6.1. Налог на имущество предприятий
Налог на имущество предприятий, являясь важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации, до настоящего времени не играет сколько-нибудь заметной роли в формировании доходной базы соответствующих бюджетов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты, однако его доля в системе бюджетных доходов занимает не более 3,5 %. В перспективе роль имущественных налогов так и бюджетной системе должна повыситься. Основное достоинство имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы, а значит, они менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней. Наиболее перспективным является переход от традиционного имущественного налогообложения, во многом базирующегося на принципах взимания «платы за фонды», к налогообложению недвижимости, когда в качестве объекта обложения выступают не только запасы и затраты, но и стоимость земельных участков.
В настоящее время плательщиками налога на имущество являются:
• предприятия, организации и учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;
• филиалы и другие обособленные подразделения предприятий» имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
• иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ.
Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, перечисляют налог в бюджет по месту нахождения филиала. Сумма налога, зачисляемого головным предприятием в бюджет по месту нахождения филиала, определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории того субъекта РФ, где расположен филиал, и стоимости имущества филиала. В этом случае сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по месту расположения главного предприятия, определяется как разница между суммой, исчисленной в целом по предприятию, и суммой, уплаченной по месту нахождения территориально обособленного филиала.
Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Для предприятий, осуществляющих какие-либо работы в рамках договора о совместной деятельности, установлен особый порядок налогообложения имущества, как объединенного, так и созданного либо приобретенного в результате этой деятельности. Поскольку объединенное имущество не является самостоятельным объектом налогообложения, оно учитывается при расчете налога на имущество у того участника договора, который передал это имущество дня осуществления совместной деятельности. Что же касается созданного или приобретенного в результате совместной деятельности имущества, то оно учитывается у каждого участника в соответствии с установленной долей по договору.
Для целей налогообложения определяются:
• налогооблагаемый период;
• среднегодовая стоимость имущества;
• налогооблагаемая база.
Налогооблагаемым периодом является календарный год, отчетными периодами – I квартал отчетного года, I полугодие и 9 месяцев.
Если предприятие учреждено не с начала года, то налогооблагаемый период определяется в зависимости от конкретного срока учреждения предприятия:
• при учреждении в первой половине квартала (до 15-го числа 2-го месяца каждого квартала) период создания принимается за полный квартал;
• при учреждении во второй половине квартала налогооблагаемый период начинается с 1-го числа месяца, следующего за кварталом учреждения.
Например, предприятие было зарегистрировало 15 февраля 2000 г., т. е. в первой половине I квартала (15-го числа второго месяца квартала), его налогооблагаемый период начинается с начала первого квартала.
Среднегодовая стоимость имущества рассчитывается на основе данных о стоимости имущества, включаемого в налогооблагаемую базу на 1-е число первого месяца каждого квартала года за соответствующий налогооблагаемый период. Расчет производится по формулам, приведенным в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Налогооблагаемый период
| Формулы расчета
|
I квартал
| (1/2 стоимости имущества на 1.01. отчетного года + ½ стоимости на 1.04.):4
|
I полугодие
| (1/2 стоимости имущества на 1.01. отчетного года + полная стоимость имущества на 1.04 + 1/2 стоимости имущества на 1.07) : 4
|
9 месяцев
| (1/2 стоимости имущества на 1.01 отчетного года + полная стоимость имущества на 1.04, 1.07 + 1/2 стоимости имущества на 1.10): 4
|
год
| (1/2 стоимости имущества на 1.01 отчетного года + полная стоимость на 1.04, 1.07, 1.10 + 1/2 стоимости имущества на 1.01 следующего за отчетным года) : 4
|
Налогооблагаемая база рассчитывается на основе данных об отражаемых в активе баланса остатках по следующим счетам бухгалтерского учета:
01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (за вычетом суммы износа);
04 «Нематериальные активы» (за вычетом суммы износа, учитываемого на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»);
10 «Материалы»;
12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (за минусом сумм износа, учитываемого на счете 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов»);
15 «Заготовление и приобретение материалов»;
16 «Отклонение в стоимости материалов»;
20 «Основное производство»;
21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
23 «Вспомогательные производства»;
29 «Обслуживание производства и хозяйства»;
30 «Некапитальные работы»;
31 «Расходы будущих периодов»;
36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;
40 «Готовая продукция»;
41 «Товары»;
44 «Издержки обращения»;
45 «Товары отгруженные».
