logo
Nalogi_i_nalogooblagenie-Romanovsky

3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси

Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на будущих русских землях после нашествия гуннов в V– VI вв. Первое централизованное государство – Киевская Русь – возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита). Процесс образования русского государства во главе с Москвой завершается в 1521 г. и с этого времени правомерно говорить о генезисе налогов и системе налогов в России.

Первыми государственными образованиями древней Руси были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. «Феодальные отношения были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население – общинников-смердов данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные натуральные повинности» [6, с. 22].

В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя, как завоеватели; их интересовало не укрепление базы собственной власти – хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходами по содержанию дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и ряда других городов) происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому времени налаживается и торговля с соседними странами. Упорядочение взимания дани и оброка было вызвано еще и сопротивлением народа против произвола в собирании податей. По свидетельству летописцев, такое упорядочение связывается с княгиней Ольгой, которая была вынуждена установить размер и порядок взимания дани с древлян, убивших ее мужа Игоря за попытку вторичного ее сбора [20]. Ольга лично объездила Древлянскую землю и установила в ней «уставы» и «уроки». Под уставом, вероятно, следует понимать всякое установление, определение того, как и что делать (в применении к повинностям Древлянской земли), а под уроками – любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнить к определенным срокам [24, с. 126]. Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата за защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани – повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной.

С развитием производительных сил и производственных отношений и расширением границ государства усложняются и формы налогов. Если на первых стадиях образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ и их расширению, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора и дружины, то позднее возникла необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги и т. п.), содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств и т. д. Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы. Подать – собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и оброк, и урок. Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определенного предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления.

В Х в. возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается и внутренняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс обусловливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в., в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики.

Объектом обложения выступал дом, дым, т. е. само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало введенное в период упорядочивания обложение по числу членов хозяйства.

К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и виды податей различались. Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип.

Все налоговые платежи крестьян носили натуральный характер. В этот период времени власть над подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности свободные крестьяне. (Феодальная знать формируется позднее из числа дружинников и родственников князя.) С развитием городов и укреплений возникают связанные со строительными работами личные повинности, четкий перечень которых отсутствует.

Изучение исторических источников позволяет сделать вывод о том, что возникновение внутренних пошлин связано с появлением христианства. По свидетельству «Устава Великого Князя Киевского и всея Руси» духовенство собирало для своих нужд пошлины во время устраиваемых в храмовые праздники ярмарок [28, с. 73].

Во многих источниках упоминается и о развитии пошлин с внешней торговли [7, с. 40-41 ]. Уже в первых договорах, заключенных с Византией в Х в., особо оговариваются, регламентируются правила торговли с целью обеспечения поступлений в княжескую казну торговой пошлины. Некоторые из князей с целью увеличения своих доходов ограничивали или запрещали ввоз и вывоз определенных товаров (оружие, соль, золото, серебро). Но князья и сами занимались торговлей. Правомерно предположить, что первоначально, в условиях относительной неразвитости торгового капитала, внешняя торговля развивалась на комиссионных началах, т. е. исходным товаром русских купцов становилась собираемая князем с подданных в натуральной форме дань, а также доходы от хозяйства князя и его дружинников.

Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси. В XII в. Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое-либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение в доходах дани с побежденных и добычи от набегов.

Ссылаясь на уставную грамоту 1150 г., Д. И. Багалей отмечал: «Эта грамота имеет для нас очень важное значение, раскрывая перед нами систему княжеских налогов (в Смоленском княжестве). Некоторые из этих налогов заранее точно определялись, размер других, наоборот, не мог быть точно обозначен, например таможенная и торговая пошлины. Способы собирания дани были различны: иногда они собирались непосредственно княжескими чиновниками, иногда отдавались на откуп частным лицам, а иногда самой общине, которая и делала разверстку между членами. Каждый уплачивал налоги сообразно со своими доходами. Об этом прямо свидетельствует выражение грамоты: "А в тех погостах платит каждый свою дань по силе, кто что может" [24, с. 174].

Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами» [23, с. 9]. Разнородные (по месту взимания и времени) пошлины делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли за проезд, и торговые. К заставным пошлинам относились побережные (с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах и лодках), мостовщина (за проезд через мост), костки (за проезд по большим, охраняемым дорогам – не за груз, а с самих торговых людей. Основная форма торговых сборов – явление, явка, взимаемая и поголовно с торговых людей, и с грузов. Взыскивались сборы за хранение товара (гостиное), поступавшие не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер никак не регламентировались.

