Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
После изучения материалов данной главы Вы сможете:
• дать характеристику структуры прочих налогов и сборов, взимаемых с юридических лиц;
• определить назначение и методику расчета государственной пошлины;
• описать порядок исчисления и внесения в бюджет местных налогов и сборов;
• обосновать необходимость и направления реформирования системы местного налогообложения.
В настоящее время, согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1, юридические лица несут обязанность по уплате порядка 40 налогов и сборов, часть из которых взимается также и с физических лиц [З]. В составе налоговых платежей предприятий и организаций можно выделить такие значимые как для государства (с точки зрения формирования доходной базы бюджетов всех уровней), так и для самих предприятий (с учетом сложностей, возникающих в процессе исчисления) налоги и сборы, как НДС, акцизы, налог на прибыль, таможенные пошлины и некоторые другие налоги. Данным платежам юридических и физических лиц принадлежит ведущая роль в процессах формирования налоговых доходов государства. В то же время в законодательстве РФ предусмотрен ряд налогов и сборов, взимание которых обусловлено необходимостью управления территориально-хозяйственным развитием, регулированием отношений собственности и сферы финансово-денежного оборота.
К числу налогов, подлежащих уплате на всей территории государства на основании законодательства РФ, относится государственная пошлина, представляющая собой обязательный платеж, взимаемый при совершении юридически значимых действий либо выдаче документов органами государственной власти. Государственная пошлина взимается:
• в случае обращения с исковым заявлением как имущественного, так и неимущественного характера в суды общей юрисдикции;
• при подаче соответствующего заявления, апелляционной или кассационной жалобы по делам, рассматриваемым в арбитражных судах;
• при обращении с запросом, ходатайством или жалобой в Конституционный суд РФ;
• за совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений;
• при совершении действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния уполномоченными органами регистрации актов гражданского состояния;
• до получения документов по делам, связанным с изменением гражданства, а также с выездом и въездом в РФ, оформляемым органами милиции и отделами виз и регистрации иностранцев.
Размер государственной пошлины за совершение действий по юридическому оформлению гражданско-правовых обязательств и выдаче документов регулируется федеральным законодательством и является единым на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются в следующих формах:
• в твердой сумме, выраженной в рублях;
• в процентном либо кратном отношении к сумме минимальной месячной оплаты труда;
• в процентном отношении к соответствующей сумме (иска, удостоверяемого договора и т. д.).
Государственная пошлина – единственный платеж налогового характера в российской налоговой системе, по которому установлены пропорциональные и регрессивные адвалорные (т. е. выраженные в процентах) ставки. Действующим законодательством РФ предусмотрен достаточно широкий перечень лиц и организаций, освобожденных от уплаты государственной пошлины*. Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет в полном объеме по делам, рассматриваемым Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. В остальных случаях пошлины зачисляются в доход местного бюджета.
* В частности, освобождаются от уплаты государственной пошлины Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие от радиационных воздействий. Не уплачивают государственную пошлину налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю по искам о взыскании налогов в бюджет или возврате их из бюджета; органы государственной власти и органы местного самоуправления, обращающиеся в защиту государственных и общественных интересов. Не взимается государственная пошлина с документов по искам о взыскании заработной платы, алиментов, материального ущерба, причиненного преступлением; по делам о расторжении брака; за государственную регистрацию рождения и смерти.
Относительно новым налоговым платежом, подлежащим уплате как юридическими, так и физическими лицами, является сбор за пограничное оформление, внесенный 22 октября 1998 г. в перечень налогов и сборов, содержащийся в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. № 2118-1. Взимание сбора осуществляется на основании Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.93 г. № 4730-1, который устанавливает, что при осуществлении пограничного контроля при выезде из РФ вносится сбор за пограничное оформление, являющийся обязательным платежом на всей территории государства [4]. Данный закон определяет и размеры сбора, взимаемого с лиц, следующих через государственную границу, с владельцев транспортных средств и грузов за досмотр автомобильного, воздушного, морского и железнодорожного транспорта, и устанавливает, что порядок его взимания определяется Правительством РФ. Все суммы поступлений от сбора зачисляются в федеральный бюджет.
