5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
Налог на прибыль – важнейший элемент системы прямых налогов, широко используемый в различных модификациях в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой. Введение в СССР в 1991 г. налога на прибыль [8] во многом послужило символом перехода от административных методов управления к формированию рыночных методов хозяйствования, так как по своей экономической сущности налог на прибыль – типично рыночный налог, в определенном смысле – квинтэссенция рыночных отношений.
Прибыль является главным побудительным мотивом развития предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. При этом «налогообложение прибыли и его решающие параметры серьезно воздействуют на направления и структуру капиталовложений, поскольку компании часто инвестируют, прежде всего, на основе налоговых соображений и только потом учитывают норму прибыли»[1, с. 29]. В первые годы проведения налоговой реформы в России процедура взимания налога на прибыль характеризовалась жестким администрированием, проявлявшимся, в частности, в налогообложении сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной [5]. По мере накопления опыта функционирования субъектов хозяйственных отношений в условиях рынка налог на прибыль постепенно «освобождался» от нерыночных элементов.
Как и любой другой налог, налог на прибыль выполняет прежде всего фискальную функцию, но его значение как источника бюджетного дохода по мере развития российской экономики постепенно изменялось. Если на первом этапе налоговой реформы налог на прибыль играл ведущую роль в формировании доходов государства и был вторым по величине налогом после НДС, то в дальнейшем его доля постепенно сокращалась. Это обстоятельство было вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Искусственно поддерживаемая ценовой политикой государства рентабельность предприятий в начале налоговой реформы обеспечивала инфляционный рост налоговых поступлений. В дальнейшем изменение конъюнктуры мировых рынков, а также сложный процесс адаптации к новым для российских хозяйственников рыночным отношениям неминуемо привели к росту числа убыточных предприятий. Высокий уровень налоговых изъятий из прибыли породил «бегство от прибыли» хозяйствующих субъектов с целью уклонения от уплаты налога. С 1995 г. наметилась тенденция абсолютного и относительного снижения доли налога на прибыль в структуре доходов федерального бюджета. Показатели удельного веса налога на прибыль в общей сумме доходов бюджета РФ и соотношение налога на прибыль и косвенных налогов (НДС и акцизов) в доходах федерального бюджета представлены в табл. 5.1*.
Таблица 5.1. Удельный вес налогов в доходах федерального бюджета РФ
в 1994-2000 гг., %
Виды налогов
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
|
Налог на прибыль
| 17,7
| 20,0
| 15,9
| 17,6
| 13,1
| 7,6
| 8,0
|
НДС
| 31,8
| 33,0
| 36,5
| 39,6
| 38,4
| 30,3
| 34,8
|
Акцизы
| 5,7
| 6,3
| 12,7
| 17,5
| 21,4
| 18,4
| 15,0
|
Отключение (+, –) от удельного веса налога на прибыль:
|
|
|
|
|
|
|
|
НДС
| -14,1
| -13,0
| -20,6
| -22,0
| -25,3
| -22,7
| -26,8
|
акцизов
| +12,0
| +13,7
| +3,2
| +0,1
| -8,3
| -10,8
| -7,0
|
* Таблица составлена на основе законов о федеральном бюджете.
Как видно из приведенных данных, в 1994 г. удельный вес налога на прибыль лишь на 2,1 пункта был меньше удельного веса косвенных налогов (-14,1 +12,0), а в 2000 г. – уже на 34 пункта (-26,8, -7,0).
Изменение соотношения в пользу косвенных налогов свидетельствует о негативных тенденциях в налоговой и бюджетной политике государства, о недооценке регулирующей роли прямых налогов, а также неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов.
Аналогичная тенденция прослеживается и в структуре региональных бюджетов, даже с учетом того, что доля налога на прибыль в доходах субъектов РФ существенно выше, чем в федеральном бюджете. Так, например, удельный вес налога на прибыль в доходной части бюджета Петербурга снизился с 37,6 % в 1994 г. до 13,2 % в 1999 г., при соответствующем росте доли косвенных налогов (в 1999 г, доля косвенных налогов в бюджете Петербурга (с учетом налога с продаж) составила 32,6%).
Помимо сугубо фискальных задач налог на прибыль выполняет важнейшую задачу налогового регулятора экономики. Манипулирование такими инструментами налогового механизма, как налоговые ставки и льготы, позволяет стимулировать, а при определенных условиях – ограничивать развитие тех или иных видов деятельности. Мировой опыт свидетельствует о том, что при превышении допустимого предела налоговых изъятий из прибыли снижается деловая и прежде всего инвестиционная активность хозяйствующих субъектов и, как следствие, создается реальная угроза оживления теневой экономики. Американский экономист А. Лаффер, исследовавший зависимость между степенью прогрессивности налогообложения и доходов государственного бюджета, сделал вывод о том, что «...чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них» [21]. В то же время снижение налоговых ставок не только стимулирует развитие деловой активности, но и приводит к повышению поступлений в бюджет как за счет расширения налоговой базы вследствие роста производства, так и нивелирования мотивации негативного поведения налогоплательщиков. Согласно исследованиям А. Лаффера, предложившего знаменитую «кривую зависимости налоговых ставок и роста производства», предельно допустимый уровень налоговых изъятий из прибыли составляет 35 %. Несмотря на то что формально уровень ставок налога на прибыль в РФ не превышает допустимого предела, суммарное налоговое бремя на производителя значительно выше за счет давления на величину полученного дохода оборотных и иных налогов. Поэтому важнейшим направлением налоговой политики государства должно быть снижение налоговой нагрузки вообще и налога на прибыль в частности.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250