15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
Рассмотрим прежде всего особенности исчисления у данной категории налогоплательщиков косвенных налогов. Не облагаются НДС операции, связанные с обращением ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), кроме брокерских и других посреднических услуг. Исключение представляют операции по изготовлению и хранению бумаг, по которым налог взимается. При ответе на вопрос о том, относится ли сделка к операциям, связанным с обращением ценных бумаг, прежде всего следует руководствоваться статьей 143 Гражданского кодекса РФ, согласно которой: «К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.»
Для определения же посреднических операций обычно используются положения второй части Гражданского кодекса РФ (ст. 971-979) и положения инструкции № 39 ГНС РФ.
Таким образом, большинство операций, осуществляемых инвестиционными фондами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Купля-продажа валюты и ценных бумаг по форвардным и фьючерсным сделкам независимо от наличия реальной поставки финансовых ценностей и системы расчетов между участниками сделки, в том числе при осуществлении взаиморасчетов между ними путем перечисления вариационной маржи, налогом на добавленную стоимость не облагается, за исключением доходов от брокерских и посреднических услуг. Согласно указанной норме налогового законодательства денежные средства в расчетах по биржевым торгам и страховые взносы (гарантийные взносы, депозитарная и вариационная маржа), получаемые от участников торгов на бирже для покрытия вероятных рисков биржи, налогом на добавленную стоимость также не облагаются при условии их возврата или использования этих средств по целевому назначению.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют в оформлении счетов-фактур и ведении книг покупок и продаж те же особенности, что и у коммерческих банков, изложенные в параграфе первом данной главы.
Однако исчисление налога на прибыль у профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов имеет определенную специфику.
Очевидно, что получаемые ими доходы связаны с деятельностью на финансовых рынках по купле и продаже различных ценных бумаг, в том числе государственных. В настоящее время в налоговом законодательстве не содержится перечня доходов и данная категория налогоплательщиков ориентируется на нормы гражданского и других отраслей законодательства [5, 7]. В проекте второй части Налогового кодекса особенностям определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг посвящена отдельная статья. К ним относятся:
• доходы от операций с ценными бумагами и инструментами срочных сделок;
• доходы от оказания посреднических и иных услуг на рынке ценных бумаг;
• доходы, возникающие от использования средств клиентов до момента их возврата клиенту в соответствии с условиями договора;
• доходы в виде дивидендов и процентов, полученных по облигациям и иным ценным бумагам;
• доходы от возмещаемых клиентам сумм расходов по оплате услуг третьих лиц, включая оплату телефонных, телеграфных, почтовых и иных услуг связи;
• доходы от предоставления услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав на ценные бумаги;
• доходы от оказания депозитарных услуг, включая услуги по предоставлению информации о ценных бумагах, ведению счета депо;
• доходы от оказания услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
• доходы от предоставления услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок между участниками рынка ценных бумаг;
• прочие доходы, получаемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Кроме того, инвестиционные фонды и профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют специфические расходы, которые для целей налогообложения прибыли относятся на себестоимость. В состав затрат, связанных с деятельностью профессиональных участников и инвестиционных фондов, включаются следующие виды расходов:
• комиссионные и вознаграждения посредникам, возникающие при покупке и продаже ценных бумаг, приобретаемых с целью получения дохода от реализации, а также вознаграждения посредникам и агентам при размещении акций, выпущенных инвестиционными фондами;
• проценты по полученным кредитам банков на приобретение ценных бумаг;
• по оплате труда работников пунктов подписки на акции инвестиционных фондов;
• стоимость услуг регистратора и депозитария, связанных с обслуживанием ценных бумаг, приобретенных с целью получения дохода от реализации;
• стоимость услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, выпущенных профессиональными участниками и инвестиционными фондами;
• стоимость услуг управляющего инвестиционным фондом согласно договору об управлении инвестиционным фондом.
В издержки деятельности инвестиционного фонда, наряду с типовыми, включаются следующие виды расходов:
1. Расходы по организации инвестиционного фонда:
• расходы на рекламу при создании инвестиционного фонда;
• налог на операции с ценными бумагами;
• плата банку за открытие счетов для инвестиционного фонда;
• расходы по оплате вознаграждения посредникам и агентам за размещение акций, выпущенных инвестиционным фондом;
• расходы по аренде помещений и приобретению инвентаря, необходимых для создания и деятельности инвестиционного фонда;
• расходы по оплате труда работников пунктов подписки на акции инвестиционного фонда и отчисления на социальные нужды;
• износ нематериальных активов.
2. Оплата текущих услуг депозитария инвестиционного фонда (кроме расходов, отнесенных на организационные расходы, согласно депозитарному договору).
3. Оплата услуг независимого аудитора инвестиционного фонда.
4. Оплата услуг управляющего инвестиционным фондом согласно договору об управлении инвестиционным фондом.
В случаях, когда управляющий инвестиционным фондом является юридическим лицом, величина расходов инвестиционного фонда, перечисленных в пункте 1 (кроме налога на операции с ценными бумагами), а также на оплату услуг управляющего за отчетный год не может превышать 5 %, а в чековом инвестиционном фонде – 10 % от величины среднегодовой стоимости активов фонда за указанный период, определяемой как сумма величины активов фонда на конец каждого месяца (квартала), деленная на двенадцать (четыре).
