14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
В современных условиях при переходе к рынку все большее число граждан РФ начинают заниматься предпринимательской деятельностью, приобретают соответствующий статус и становятся плательщиками связанных с ним налогов. Наиболее распространенным среди них является регистрационный сбор, который уплачивают за государственную регистрацию физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ставки регистрационного сбора устанавливаются местными органами государственной власти, при этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленный законом МРОТ. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.
Предприниматели также являются плательщиками федеральных и региональных лицензионных сборов. Объектом обложения сборами признается приобретение плательщиком права на осуществление на территории РФ (или ее субъекта) лицензируемых видов деятельности или определенных прав. Конкретный порядок и сроки уплаты определяются законом о сборе органом власти соответствующего уровня.
Для физических лиц установлен еще налог на покупку иностранных денежных знаков. Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций: покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли; покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли; выплата с валютных счетов наличной иностранной валюты физическими лицами при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов; выдача иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов. Ставка налога установлена в размере 1 % от налогооблагаемой прибыли.
В отдельных городах и районах, отнесенных по значению к курортным местностям, действует курортный сбор. Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывшие в расположенные местности без путевок. Предельная ставка сбора устанавливается в размере 5 % от минимальной месячной оплаты труда. Конкретные ставки курортного сбора по территориям утверждаются местными органами власти. От данного сбора освобождаются несовершеннолетние дети, лица пенсионного возраста, инвалиды.
Физические лица в статусе предпринимателей без образования юридического лица уплачивают в бюджет налог на игорный бизнес, налог на реализацию ГСМ, налог с продаж, платежи на природные ресурсы. Порядок исчисления и уплаты этих налогов рассмотрен в соответствующих главах этого учебника.
Начиная с 2001 года подоходный налог с физических лиц серьезным образом изменится. Вместо прогрессивной шаклы будет установлена единая плоская ставка в 13 % независимо от величины получаемого дохода. Такое решение принято в целях ослабления налоговой нагрузки на заработную плату и стимулирования работодателей достоверно отражать в затратах оплату труда. Отпадает необходимость составления и представления в налоговые органы деклараци о доходах. Изменения коснутся и имеющихся льгот. Предполагается, что система вычетов для инвалидов различных групп, «чернобыльцев», «блокадников» будет установлена в твердых суммах: в размере 4 тыс. и 1000 руб. в месяц.
Для всех без исключения плательщиков общий вычет из месячного дохода составит 300 руб. На каждого ребенка в возрасте до 18 лет налоговый вычет составит 200 руб. Прогрессивным можно считать появление льгот в виде вычетов из облагаемого дохода расходов граждан на лечение, медицинское обслуживание, покупку лекарств, оплату обучения в средних и высших учебных заведениях как самого налогоплательщика, так и его детей.
Некоторые льготы, действующие в настоящее время, не найдут отражение в налоговом законе: льготы для военнослужащих, судей и прокурорских работников. Они получат компенсацию за счет расходов федерального бюджета*.
* При изучении этого параграфа необходимо ознакомиться с соответствующей главой II части НК, см. также гл. 26.
По налогу на имущество с физических лиц изменения произойдут в отношении определения объекта обложения и ставок. В целях налогообложения (при определенных условиях) стоимость объектов недвижимости и незавершенного строительства будет определяться по рыночным ценам.
По дорогой и престижной недвижимости предполагается применение более высоких ставок. Такой дифференциорванный подход, по мнению законодателей, не затронет благосостояния малоимущих граждан и одновлеменно увеличит поступления в доход бюджета.
Налог на наследования и дарения предполагается перенести из местных в состав федеральных налогов и сборов. Размер налога, как и внастоящее время, будет дифференцироваться в зависимости от стоимости имущества и степени родства наследополучателя или одаряемого. В значительной мере изменение будет касаться повышения необлагаемого минимума.
Контрольные вопросы
1. Определите экономическое содержание налогов с населения.
2. Какова структура действующей в России системы налогов с физических лиц?
3. Что общего и что отличает налоги с населения в России и зарубежных странах?
4. Какова роль налогов с населения в формировании доходов бюджетов различных уровней?
5. Кто является плательщиком подоходного налога?
6. Что является объектом подоходного налогообложения?
7. Какие суммы включаются в совокупный облагаемый доход гражданина?
8. Какие льготы установлены законом при взимании подоходного налога?
9. Какие ставки применяются при подоходном налогообложении?
10. Как производится расчет подоходного налога?
11. Какие документы представляют предприятия и физические лица в налоговые органы по расчетам подоходного налога?
12. Что является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц?
13. Какие ставки применяются и какие льготы действуют при исчислении налогов на имущество?
14. Когда уплачиваются налоги на имущество с физических лиц?
15. Кто платит налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения?
VI Раздел
Список литературы
1. Богучава Т. В. Налоги с населения в СССР. М.: ЦЭМИ, 1983,
2. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 г. № 2003-1
(с изменениями и дополнениями).
3. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 07.12.91 г. № 1998-1 (с изменениями и дополнениями).
4. Инструкции ГНС РФ «По применению Закона РФ «О подоходном налогес физических лиц»» от 29.06.95 г. №35 (с изменениями и дополнениями).
5. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 30.05.95 г. № 32.
6. Инструкция МНС России «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 02.11.1999 г. № 54.
7. Налоги и налогообложение. / Под. ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. М.: ЮНИТИ,1998.
8. Налоговые системы зарубежных стран / Под. ред. В. Л. Князева. М.: ЮНИТИ, 1997.
9. Пепеляев С. Г. Подоходный налог - принципы и структура. - М., 1993.
10. Талимова Л. А. Подоходное налогообложение физических лиц и перспектива его развития. М.: Фин. акад. при Правительстве РФ, 1995.
11. Ходорович М. И. Налоги с граждан. М.: Финстатинформ, 1996.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250