В связи с вступлением в силу с 1 января 1999 г. первой части Налогового кодекса возник вопрос о действии законов, не относящихся к налоговым, но затрагивающих вопросы уплаты налогов. Так и законом, который в целом регулирует вопросы государственной границы, определен порядок уплаты налогового платежа (сбора за пограничное оформление). До введения в действие налогового кодекса арбитражная практика исходила из того, что налоговые нормы, содержащиеся в подобных законах, являются составной частью налогового законодательства и не противоречат Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Требование об установлении налоговых норм исключительно федеральными законами, принятыми в соответствии с Налоговым кодексом, действует только с 1 января 1999 г., поэтому сбор, установленный до указанной даты, подлежит применению и после 1 января 1999 г. до принятия и вступления в силу второй части Налогового кодекса.
В июле 1997 г. в состав федеральных налогов был внесен налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте*. Плательщиками налога являются российские и иностранные юридические лица, а также физические лица, осуществляющие операции по покупке за наличные рубли валюты, чеков, аккредитивов и других аналогичных документов, выраженных в иностранной валюте. Освобождены от уплаты налога организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, а также ЦБР. Ставка налога устанавливается в размере 1 % от суммы в рублях, уплачиваемой при приобретении иностранной валюты. Удержание налога производится кредитными организациями за счет поступивших от физических и юридических лиц денежных средств в рублях в момент продажи иностранной валюты. Суммы налога на приобретение иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в соотношении 60 и 40 % соответственно.
* Подробнее порядок исчисления и уплаты данного налога изложен в главе 15.
Налог на операции с ценными бумагами* введен в России с появлением рынка акций, облигаций и иных ценных бумаг и действует с 1 января 1992 г. на основании Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г.№ 2118-1[3]. Плательщиками налога выступают юридические лица – эмитенты ценных бумаг, подлежащих государственной регистрации. При этом не облагается налогом номинальная сумма выпуска ценных бумаг при осуществлении акционерным обществом первичной эмиссии акций. Ставка налога составляет 0,8 % номинальной суммы выпуска ценных бумаг. Плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно и уплачивает ее в федеральный бюджет одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Сумма налога на операции с ценными бумагами вносится в бюджет за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
* Более подробно порядок исчисления налога изложен в главе 15.
В середине 1999 г. федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 08.07.1999 г. № 142-ФЗ был расширен перечень налогов, относящихся к федеральному уровню. В частности, был введен налог на отдельные виды транспортных средств, который представляет собой своеобразный аналог действующего налога с владельцев транспортных средств, но с той разницей, что объектом налогообложения налога на отдельные виды транспортных средств признаются не все виды автомобилей, а лишь автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2500 см3. Законом установлено, что не облагаются Налогом полноприводные автомобили, произведенные на территории РФ, и автомобили, произведенные более чем за 25 лет до дня уплаты налога.
Налог на отдельные виды транспортных средств ежегодно уплачивают организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранные организации, находящиеся на территории РФ, и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств либо осуществляющие их эксплуатацию по доверенности. Налог исчисляется плательщиками самостоятельно в отношении каждого транспортного средства, исходя из рабочего объема двигателя данного автомобиля в кубических сантиметрах. Ставки налога зависят от величины объема двигателя: при объеме от 2500 до 3000 см3 ставка на единицу объема составляет 2 руб.; для транспортных средств с объемом двигателя свыше 3000 см3 – 3 руб. Льгот по уплате налога на отдельные виды транспортных средств не предусмотрено, но установлен ряд понижающих коэффициентов, применяемых к ставке налога, в зависимости от года выпуска автомобиля. Суммы поступлений по данному налогу в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет. Налогоплательщик уплачивает налог за счет средств, находящихся в его распоряжении после уплаты всех налогов.
Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1992 г. № 2118-1 предусмотрен платный порядок использования государственной символики, выражающийся в установлении сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Данный сбор является федеральным, то есть вводится в действие законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. В числе местных налогов существует аналогичный сбор за право использования местной символики, решение об установлении которого на соответствующей территории принимают органы местного самоуправления. Взимание подобных сборов обусловлено тем, что использование в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний не всегда соответствует положениям законодательства, регулирующего эти вопросы. Многие организации своими названиями претендуют на общероссийский статус независимо от реальных масштабов деятельности, произвольно используют элементы государственной и местной символики, вводя потребителей их продукции в заблуждение.
