Глава 10. Налог с продаж
В ходе изучения материалов данной главы вы сможете:
• перечислить плательщиков налога с продаж;
• определить объект обложения;
• указать направления льгот;
• сформулировать права субъектов РФ по взиманию налога;
• назвать перспективы функционирования налога с продаж.
В июне 1998 г. в налоговой системе РФ появился новый элемент – налог с продаж (региональный налог, который устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на их территории). По состоянию на 01.10.1999 г. налог с продаж был веден в 74 субъектах Российской Федерации [5]. Федеральное законодательство устанавливает общие принципы взимания этого налога, которые представлены в Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ"»[8]. Порядок, установленный в этом законе, называют «рамочным», т. е. примерным, опорным, так как основные правила по взиманию налога в регионе устанавливают законодательные органы субъектов РФ.
Плательщиками налога с продаж являются как российские, так и иностранные и международные юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ.
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно:
• стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей;
• мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков;
• услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы России (за исключением стран СНГ), а также других товаров и услуг не первой необходимости.
Федеральный закон установил широкий перечень льгот по налогу. Например, не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость:
• хлеба, молока, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
• детской одежды и обуви;
• жилищно-коммунальных услуг, услуг в сфере культуры и искусства.-лекарств;
• ритуальных услуг;
• услуг в сфере образования.
С целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют перечень льготируемых товаров (работ, услуг).
В табл. 10.1 приводится сравнительный анализ льгот, определенных Федеральным законом и установленных в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 07.12.98 г. № 248-57 «О налоге с продаж»[3].
Таблица 10.1. Сравнительный анализ положений Федерального закона
и Закона Санкт-Петербурга в части льгот по налогу с продаж
Федеральный закон
| Закон Санкт-Петербурга
|
Не является объектом налогообложения по
| От налогообложения освобождены операции по
|
налогу с продаж стоимость:
| реализации:
|
- хлеба и хлебобулочных изделий, молока и
| - хлеба и хлебобулочных изделий, молока и
|
молокопродуктов, масла растительного,
| молокопродуктон (за исключением мороженого),
|
маргарина, круп, сахара, соли, картофеля,
| масла растительного, маргарина, овощей, крупы,
|
продуктов детского и диабетического питания;
| сахара, соли, картофеля, продуктов детского и
|
- детской одежды и обуви;
| диабетического питания;
|
- жилищио-коммунальных услуг, а также услуг
| - детской одежды и обуви;
|
по сдаче в наем населению государственных или
| – жилищно-коммунальных услуг и услуг по
|
муниципальных жилых помещений, а также по
| сдаче внаем населению государственных или
|
предоставлению жилья в общежитнях;
| муниципальных жилых помещений, а также по
|
- услуг в сфере культуры и искусства,
| предоставлению жилья в общежитиях;
|
оказываемых государственными и
| - услуг в сфере культуры и искусства,
|
муниципальными учреждениями и
| оказываемых государственными и
|
организациями культуры и искусства (театры,
| муниципальными учреждениями и
|
кинотеатры, концертные организации и
| организациями культуры и искусства при
|
коллективы, клубные учреждения, включая
| проведении театрально-зрелищных, культурно-
|
сельские, библиотеки, цирки, лектории,
| просветительских мероприятий, в том числе
|
планетарии, парки культуры и отдыха,
| стоимость входных билетов и абонементов;
|
ботанические сады, зоопарки) при проведении
| - книжной продукции, связанной с культурой,
|
театрально-зрелищных, культурно-
| наукой, образованием, а также нотной и
|
просветительских мероприятий, в том числе
| изопродукции (за исключением рекламных и
|
стоимость входных билетов и абонементов;
| эротических изданий);
|
- лекарств, протезно-ортопедических изделий;
| - моющих средств, изготовленных в Санкт-
|
- зданий, сооружений, земельных участков и
| Петербурге;
|
иных объектов, относящихся к недвижимому
| - изделий медицинского назначения и
|
имуществу, и ценных бумаг;
| медицинской техники;
|
– услуг по содержанию детей в дошкольных
| - зданий, сооружений, земельных участков и
|
учреждениях и уходу за больными и
| иных объектов, относящихся к недвижимому
|
престарелыми;
| имуществу, а также ценных бумаг;
|
- услуг по перевозке пассажиров транспортом
| – услуг по содержанию детей в дошкольных
|
общего пользования муниципального
| учреждениях и уходу за больными и
|
образования (за исключением такси), а также
| престарелыми;
|
услуг но перевозкам пассажиров в пригородном
| - услуг по перевозке пассажиров городским
|
Таблица 10.1 (продолжение)
Федеральный закон
| Закон Санкт-Петербурга
|
ообщении морским, речным, железнодорожным
