15.2. Налогообложение страховых компаний
Специфика косвенного налогообложения страховых компаний состоит в том, что операции по страхованию и перестрахованию не облагаются налогом на добавленную стоимость. С 01.01.2000 г. исключение составляют операции, связанные с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Специфика исчисления и уплаты налога на прибыль страховщиками во многом напоминает правила налогообложения коммерческих банков. Доходы, страховых организаций для целей налогообложения определяются в Постановлении Правительства РФ № 491 от 16.05.94 г.[4].
В их состав включаются:
1. Выручка страховщика, формируемая за счет:
а) поступлений страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование.
В состав указанных поступлений не включаются поступления по видам обязательного страхования, осуществляемым за счет бюджетных ассигнований, которые учитываются в качестве средств, предназначенных на целевое финансирование. В выручку включаются только средства, направляемые в соответствии с установленным порядком на покрытие расходов страховщика по проведению указанных видов страхования;
б) сумм возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды;
в) комиссионных вознаграждений и тантьем по договорам, переданным в перестрахование;
г) комиссионных вознаграждений, полученных за оказание услуг страхового агента, страхового брокера, сюрвейера и аварийного комиссара;
д) возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование;
е) экономии средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию.
Следует отметить, что в состав доходов страховщиков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включается выручка страховщика, формируемая страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, только за счет экономии средств на ведение дела по обязательному страхованию.
2. Прочие поступления от страховой деятельности:
а) доходы, полученные от размещения страховых резервов и других средств (кроме доходов от инвестирования средств резервов по обязательному медицинскому страхованию);
б) доходы, полученные от инвестирования средств резервов по обязательному медицинскому страхованию, за вычетом сумм, использованных на покрытие расходов по оплате медицинских услуг и пополнение соответствующих резервов по нормативам, устанавливаемым территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
в) суммы полученных процентов, начисленных на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
г) суммы, полученные в порядке реализации права требования страхователя по страхованию имущества к лицу, ответственному за причиненный ущерб;
д) прочие доходы от осуществления страховой деятельности.
3. Доходы от иной деятельности:
а) доходы от сдачи имущества в аренду;
б) прибыль от реализации основных фондов, материальных ценностей и прочих активов;
в) суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в предыдущие периоды на убытки;
г) списанная кредиторская задолженность;
д) доходы от прочей незапрещенной законом деятельности, непосредственно не связанной с осуществлением страховой деятельности.
В проекте второй части Налогового кодекса имеется специальная статья, посвященная особенностям определения доходов страховых организаций. Планируется более подробно перечислить доходы от операций страхования, сострахования и перестрахования и кратко изложить доходы от других сделок, оставив их список открытым. Отдельную статью в Налоговом кодексе планируется посвятить особенностям определения доходов негосударственных пенсионных фондов.
Специфические расходы страховых организаций, включаемые в себестоимость для целей налогообложения прибыли, перечислены в Постановлении Правительства РФ № 491 от 16.05.94 г.[4]. К ним относятся:
1. Отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.
2. Возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование.
3. Комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования.
4. Расходы на ведение дела:
а) затраты, включаемые в себестоимость страховых услуг на основании Положения о составе затрат № 552;
б) комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;
в) возмещения при наличии подтверждающих документов страховым агентам расходов по проезду от места жительства до местонахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, и по вызову администрации и компенсации страховым агентам расходов по проезду на участке работы;
г) оплата предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам за оказанные ими услуги, связанные со страховой деятельностью, в том числе:
– оплата услуг предприятий, учреждений и организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
– оплата услуг учреждений здравоохранения, других предприятий, учреждений и организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и т. п.;
– оплата инкассаторских услуг;
– оплата услуг (комиссионные вознаграждения) специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов, сотрудников детективных агентств и других), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;
– оплата услуг банков и других кредитных учреждений, связанных с осуществлением страховой деятельности, включая операции по обслуживанию выплат страхователям, расчетному и другим счетам, выдаче и приему наличных денег;
д) расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров, представительские расходы в пределах действующих норм и нормативов, исчисленных с учетом отраслевых особенностей. При этом страховые организации для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу вместо показателя «объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель» используют следующий показатель – суммы поступлений, определенные в соответствии с пунктами 1 и раздела 1 Постановления Правительства РФ № 491 от 16 мая 1994 года;
е) расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т. п.;
ж) оплата консультационных и информационных услуг, а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;
з) расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков.
5. Расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности, в том числе автомобильного транспорта для перевозки документов и материальных ценностей.
6. Другие расходы, связанные со страховой деятельностью.
В проекте второй части Налогового кодекса имеется специальная статья, посвященная особенностям определения расходов страховых организаций. Планируется в целом сохранить существующий перечень, оставив его открытым. Как предполагается, отдельная статья в Налоговом кодексе будет посвящена особенностям определения расходов негосударственных пенсионных фондов. При этом конечный финансовый результат деятельности страховых организаций (прибыль или убыток) в настоящее время определяется как разность между выручкой от реализации страховых услуг и поступлениями от иной деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 16 мая 1994 г.
До определения финансовых результатов от проведения страховых операций страховые организации в соответствии с действующим порядком на основании специальных расчетов определяют размер страховых резервов. Определяются суммы, направленные страховщиками на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного страховщиками в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Сумма, направляемая на пополнение указанного резерва, определяется на весь объем резерва по страхованию жизни, исчисленный страховщиком на отчетную дату. Расчет страховых резервов по страхованию жизни производится в порядке, установленном Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.
Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, не отличается от ставок, устанавливаемых для других налогоплательщиков. До 20 января 1997 г. ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливалась в размере 8 %, при условии, что не менее 50 % взносов за отчетный период было получено страховщиком от страхования имущественных интересов крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, производящих или перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, а также малых предприятий (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую, закупочную и посредническую деятельность).
Размер ставок налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов федерации, и порядок предоставления льгот по налогу на прибыль у страховых организаций аналогичен рассмотренному в параграфе 1 данной главы.
Страховые организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации услуг. Под суммой реализуемых услуг понимается сумма, полученная от реализации страховых услуг и определенная в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела I Постановления Правительства РФ № 491 от 16 мая 1994 г. с учетом ограничений, перечисленных выше при рассмотрении налогообложения прибыли при осуществлении операций с ценными бумагами.
Исходя из специфики страховой деятельности, для определения налогооблагаемой базы налога на имущество по страховым и другим аналогичным организациям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Государственного страхового надзора Российской Федерации № 02-02/5 от 27 ноября 1992 г., принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: 01 «Основные средства» и 03 «Долгосрочно арендуемые основные средства» (за вычетом суммы износа, учитываемого на счете 02 «Износ основных средств»); 04 «Нематериальные активы» (за вычетом суммы износа, учитываемого на счете 05 «Износ нематериальных активов»); 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (за вычетом суммы износа, учитываемого на счете 13 «Износ малоценных и,быстроизнашивающихся предметов»); 31 «Расходы будущих периодов».
В налогооблагаемой базе учитываются также запасы и затраты, отраженные по статье «Прочие материальные ценности и затраты» раздела II актива баланса.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, осуществляющие бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 3 от 19 января 1994 года, для определения налогооблагаемой базы принимают остатки по счетам бухгалтерского учета, отражаемым по следующим разделам актива баланса: I «Основные средства» (за минусом износа, учитываемого на счете 02 «Износ основных средств»); II «Материалы и запасы»; III «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»;1У «Затраты на производство и другие цели»; VII «Расходы» (за минусом остатков по статье 16 «Расходы на капитальный ремонт» и статье 12 «Расходы на приобретение оборудования и инвентаря» субсчета 215 «Расходы за счет внебюджетных фондов»; остатков по субсчету 221 «Расходы за счет средств федерального фонда по обязательному медицинскому страхованию» и субсчету 222 «Расходы за счет средств территориальных фондов по обязательному медицинскому страхованию»).
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250