В случаях, когда управляющим инвестиционным фондом является физическое лицо, в издержки деятельности фонда включаются:
• расходы по оплате труда персонала управляющего;
• отчисления органам медицинского страхования;
• отчисления в Пенсионный фонд, фонды социального страхования и занятости;
• расходы, связанные с исследованием рынка и расчетом стоимости портфеля ценных бумаг и чистых активов (приобретение исследовательских и информационных материалов, оплата труда работников службы управляющего, оплата услуг консультантов и другие);
• расходы по оплате услуг средств массовой информации, связанные с публикацией курса акций инвестиционного фонда;
• плата за регистрацию котировки акций инвестиционного фонда на фондовой бирже (биржах);
• расходы, связанные с начислением и выплатой дивидендов акционерам инвестиционного фонда (приобретение конвертов, бумаги для уведомлений, оплата услуг учреждений связи, оплата труда работников, привлекаемых к составлению соответствующих уведомлений, и пр.);
• расходы, связанные с публикацией в средствах массовой информации и пересылкой отчетных документов инвестиционного фонда соответствующим органам;
• расходы на бумагу, конверты и услуги учреждений связи при ответах на запросы акционеров фонда.
При этом величина расходов инвестиционного фонда за отчетный год, указанных в пункте 1 (кроме налога на операции с ценными бумагами), и расходов когда управляющим инвестиционным фондом является физическое лицо, не может превышать 5 %, и в чековом инвестиционном фонде – 10 % от величины среднегодовой стоимости активов фонда за указанный период, определяемой как сумма величины актива фонда на конец каждого месяца (квартала), деленная на двенадцать (четыре).
В проекте второй части Налогового кодекса в отдельной статье рассматриваются особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов с учетом ограничений, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг. Объектом налогообложения бирж является прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, совершенных на бирже сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты и иного имущества, а также от других видов предпринимательской деятельности.
Порядок применения льгот по налогу на прибыль у инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг аналогичен льготированию прибыли банков и страховых организаций. Следует отметить, что размер ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов федерации, для инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в случае осуществления ими посреднической и брокерской деятельности может быть установлен в повышенном размере.
При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать следующие особенности налогообложения. Биржи уплачивают налог от выручки, полученной в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг. По ценным бумагам налог уплачивается от суммы разниц между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных вознаграждений, с другой стороны.
Не включаются в налогооблагаемую базу дивиденды по акциям, проценты по ценным бумагам и по счетам банковских вкладов. Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, определенные эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. По государственным ценным бумагам, условиями обращения которых предусмотрено получение владельцем дохода в зависимости от времени нахождения ценной бумаги на его балансе, настоящее положение применяется в отношении дохода, начисленного пропорционально сроку владения.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды в дополнение к установленному порядку уплачивают налог от доходов в виде разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных вознаграждений, с другой стороны.
По государственным краткосрочным бескупонным облигациям разница между ценой реализации и ценой покупки ГКО приравнивается к проценту и не включается в налогооблагаемую базу. Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, определенные эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. По государственным ценным бумагам, условиями обращения которых предусмотрено получение владельцем дохода в зависимости от времени нахождения ценной бумаги на его балансе, настоящее положение применяется в отношении дохода, начисленного пропорционально сроку владения.
К уплачиваемым инвестиционными фондами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг специфическим налогам относится налог на операции с ценными бумагами. Объектом налогообложения здесь выступает номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Указанная норма распространяется на акции акционерных обществ, облигации, производные и иные ценные бумаги, эмиссия которых требует государственной регистрации. При увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций налогообложению подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпуска акций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения.
Объектом обложения данным видом налога не являются:
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценных бумаг акционерного общества понимается выпуск акций при создании акционерного общества;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае уменьшения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.
В соответствии со ст.143 Гражданского кодекса Российской Федерации к ценным бумагам относятся и векселя. При этом в статье 1 Федерального закона Российской Федерации № 48-ФЗ от 11.03.97 г. «О переводном и простом векселе» определяется, что вексель является ничем не обусловленным денежным обязательством и, следовательно, предметом вексельного обязательства могут быть только деньги. С учетом изложенного вексель не является эмиссионной ценной бумагой и выпуск простых и переводных векселей не требует регистрации в финансовых органах. В связи с этим при выпуске простых и переводных векселей организациями налог на операции с ценными бумагами не уплачивается.
Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8 % номинальной суммы выпуска. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска и соответствующей налоговой ставки.
Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, устанавливаемому ЦБР и действующему на дату регистрации эмиссии. По остальным налогам, исчисляемым и уплачиваемым профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами, не имеется существенных отличий от общеустановленного порядка.
Контрольные вопросы
1. Какие банковские операции не облагаются НДС?
2. Назовите три возможных варианта исчисления НДС финансово-кредитными учреждениями.
3. В чем состоит специфика доходов банков, учитываемых при налогообложении прибыли и исчислении налога на пользователей автомобильных дорог?
4. Каков порядок исчисления и уплаты налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте?
5. Как рассчитываются затраты страховых организаций, включаемые в себестоимость для целей налогообложения прибыли?
6. В чем выражается специфика налогооблагаемой базы по налогу на имущество у страховых организаций?
7. Какие изменения планируется внести в налогообложение прибыли страховых организаций в соответствии со второй частью Налогового кодекса?
8. Какие операции, связанные с получением страховых выплат подлежат обложению НДС?
9. Как рассчитывается налогооблагаемая база для уплаты налога на прибыль профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами?
10. Какие изменения планируется внести в состав доходов и расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов?
Список литературы
1. Вылкова Е. С. Налоговое планирование в коммерческих банках, СПб, изд-во СПбГУЭФ 2000.
2. Вылкова Е. С. Налогообложение банков и иных финансовых посредников, СПб, изд-во СПбГУЭФ 1998.
3. Постановление Правительства РФ от 16.05.94г. № 490 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями».
4. Постановление Правительства РФ от 16.05.94г. № 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховыми организациями».
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с цепными бумагами» от 15 января 1997 года № 2.
6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ.
7. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ.
8. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.02.96 г. № 17-ФЗ.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250