| пассажирским транспортом (кроме такси), в том
|
автомобильным транспортом;
| числе маршрутным, а также услуг по перевозкам
|
услуг, предоставляемых кредитными
| пассажиров в пригородном сообщении морским,
|
организациями, страховщиками,
| речным, железнодорожным и автомобильным
|
пргосударственными пенсионными фондами,
| транспортом (кроме такси, в том числе
|
эофессиональными участниками рынка ценных
| маршрутного);
|
бумаг, оказываемых в рамках их деятельности,
| - услуг, предоставляемых физическим лицам
|
одлежащей лицензированию, а также услуг,
| кредитными организациями, страховщиками,
|
доставляемых коллегией адвокатов;
| профессиональными участниками рынка ценных
|
- ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ
| бумаг, негосударственными пенсионными
|
крематориев, проведения обрядов и церемоний
| фондами, в рамках их деятельности, подлежащей
|
елигиозными организациями;
| лицензированию, а также услуг, предоставляемых
|
услуг, оказываемых уполномоченными
| коллегией адвокатов;
|
этапами государственной власти и органами
| - ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ
|
естного самоуправления, за которые взимаются
| и крематориев, проведение обрядов и церемоний
|
оответствующне виды пошлин и сборов;
| религиозными организациями;
|
товаров (работ, услуг), связанных с учебным,
| - услуг, оказываемых уполномоченными
|
учебно-производственным, научным или
| органами государственной власти и органами
|
воспитательным процессом и производимых
| местного самоуправления, за которые взимаются
|
осударственными и муниципальными
| соответствующие виды пошлин и сборов;
|
образовательными учреждениями;
| - товаров (работ, услуг), связанных с учебным,
|
путевок (курсовок) в санаторно-курортные и
| учебно-производственным, научным или
|
здоровительные учреждения, учреждения
| воспитательным процессом и производимых
|
тдыха, реализуемых для инвалидов;
| образовательными учреждениями;
|
других товаров первой необходимости по
| - путевок (курсовок) в санаторно-курортные и
|
еречню, устанавливаемому законодательными
| оздоровительные учреждения, учреждения
|
представительными) органами субъектов
| отдыха, реализуемых для инвалидов, а также для
|
оссийской Федерации с целью недопущения
| детей;
|
цижения уровня жизни малообеспеченных
| - предметов личной гигиены (зубных щеток,
|
)упп населения.
| мыла туалетного, зубной пасты и зубного
|
| порошка, предметов женской гигиены, туалетной
|
| бумаги, памперсов);
|
| - овощей;
|
| - макаронных изделий;
|
| - яиц и яйцепродуктов;
|
| – рыбы живой, море- и рыбопродуктов, за
|
| исключением деликатесных;
|
| – услуг в сфере физической культуры и спорта,
|
| оказываемых организациями физической
|
| культуры и спорта для детей и подростков;
|
| - услуг почтовой связи;
|
| - печатной продукции средств массовой
|
| информации (за исключением рекламных и
|
| эротических изданий);
|
| - товаров школьно-письменных, учебно-
|
| методической литературы, производимых
|
| предприятиями и организациями Санкт-
|
| Петербурга.
|
В целях взимания рассматриваемого нами налога к продажам за наличный расчет приравниваются продажи с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 %. Например, в Санкт-Петербурге ставка налога с продаж составляет 5 %, а в Москве – 4 %. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Таким образом, удельный вес налога с продаж в цене товара с учетом налога (при ставке налога 5 %) составит:
Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60 % и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Следует отметить, что на практике последнее требование, как правило, не выполняется, потому что средства от взимания налога, поступая в бюджет, расходуются обезличенно, не целевым образом.
С введением налога с продаж отменяется такой региональный налог, как сбор на нужды образовательных учреждений, а также 16 неэффективных местных налогов и сборов, таких как за право торговли, сбор за парковку транспорта, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, некоторые другие налоги и сборы.
Устанавливая налог с продаж, законодательные органы субъектов РФ определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. Фискальное значение налога с продаж для бюджетов субъектов РФ велико. Так, удельный вес налога в общей сумме доходов бюджета Санкт-Петербурга на 2000 г. составляет 12%[4].
Практика взимания налога с продаж вызывает многочисленные проблемы и вопросы. Один из таких вопросов связан с определением объекта обложения в случае экспорта товаров (работ, услуг). Как показывает международная практика налогообложения, экспорт, как правило, освобожден от косвенных налогов. Данная практика продиктована стремлением «защитить» отечественных производителей на международном рынке. Освобождение от налогов при экспорте предусмотрено, например, в нашей стране по НДС, налогу на реализацию ГСМ, акцизам. Одновременно взимаются акцизы и экспортные пошлины на нефть и некоторые другие сырьевые ресурсы, что определяется фискальными интересами государства.