Плательщиками сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний являются юридические лица, использующие эти наименования в своих названиях. Не являются плательщиками сбора федеральные органы государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти; Центральный банк РФ; государственные внебюджетные фонды РФ; бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из республиканского бюджета; редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий). Ставка сбора устанавливается в следующих размерах: 0,5 % от стоимости реализованной продукции, работ и услуг для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и 0,05 % от товарооборота для предприятий, осуществляющих заготовительную, снабженческо-сбытовую и торговую деятельность. Источником уплаты сбора является прибыль предприятий, остающаяся в их распоряжении после налогообложения.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать местные налоги из перечня, предусмотренного ст. 21 Закона «Об основах налоговой системы РФ». Рассмотрим некоторые местные налоги, которые взимают в большинстве муниципальных образований.
Плательщиками сбора за право использования местной символики являются предприятия, реализующие продукцию с использованием местной символики, к которой относятся гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и др. Сбор взимается по ставке 0,5 % от стоимости реализуемой продукции с местной символикой.
Налог на рекламу является местным налогом и уплачивается предприятиями в том случае, если они рекламируют свою продукцию на территории города, района или иной административной единицы, где введен этот налог. Объектом налогообложения является стоимость услуг по рекламе (без учета НДС), то есть объем расходов на разработку, издание или изготовление рекламы, рекламные и другие мероприятия, имеющие целью популяризацию товаров и услуг рекламодателя. Налог рассчитывается по ставкам (не превышающим 5 %), установленным местными органами власти. Внесение налога в бюджет может осуществляться и в централизованном порядке, то есть через органы средств массовой информации или рекламные агентства; при этом предприятие, рекламирующее свою продукцию, вместе с оплатой услуги вносит и сумму налога. В случае, когда реклама осуществляется самостоятельно, перечисление налога в бюджет производит непосредственно рекламодатель.
Исчисление налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы осуществляется юридическими лицами исходя из объекта обложения – объема реализации товаров, работ и услуг, по ставкам, установленным органами местного самоуправления, причем максимальная ставка налога установлена Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1992 г.№ 2118-1 на уровне 1,5%. При исчислении сумм налога исключаются расходы предприятий и организаций на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на их балансе или финансируемых юридическими лицами в порядке долевого участия. Эти расходы рассчитываются на основании норм, установленных органами местного самоуправления.
В перечне налогов, закрепленном в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1992 г. № 2118-1, предусматривается ряд сборов, поступающих целевым назначением на финансирование Определенных расходов субъектов Федерации и муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления имеют право устанавливать целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Максимальные ставки сборов определены Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1992 г. № 2118-1; конкретные ставки целевых сборов в городах и районах определяются соответствующими органами местного самоуправления, а в поселках и сельских населенных пунктах – на собраниях и сходах жителей.
Одной из основных целей проводимой в настоящее время налоговой реформы является формирование рациональной и эффективной налоговой системы, содействующей развитию предпринимательства и накоплению национального богатства. Для достижения поставленной задачи предполагается осуществить комплекс мер, направленных, в частности, на упрощение налоговой системы, на отмену платежей, тормозящих либо искажающих побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Налоги, уплачиваемые с валовых поступлений, не учитывают наличия реальной прибыли и оказывают достаточно сильное давление на предприятия, поэтому перечень налогов, закрепленный в первой части Налогового кодекса, не содержит многих из рассмотренных выше налогов и сборов. Отменяются налоги, взимаемые с выручки, и налоги, имеющие целевое направление использования (налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, целевые сборы с граждан и организаций). Число местных налогов сокращено до пяти, тогда как в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к местным относилось 23 налога и сбора. Предполагается отменить налоги, дающие незначительные поступления, а также налоги, взимание которых сопряжено со значительными материальными издержками, а контроль за их уплатой затруднен (к примеру, налог на операции с ценными бумагами). Реализация подобных мер позволит ослабить налоговое бремя и будет способствовать созданию справедливой налоговой системы (подробнее см. гл. 26).
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные местные налоги, взимаемые в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1992 г. № 2118-1.
2. Какова ставка налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте?
3. В каких случаях возникает необходимость уплаты государственной пошлины?
4. Что можно выделить общего в порядке исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и сбора за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация»?
5. В каком направлении происходит реформирование системы местных налогов?
V Раздел
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250