Мы не можем определить точно размеры налогов и сборов, нельзя достоверно и утверждать, что нам известны все формы и методы изъятия части доходов населения. Значительный вклад в исследованиями генезиса налоговой и инансовой систем России внесли экономисты XIX в., и в частности Ю. Гагемейстер, Д. Толстой, А. Лаппо-Данилевский, Е. Осокин, П. Милюков, В. Кури, И. Блех, И. Рудченко, В. Лебедев и др. (Мы не упоминаем работ историков, но без сбора и обработки первичных материалов невозможны были бы и изыскания ученых-экономистов.)

Особую ценность для истории отечественной экономической (в том числе и финансовой) науки имеют древние русские письменные памятники-летописи:

Русская Правда» и «Поучения Владимира Мономаха» [22].

О развитых денежных отношениях (денежная единица – кун, куны) и отношениях кредита-займа свидетельствуют не только наличие в «Правде» специальных терминов («долг», «исто», «истое», «рез»), но и специальные статьи, регулирующие отношения между кредитором и должником. Различались три вида кредитных отношений: дача «кун в рез» (т. е. предоставление денежного займа под проценты); «истое» – дача денег в рост под проценты; «настав в мед», «жито в присоп» – предоставление ссуд в натуральной форме (мед, жито). Оговаривался и размер надбавки при возвращении этих ссуд.

Однако в этом русском законодательном акте налоговые отношения между князем и подданными никак не регламентируются, и наше представление о них базируется на данных летописей и других церковных сочинений.

Развитие финансовой системы Руси было приостановлено в XIII в. татаро-монгольским нашествием. Завоеватели обложили Русь тяжелой поголовной данью. Кроме постоянной дани взимались различные сборы (отрывочные летописные и литературные источники не дают возможности установить точные размеры и перечень этих чрезвычайных сборов и налогов). Постепенно к концу XIII в. право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям [3, с. 169], которые добивались такого права личными унижениями и богатыми дарами завоевателям. Естественно, русский князь не мог собирать меньшую сумму дани, чем он должен был внести в Орду. Право сбора дани было одним из основных способов обогащения великих князей и укрепления их могущества.

Характерной особенностью всего периода становления централизованного русского государства во главе с Москвой, завершившегося в 1521 г., является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств (более 90 % доходов направлялось на военные нужды – оборона рубежей, освобождение от татаро-монгольского ига, объединение русских княжеств в централизованное государство). В условиях натурального хозяйства и низкого уровня развития производительных сил основным материальным богатством являлась земля. Вот почему основные усилия феодальной верхушки были направлены на сосредоточение в своих руках земли как основы военной мощи. Расчеты со «служилыми людьми» производились землей. Возникает Поместный приказ, задача которого заключалась в точном распределении земельных участков сообразно занимаемой должности и своевременном их возвращении государству по смерти «служилого человека». Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с XVI в., что было связано с привлечением к государственной службе охранявших южные границы государства казаков. В этом регионе земля была свободна и в достаточном количестве, поэтому казна, контролировавшая поступления золота и серебра, была вынуждена расстаться с частью из них. Но плата за нее была мизерной даже по тем безденежным временам – 3 рубля серебром за пять лет службы.

Становление Московского государства сопровождалось возникновением органов управления, что требовало поиска постоянных источников как для их содержания, так и для нужд государства в целом. В этот период государственные доходы и доходы великого князя, как и во времена Киевской Руси, не отделялись друг от друга. «Государь рассматривался не как глава государства, а как вотчинник; оттого доходы князя не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд» [10, с. 22].

Налоговая система развивалась по трем направлениям: основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства; все большее значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный характер; формировалась система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти.

При этом прав был А. Лаппо-Данилевский, утверждавший, что податная система Московского государства «не вызвана была творческой деятельностью теоретической мысли; она сложилась под влиянием долговременного процесса, постепенного нарастания и определения потребностей великого князя, его вольных, невольных слуг и государства в связи с развитием способов и средств, направленных к удовлетворению этих потребностей» [11, с. I]. Главным в этом процессе был переход от многочисленных и непостоянных налогов и сборов к системе имущественного о6ложения. В условиях, когда основным богатством и средством производства была земля, она и только она могла выступать объектом обложения. Земля расписывалась на равномерные участки, называемые сохой, которые и выступали как окладная единица. Но эта общая для России тенденция далеко не сразу привела к единообразию налоговой системы. В первой четверти XVII в. в отдельных частях Московского государства сохраняется пестрота налогов и способов их взимания.

