17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
Ежегодно в консолидированном бюджете РФ предусматривается образование целевых бюджетных фондов, предназначенных для финансирования определенных государственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства. Некоторые из этих фондов создаются в основном за счет соответствующих налогов и сборов, которым в законодательном порядке придается целевое назначение. В 2000 г. к числу таких фондов относятся дорожные, экологические фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. В настоящее время в дорожные фонды направляются:
• налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
• налог на пользователей автомобильных дорог;
• налог с владельцев транспортных средств;
• налог на приобретение автотранспортных средств [I].
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов. В состав облагаемых налогом горюче-смазочных материалов (в дальнейшем – ГСМ) включаются автобензин, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных двигателей, масла для карбюраторных и дизельных двигателей, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива.
Плательщиками налога выступают юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) и граждане, осуществляющие в порядке предпринимательства реализацию этих материалов. В число плательщиков – юридических лиц включаются как предприятия–изготовители ГСМ, так и хозяйствующие субъекты, занимающиеся их перепродажей. Не являются плательщиками налога на реализацию ГСМ малые предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Объект налогообложения определяется в зависимости от двух факторов:
• относится ли налогоплательщик к числу предприятий – изготовителей ГСМ или он является лицом, осуществляющим их перепродажу;
• где приобретены для последующей реализации указанные товары: в России или за ее пределами.
Исходя из этого у предприятий – изготовителей ГСМ в качестве объекта налогообложения принимается выручка от реализации ГСМ без учета НДС. Аналогично определяется объект обложения у импортеров ГСМ. У юридических и физических лиц, осуществляющих перепродажу ГСМ, объект обложения исчисляется в виде разницы между выручкой от реализации ГСМ (без учета НДС) и стоимостью их приобретения (без учета НДС). Выручка от реализации ГСМ за пределы территории стран СНГ по ценам, приближенным к мировым, в объект налогообложения не включается.
Дата совершения оборотов по реализации ГСМ зависит от метода определения (применяемого для расчета налога) момента реализации, который по желанию налогоплательщика может устанавливаться либо по моменту отгрузки ГСМ покупателям, либо по дате поступления средств на счет поставщика в учреждении банка или в кассу (при расчетах наличным путем) за проданные товары.
Ставка налога установлена в размере 25 % к облагаемой базе. По этой ставке налог исчисляется предприятиями – изготовителями ГСМ и импортерами. Другие категории налогоплательщиков для исчисления причитающейся к уплате суммы налога применяют расчетные ставки: 20 % – для физических лиц (предпринимателей) и 17,24 % – для других осуществляющих перепродажу ГСМ субъектов. Указанные расчетные ставки применяются независимо от того, в какой – наличной или безналичной – форме производятся расчеты с покупателями.
Применение осуществляющими перепродажу ГСМ хозяйствующими субъектами расчетных ставок налога обусловлено тем, что в основу определения их облагаемого оборота по реализации ГСМ положена надбавка к цене приобретения, которая является источником уплаты налога.
Если принять размер указанной надбавки без учета НДС и НГСМ (налога на реализацию ГСМ) за 100 %, то с учетом ставок этих налогов она составит 125 % для предпринимателей без образования юридического лица (они не являются плательщиками НДС) и 145 % для юридических лиц (100 % + 20 % + 25 %, где 20 % – ставка НДС, 25 % - ставка НГСМ).
