоговом кодексе РФ плата за пользование лесным фондом получила название лесного налога. Существенных изменений в действующий механизм исчисления лесного налога вносить не предполагается.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит сущность платежей за природные ресурсы?
2. Какие методы используются при экономической оценке природных ресурсов?
3. Какие элементы включает в себя современная система платежей за использование природных ресурсов?
4. Чем обусловлено введение платы за пользование недрами?
5. Какие платежи включает в себя система платежей за пользование недрами?
6. В какой форме взимаются эти платежи?
7. Какие пользователи недр освобождаются от оплаты за пользование недрами?
8. Какие изменения внесет в платежи за пользование недрами Налоговый кодекс РФ (часть II)?
9. Чем обусловлено введение платы за пользование водными объектами?
10. Кто является плательщиком платы?
11. Как определяется величина платы за пользование водными объектами?
12. Какое потребление воды освобождено от платы?
13. Какие сроки установлены для внесения платы в бюджет?
14. Назовите цель введения платы за землю.
15. Какие формы платы за землю вы знаете?
16. Кто является плательщиком земельного налога?
17. Как исчисляется земельный налог?
18. Назовите основные льготы по земельному налогу.
19. Назовите сроки уплаты земельного налога.
20. Каковы перспективы совершенствования налога?
21. Что такое лесной доход?
22. Что входит в состав лесных податей?
23. Кто является плательщиком лесной подати?
24. Как определяются минимальные и конкретные ставки лесных податей?
25. Как исчисляется плата за отпуск древесины на корню? В какие сроки и в какой бюджет поступает плата за древесину?
Список литературы
1. Арсенов В. С., Гранич Л. С. Платное природопользование.– Саратов: «Ареал», 1995.
2. Волков А. А..Кондратьев Г. А. Методологические вопросы совершенствования платежей за природные ресурсы. – М.: НИФИ, 1990.
3. Выскребенцев И. К., Сенокосов Л. Н. Все о налогах за пользование земельными, водными, минерально-сырьевыми ресурсами и имуществом. – М.: «Налоговый вестник», 1999.
4. Закон РСФСР «О плате за землю» от 11.10.91 г. № 1738-1.
5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г. № 2060-1.
6. Закон РФ «О недрах» от 21,02.92 г. №2395-1.
7. Закон РФ «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.98 г. № 71-ФЗ.
8. Инструкция ГНС РФ «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19.04.94 г. № 25.
9. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» от 12.08.98 г. № 46.
10. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты отчислений в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 31.12.96 г. № 44.
11. Инструкция ГНС РФ «О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ» от 01.11.95 г. № 40.
12. Инструкция ГНС РФ «По применению Закона РФ «О плате за землю» от 21.02.00 г. №56.
13. Ларионов И. К. О налоговой системе России // Финансы. 1995. № 2.
14. Лесной кодекс РФ от 29.01.97 г. № 22-ФЗ.
15. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. Ю. Б. Осипова, Е. М. Львовой. – М.: Лит. агентство «Варяг», 1996.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250