Посошная система возникает во времена удельных княжеств, однако всеобщей окладной единицей становится лишь с образованием Московской Руси. С 1490 по 1505 гг. правительство проводит посошную опись, в которой были учтены как земельные угодья, так и само население (были составлены так называемые писцовые книги)[17,с.50-51].

Первоначально соха как окладная единица была невелика. Так, новгородская соха включала в себя три обжи. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» сообщает, что обжа составляет количество пашни, которое «человек с лошадью вспашет в рабочий день», т. е. около пяти десятин. К XVI в. московская соха равнялась уже 400 десятинам доброй земли (800 четей). Посошное обложение исходило из качества земли. В московской сохе это учитывалось по соотношению 4:5:6, т.е. 800 четей доброй земли, 1000 четей–средней, 1200 четей худшей земли. (Кроме чети применялась единица выть, равная 12 четей). Однако посошное обложение учитывало не только размеры земли, но, проживающее на ней число людей.

Все население делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому населению, т. е. обладавшему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов и купцы как русские, так и иностранные. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали монастыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги – очерненные.

Неопределенность включавшейся в соху земельной меры отягощалась и неясностями в определении подлежащих обложению податями людей, так как в обоих случаях кроме количественных учитывались и качественные показатели. Какие-либо объективные критерии качества земель или имущественного состояния податного сословия отсутствовали. Кроме того, осуществлявшие учет писцы делали множество ошибок (в России не было системы подготовки и обучения служилых людей). По данным Д. Толстого, соха включала в себя 392 двора [28, с. 12], а по мнению В. Даля, – от 3 до 60 дворов. Более точно известно содержание сохи для городского населения: «Судя по сошным записям, взаимоотношение различных классов посадского населения определялось по их зажиточности, следующею пропорцией: 1:2:4:8:24. На этом основании в сохе полагалось дворов лучших людей 40, средних людей 80, молодших 160, охудалых или слободских 320, а бобыльских изб960»[23,с.25].

Развитие местных органов у правления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное управление на местах осуществляли наместник и волостели из числа потомственных бояр (и реже дворян), права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население должно было заплатить «въезжие» и регулярно, трижды в год – «корм». За наместником сохранялось право вместо натурального «корма» требовать денежное содержание. К примеру, новобрачные обязаны были уплачивать «новоженный убрус», сумма которого возрастала, если девушка (или вдова) выходила замуж в другую волость. Наместник получал с населения и судебные пошлины за производство суда. При объезде подопечного округа наместник получал бесплатно ночлег, пропитание и лошадей для переезда. (Интересно отметить, что защитой от чрезмерных расходов было запрещение наместнику ночевать там, где обедал, и наоборот).

С конца XIV в. произвол в установлении размеров поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами – «кормленщик получает доходный список с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать, а населению предоставлено право челобиться на злоупотребления наместников. Вместе с тем сборы начинают приурочиваться к определенному времени, производится денежная их оценка, а наместникам, волостелям и их людям иногда прямо предписывается сбирать вместо натуральных денежные сборы. Таким образом, прежние неопределенные натуральные кормы превращаются в более точные денежные доходы» [11, с. 6-7].

В целом платежи населения по системе кормлений производились в дополнение к централизованным податям. Постепенно система посошного обложения распространилась не только на крестьян, но и посадских людей. Во второй половине XVI в. законодательно были установлены размеры сохи как единой окладной единицы России.

Система общегосударственных налогов того времени отражает уровень развития производительных сил эпохи, а значит, основным объектом обложения остается земля. Но увеличение и укрепление «государева хозяйства» (в отличие от вотчинного, феодального), за счет которого покрываются потребности царского двора в необходимых продуктах, приводит к постепенному переводу посошной подати на денежную основу.