Исходя из вышеизложенного расчетные ставки НГСМ определяются следующим образом. Расчет налога производится по установленной форме с использованием следующих показателей:
Уплата налога на реализацию ГСМ производится либо ежемесячно, либо ежеквартально в зависимости от среднемесячного размера платежа, определяемого по отчетным данным за предыдущий квартал. Ежемесячно налог уплачивается при среднемесячных платежах от 3 тыс. руб. Срок уплаты установлен до 20 числа месяца следующего за отчетным. Ежеквартальная уплата установлена для налогоплательщиков со среднемесячными платежами до 3 тыс. руб. и для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (независимо от размера их среднемесячных платежей). Налог на реализацию ГСМ полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
Таблица 17.1
1. Стоимость приобретения реализованных ГСМ с налогами
|
2. Выручка от реализации ГСМ производителем и импортером ГСМ (без налога с продаж, НДС и НГСМ)
|
3. Выручка от реализации ГСМ, не отраженная по строке 2 (без налога с продаж) с учетом НДС и НГСМ
|
4. Сумма налога, причитающаяся к уплате производителем и импортером (стр. 2 • 25 %)
|
5. Сумма налога, причитающаяся к уплате плательщиком НГСМ .. (предпринимателем), не являющимся плательщиком НДС [(стр. 3 - стр. 1) • 20 %]
|
6. Сумма налога, причитающаяся к уплате плательщиком НГСМ, являющимся плательщиком НДС [(стр. 3 - стр. 1) • 17,24 %]
|
7. Итого: сумма налога на реализацию ГСМ, подлежащая к уплате в Федеральный дорожный фонд.
|
Налог на пользователей автомобильных дорог. Плательщиками налога выступают российские и иностранные юридические лица, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства. Филиалы и другие подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, согласно I части Налогового кодекса не являются самостоятельными плательщиками налогов, а выполняют лишь обязанности юридических лиц по уплате налогов по месту своего нахождения. Данное положение относится и к налогу на пользование автомобильных дорог.
Объект обложения по указанному налогу складывается из двух частей:
• выручки от реализации продукции (работ, услуг);
• суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в порядке осуществления заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Определение объекта налогообложения осуществляется с учетом специфики отдельных видов деятельности. При исчислении налоговой базы подлежат исключению:
• из выручки от реализации продукции (работ, услуг): налог на добавленную стоимость, акцизы (по организациям-изготовителям подакцизных товаров), налог на реализацию ГСМ (по организациям, реализующим ГСМ), экспортные пошлины (по организациям осуществляющим экспортную деятельность); лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции; суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры;
• из суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров: налог на добавленную стоимость, исчисленный исходя из суммы указанной разницы; налог на реализацию ГСМ, уплачиваемый организациями, осуществляющими перепродажу этих товаров.
Ставка налога установлена в размере 2,5 % к налоговой базе, в том числе 0,5 % по налогу, зачисляемому в Федеральный дорожный фонд; 2 % – по налогу, уплачиваемому в территориальные дорожные фонды. Законодательные органы субъектов РФ имеют право повышать или понижать ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 % от ставки федерального налога. В Санкт-Петербурге ставка налога на пользователей автомобильных дорог в части средств, направляемых в территориальный дорожный фонд города, установлена на 2000-2003 гг. в размере 2 %. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Сумма платежей по налогу включается плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и услуг. Налогоплательщики со среднемесячным размером платежей свыше 2 тыс. руб. уплачивают налог ежемесячно до 15-го числа следующего месяца исходя из фактических данных о реализации продукции (работ, услуг) и продаже товаров за истекший месяц. Налогоплательщики с меньшими размерами платежей, а также субъекты малого предпринимательства уплачивают этот налог ежеквартально.
По окончании каждого квартала все налогоплательщики производят расчет налога нарастающими итогами за истекший с начала года период (т. е. за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год) и определяют сумму, причитающуюся к уплате за каждый последний квартал с учетом ранее произведенных начислений налога. Уплата налога по квартальным расчетам должна быть осуществлена в пятидневный, а по годовым – в десятидневный срок со дня, установленного для представления соответственно квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
От уплаты налога освобождаются такие юридические лица, как:
• колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие предприятия, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции, при условии, что удельный вес доходов от этого вида деятельности в общей их сумме составляет не менее 70 %;
• предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования: льгота применяется к выручке, полученной от указанного вида деятельности;
• субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
• профессиональные аварийно-спасательные службы, формирования.
Налогом с владельцев транспортных средств облагаются легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Его плательщиками являются владельцы указанных видов транспортных средств, которые могут быть гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства или иностранными юридическими лицами. От уплаты налога освобождаются:
• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы;
• Герои СССР, России; граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
• инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили;
• общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;
• колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие предприятия, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции, при удельном весе доходов от этой деятельности не менее 70 % в общей сумме доходов;
• другие категории юридических лиц.