В налогооблагаемой базе учитываются также прочие запасы и затраты, отражаемые по статье «Прочие запасы и затраты» раздела II актива баланса. В расчетах налогооблагаемой базы остаточная стоимость основных фондов (средств) исчисляется плательщиками по восстановительной стоимости, начиная с даты переоценки. При определении налогооблагаемой базы учитывается стоимость имущества, освобождаемого от налога в соответствии с действующим законодательством.
Льготы по налогу на имущество можно разделить на две группы. К первой из них относятся льготы, связанные с полным освобождением каких-либо организаций от данного налога. В частности, от налога освобождается имущество:
бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
коллегий адвокатов и их структурных подразделений;
предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
специализированных протезно-ортопедических предприятий;
используемое исключительно для нужд образования и культуры. К нуждам образования и культуры относится имущество, используемое для дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и кружков (в сфере образования); предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам); курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения; детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования: стационарных и передвижных клубов (домов и дворцов культуры); библиотек; музеев; зоопарков; парков культуры и отдыха; социально-культурных специализированных и многофункциональных комплексов и объединений; научно-методических центров творчества и культурно-просветительной работы; театров, стационарных и передвижных цирков; филармоний; кинопроката; кинотеатров; киноустановок; киностудий; планетариев; религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ; предприятий народных художественных промыслов. К народным художественным промыслам относятся все виды производства художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного декоративно-прикладного искусства. В свою очередь, к изделиям народных художественных промыслов относятся изделия признанного художественного достоинства, при изготовлении которых применяется ручной или механизированный творческий труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особенности данного промысла, а к предприятиям народных художественных промыслов – предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 % (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 г. № 1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»);
используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. К таким запасам относятся, в частности:
– материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком;
– материальные ценности жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
– материальные ценности общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Общественные объединения, ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход внереализационных операций, таких как сдача в аренду имущества или хранение средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. Уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности. Не рассматривается как предпринимательская деятельность:
отраженное в договоре на расчетно-кассовое обслуживание обязательство банка по уплате общественным объединениям и ассоциациям процента за остаток средств на расчетном (текущем) счете;
операции общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников. (Под общим числом работников понимается среднесписочная численность предприятия, учреждения и организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера);
научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу;
государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых за отчетный год научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 %, а также их филиалов и других аналогичных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, при соблюдении указанных условий;
используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;
предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов РФ, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);
специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством РФ;
иностранных и российских юридических лиц, используемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществлющих за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;
профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Вторая группа льгот связана с освобождением от налога отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию. Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам):
объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков. К объектам жилищно-коммунальной сферы, в частности, относятся: жилой фонд; гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство; объекты внешнего благоустройства; улично-дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов; сооружение и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения; очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства. К объектам социально-культурной сферы относятся: объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения. Под балансовой стоимостью объекта понимеются .стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения;
объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;
имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, в том числе подъездных путей, принадлежащих железной дороге, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов; спутников связи;
земли;
специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;
эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;
мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.
В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет имущества.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Расчет налога осуществляется на основе среднегодовой стоимости имущества за соответствующий налогооблагаемый период и ставки налога, установленной на текущий календарный год органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. Предельный размер ставки устанавливается Законом Российской Федерации. В настоящее время предельный размер ставки налога на имущество в целом по России составляет 2 %.
Сумма налога исчисляется предприятиями ежеквартально нарастающим итогом с начала года с учетом стоимости имущества, освобождаемого от налога в соответствии с предоставленными льготами.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250