Развитие прямого окладного обложения по «сошному письму» приводит к превращению сохи в окладную единицу для целого ряда других прямых налогов. Речь идет о полоняничных деньгах, взимаемых как чрезвычайный налог при возникновении необходимости в купле пленных, в ямской повинности (либо натурой, либо деньгами), в поворотной подати (чрезвычайный налог для содержания армии в военное время), в подати на городовое и засечное дело, в пищальных деньгах и других налогах, сборах и повинностях. Все они взимались также на основе сошного письма, правда, при этом употреблялась более мелкая окладная единица – выть или обжа. Кроме указанных прямых налогов в XV-XVI вв. все большее значение приобретают денежные налоги, но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглового населения. Государство взимало налоги и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск, лошади, меха и т. д.). Наибольшее значение имели меха. В Сибири ежегодно собирали подать (ясак) - «440 сороков соболей, 5 сороков куниц, 180 черно-бурых лисиц» [30, с. 2].

И наконец, посошная система приводила к значительной неравномерности в обложении отдельных хозяйств. Государство на основе писцовых книг определяло общую сумму налога, которая распределялась по уездам, волостям и деревням (в чем и состоит суть окладной системы). Определение величины налога на двор производилось по раскладочному принципу. В последнем случае учитывалось имущественное положение отдельных лиц. При раскладе же по уездам, волостям, деревням исходили из субъективных оценок и опыта прошлых лет.

Важной особенностью русской окладной системы был и наделовый принцип, лежащий в определении величины сохи. Однако объективных критериев не было, понятия лучшая или худшая земля, естественно, носили относительный характер и земля, отнесенная к другой группе, в разных местах не могла быть сопоставимой по качеству, стало быть, и по доходности.

Кроме основной подати с населения взимаются, как и раньше, полоняничная деньга, ямская повинность, поворотная подать и другие пошлины и сборы. Расширяются различного рода повинности.

На рубеже XV–XVI вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т. е. увеличивается их число). Появление косвенных налогов – свидетельство расширения товарно-денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр).

Изменение социально-экономических условий к середине XVI в. потребовало реорганизации государственного управления и соответственно реорганизации системы доходов и расходов государства. По уложению о службе с вотчин и поместий (1555 г.) служилым людям (которые несли военную или иную государеву службу) были установлены земельные наделы в зависимости от родовитости и чина по службе. Впервые им было определено и постоянное денежное жалованье – сверх земельных наделов. Интересно отметить, что такие наделы переходили к старшему сыну лишь при условии, что он поступал на военную или иную государеву службу, В противном случае земельный надел возвращался в казну. С целью увеличения доходов казны вводится монополия и на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д. (казна скупала товары на внутреннем рынке по твердым ценам для перепродажи по более высоким ценам за границу). Был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Данная практика перекликалась с получившей широкое распространение в Европе политикой меркантилизма, но в России она диктовалась не только необходимостью накопления денег в условиях неразвитости товарно-денежных отношений, но и отсутствием собственной добычи золота и серебра. Возрастание же потребности в денежных поступлениях было связано не только с ростом военных расходов, но и расширением аппарата управления (после ликвидация наместничества), переведенного частично на денежное содержание.

Увеличение государственных расходов России потребовало реорганизации налоговой системы. Отмена кормления в 1555 г. привела к установлению нового налога – «кормленного откупа», который поступал непосредственно в казну. Его сбором занимались организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», – первые специальные финансовые учреждения в России.

Необходимость вооружения стрелецких полков привела к выделению новых налогов – «пищальных денег» и «емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело. Вся Сибирь и отдаленные поселения вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей России вводилась ратная повинность*.

* Ратная повинность означает обязательную (личную) воинскую повинность, но некоторые категории населения могли выплатить повинность деньгами и не служить в армии.

В ряду налоговых мероприятий важнейшим было совершенствование посошного обложения. Многие века налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800–1200 четвертей (400–600 десятин). Соха как единица обложения включала не только земельный надел, но и определенное количество крестьянских дворов (обычный расчет – исходя из двух десятин пахотной земли на семью, однако допускались довольно значительные местные отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, носили окладной характер, т. е. на все семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно упрощало его сбор. Такая налоговая система требовала периодической переписи поземельных угодий, которые проводились через 40–50 лет.

Таким образом, налоговая система России на протяжении XII–XIII вв. складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно-денежных отношений, изменением социально-экономических условий и расширением. границ государства налоговая система постепенно усложнялась.