16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и других фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
В большинстве случаев общественные (и иные некоммерческие) организации привлекаются к уплате налогов, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности. Следовательно, возникает необходимость в четком ее определении.
Понятие предпринимательской деятельности формулируется в ст. 2 и 50 I части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.95 [2]. Согласно ст. 2 т. 1 ГК РФ, предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. В частности, к предпринимательской деятельности общественных организаций относится деятельность, связанная с размещением временно свободных средств на депозитных счетах в банках, сдачей имущества в аренду, торговлей покупными товарами и т. п.
При наличии доходов от предпринимательской деятельности такие организации привлекаются к уплате налога на прибыль (налоговая база в данном случае определяется в виде превышения доходов от предпринимательской деятельности над расходами).
Общественные организации, реализующие товары, работы или услуги, уплачивают налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Тем не менее освобождаются от уплаты НДС товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50 % общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
Следует отметить, что общественным организациям в области налогообложения предоставлены значительные льготы. При этом наибольшими льготами пользуются общественные организации инвалидов. Такие льготы имеют социальную направленность, поэтому вряд ли следует ожидать их отмены в ближайшем будущем.
Кроме того, при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направляемые товариществами собственников жилья, жилищностроительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были созданы.
Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленную на осуществление уставной деятельности этих союзов. Не подлежит налогообложению также прибыль религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также прибыль указанных организаций в части, используемой на осуществление этими объединениями религиозной деятельности. Данная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению религиозных объединений; прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных объединений, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов. Данная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по предоставлению общероссийских общественных организаций инвалидов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 579 от 13 мая 1997 г., перечень включает в себя следующие товары:
• шины для автомобилей;
• охотничьи ружья;
• яхты, катера (кроме специального назначения);
• продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов);
• драгоценные камни и драгоценные металлы;
• меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);
• высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;
• икра осетровых и лососевых рыб;
• готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов;
• продукция общественных объединений охотников и рыболовов, а также находящихся в их собственности предприятий;
• товары (работы, услуги) охотничье-рыболовного, спортивно-оздоровительного и природоохранного назначения.
В соответствии с Инструкцией «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий», не облагается налогом имущество:
• религиозных объединений и организаций;
• жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов и садоводческих товариществ;
• общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;
• общественных организаций инвалидов. Общественные объединения, ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход внереализационных операций, таких как сдача в аренду имущества или хранение средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. Уплата налога производится в период осуществления предпринимательской деятельности.
Не рассматриваются как предпринимательская деятельность отраженные в договоре на расчетно-кассовое обслуживание обязательства банка об уплате общественным объединениям и ассоциациям процентов по остаткам средств на расчетных (текущих) счетах.
Некоммерческие организации, в том числе общественные, привлекаются к уплате налога на пользователей автодорог при тех же условиях, что и бюджетные организации. При этом религиозные организации уплачивают налог с выручки от реализации предметов культа и религиозного назначения, а также от выручки (валового дохода) от иных видов деятельности (за исключением культовой).
От налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение транспортных средств освобождены общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности.
По другим налогам общественным организациям предоставляются льготы органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Завершая главу, следует отметить, что доля поступлений в бюджет от общественных и бюджетных организаций невелика, тем не менее каждая из них вносит свой посильный вклад в формирование доходов бюджетов соответствующих уровней.
Контрольные вопросы
1. Какие организации относятся к бюджетным?
2. Что понимается под предпринимательской деятельностью бюджетных организаций?
3. Как определяется налоговая база для уплаты налога на прибыль бюджетных организаций?
4. Какие льготы по налогу на прибыль и другим налогам предоставляются бюджетным организациям?
5. При каких условиях общественные организации привлекаются к уплате налога на прибыль?
Список литературы
1. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Романовского. О. В. Врублевской. 2-е изд., испр. и пераб. - ЮРАЙТ, 2000.
2. Гражданский кодекс РФ.
VII Раздел
4. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и предоставления отчетности в налоговые органы» от 20.08.98 (с изменениями от 12.01.99).
5. Макальская М. С., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и сервис»,1998.
6. Налоговый кодекс РФ. Часть I.
7. Налоговый кодекс. Специальная часть. КС - «Интернет»: Http://www.consultant.ru.
8. Письмо ГНС РФ от 11.06.93, № ЮУ-4-06/88н «О порядке налогообложения грантов, полученных от иностранных благотворительных организаций».
9. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96, № 7-ФЗ.
10. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.97, №125-ФЗ.
11. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.95, № 82-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250