Законодательные органы субъектов РФ имеют праро устанавливать дополнительные категории физических и юридических лиц, полностью освобождаемые от уплаты налога.
Ставки налога устанавливаются по видам транспортных средств в денежной сумме на единицу мощности двигателя. Законодательным органам субъектов РФ предоставлено право увеличивать ставки налога с учетом изменения уровня цен и заработной платы. Действующие в Санкт-Петербурге ставки налога в 2000 г. установлены законом Санкт-Петербурга «О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах» от 30.12.99 № 252-34.
Налог ежегодно уплачивается в сроки, установленные законодательными органами субъектов РФ и зачисляется в территориальные дорожные фонды. Сумма налога включается юридическими лицами в издержки производства и обращения; физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, – в состав их расходов, учитываемых при расчете облагаемого дохода.
Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при приобретении автотранспортных средств путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставный капитал. От уплаты налога освобождаются:
• Герои СССР, России, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения, приобретающие автотранспортные средства для выполнения уставной деятельности;
• граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование;
• общественные организации инвалидов, осуществляющие приобретения автотранспортных средств для обеспечения своей уставной деятельности;
• организации автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, используемым для перевозки пассажиров (кроме такси);
• другие предприятия и организации.
В качестве налоговой базы принимается продажная цена транспортного объекта без учета НДС и акциза. Но вычет акциза производится только при приобретении автотранспортного средства у предприятия-изготовителя.
При исчислении налоговой базы необходимо учитывать следующие моменты:
1. По транспортным объектам, приобретенным в обмен на какой-либо товар (выполненные работы, услуги), при расчете налога используются цены реализации, но не ниже рыночных цен на момент совершения сделки на такие же или иные аналогичные транспортные объекты.
2. При приобретении транспортных средств, бывших в употреблении, расчет налога производится исходя из цены их продажи (без НДС), которая должна быть не ниже балансовой стоимости за вычетом износа.
3. По автотранспортным средствам, приобретенным за пределами России, налог исчисляется исходя из их таможенной стоимости.
4. При приобретении автотранспортных средств для осуществления лизинговой деятельности названный налог уплачивается лизингодателем (т. е. арендодателем), а лизингополучатель (арендатор) транспортных средств становится плательщиком налога после их выкупа. Расчет налога при выкупе автотранспортных средств производится исходя из их установленной в договоре лизинга цены.
Налог исчисляется по следующим ставкам: для грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов, автобусов, специальных и легковых автомобилей 20 %, для прицепов и полуприцепов – 10 %. По транспортным средствам, приобретенным за иностранную валюту, налог исчисляется в рублях по курсу, действовавшему на день приобретения. Налогом не облагаются транспортные средства, приобретенные для дальнейшей реализации (при наличии лицензии на торговлю автомобилями).
Налог уплачивается по месту регистрации или перерегистрации автотранспортных средств в течение 5 дней с момента их приобретения. Сумма налога включается в состав затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг; у бюджетных организаций – в состав расходов по бюджету; у физических лиц-предпринимателей – в состав расходов, учитываемых при определении облагаемого дохода.
Проводимая в настоящее время работа по реформированию налоговой системы показывает, что с принятием в полном объеме Налогового кодекса РФ в составе налогов, зачисляемых в дорожные фонды, должны произойти существенные изменения. Об этом, в частности, свидетельствует содержание статей 13,14,15 Налогового кодекса, в которых приводится перечень налогов, подлежащих введению на территории РФ. В их составе отсутствуют налог на реализацию ГСМ, налог на пользоватнлнй автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных средств. Вместо этих налогов предусматривается ввести дорожный и транспортный налоги, а перечень подакцизных товаров предполагается пополнить горюче-смазочными материалами*.
* После изучения данного параграфа необходимо также ознакомиться с гл. 26 учебника и пакетом принятых в июле-декабре 2000 г. законов по II части НК РФ.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250