Следует отметить, что в проблеме налога с продаж при экспорте существуют правовая и экономическая стороны. С экономической точки зрения введение льготы по экспорту приведет к сокращению доходов бюджетов. Как отразится отмена налога на финансовых показателях деятельности организаций, связанных с наличным денежным обращением в сфере внешнеэкономической деятельности (к примеру, организаций, занимающихся продажей пассажирских билетов)? Снижение налоговой нагрузки на них не будет существенным, так как 5 %-ный налог не является определяющим в ценовой политике и тарифной конкуренции. С правовых позиций проблема может быть решена, если в федеральном законе (так как именно этот документ устанавливает общие правила налогообложения) появится льгота по экспорту. Однако в проекте специальной части Налогового кодекса РФ, записано, что от налога с продаж освобождается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за пределы территории РФ, перечень которых предусмотрен в законодательстве об НДС. Таким образом, в налоге с продаж определяется льгота по экспорту, а значит, устанавливается связь между отдельными налоговыми законами, что позволяет говорить о единообразии налогообложения.
Пресс налога с продаж оказался наиболее существенным для физических лиц-предпринимателей. Во-первых, они являются плательщиками налога с продаж, в том числе и те из них, кто перешел на упрощенную систему налогообложения [2]. Упрощенная система налогообложения (УСН) освободила предпринимателей от уплаты подоходного налога с физических лиц, ограничив их обязанности уплатой стоимости патента, но по другим налогам освобождения не предусмотрены. Данное положение неоднократно разъяснялось представителями МНС и МФ РФ. Тем не менее, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 15.03.2000 г. по делу № А 56-28671/99 указал, что УСН представляет собой специальный налоговой режим (статья 18 Налогового кодекса РФ) [7]. Специальный налоговый режим заменяет общую систему налогов, и, следовательно, с момента перехода предпринимателя на УСН на него не распространяется общая система, в том числе – налог с продаж.
Во-вторых, учитывая норму закона о том, что к наличным расчетам в целях взимания налога с продаж приравниваются перечисления со счетов в банках по поручениям физических лиц в уплату товаров (работ, услуг), предприниматели практически всегда обязаны уплачивать налог с продаж при приобретении товаров (работ, услуг), даже если они предназначены для производственных целей и оплачиваются через банк. Такой подход противоречит статье 3 Налогового кодекса РФ, которая гласит, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер (когда различия в начислении связаны с использованием социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев). Поэтому в Санкт-Петербурге, например, применяется следующий подход. Поступления денежных средств со счетов предпринимателей в уплату товаров (работ, услуг) налогом с продаж не облагаются. Вносимые же предпринимателем в банк или Сбербанк наличные денежные средства для последующего зачисления на расчетные счета организаций в уплату товаров (работ, услуг) облагаются налогом с продаж, поскольку рассматриваются как наличная форма оплаты [6]. В проекте специальной части Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в налоговую базу не включается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых индивидуальным предпринимателям в безналичном порядке.
В заключение рассмотрим перспективы налога с продаж. Если в 1999 г. предполагалось, что этот налог будет носить временный характер, то анализ практики его взимания позволяет сделать выводы о высокой фискальной эффективности налога с продаж. Таким образом, субъекты федерации весьма заинтересованы в сохранении данного налога. Проект специальной части Налогового кодекса РФ и уточнение к нему предусматривают дальнейшее взимание налога с продаж при внесении некоторых коррективов в налогообложение, например вводится льгота по экспорту; уточнено, что реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет подлежит обложению этим налогом; рассмотрен перечень товаров и услуг, реализация которых освобождена от налогообложения (приведено в соответствие с перечнем товаров, облагаемых по пониженной ставке НДС). Важной новацией в уточненном проекте НК является освобождение от этого налога стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых индивидуальными предпринимателями для целей предпринимательской деятельности, оплата за которые преоизведена в безналичном порядке (см. также п. 3 гл. 26).
С теоретических позиций одновременное применение НДС и налога с продаж не выдерживает никакой критики. Подобное решение имеет место только в налоговой системе Канады.
Контрольные вопросы
1. На основании какого нормативного документа вводится налог с продаж?
2. Какие товары не облагаются налогом с продаж?
3. Современный порядок обложения налогом с продаж экспортных операций. Предполагается ли в дальнейшем изменение действующего порядка?
4. Какие налоги отменяются с введением налога с продаж?
5. Следует ли исчислять налог с продаж, если расчеты за товары осуществляются с использованием кредитных карт?
Список литературы
1. 100 вопросов по налогу с продаж. Ассоциация бухгалтеров Санкт-Петербурга, Институт профессиональных бухгалтеров Санкт-Петербурга, фирма «Кадис». Составители: М. П. Орлов, Е. В. Крейнипа. http://www.kadis.spb.ru/article/100quests.htm.
2. Закон РФ от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
3. Закон Санкт-Петербурга от 07.12.98 г. № 248-57 «О налоге с продаж».
4. Закон Санкт-Петербурга от 29.12.99 г. № 267-33 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2000 год».
5. Информация Управления МНС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «О принятии па территории субъектов РФ законов о налоге с продаж» (по состоянию па 01.10.99 г.) // Налоги. СПб. № 20. Октябрь 1999 года.
6. Письмо Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу от 24.12.99 г. № 06-12/18421.
7. «Предприниматель Петербурга». № 14. Апрель 2000. С. 8.
8. Федеральный Закон от 31.07.98 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ"».
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250