5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
В современных условиях предприятия-субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели могут платить налоги либо в общеустановленном налоговым законодательством порядке, либо могут перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Кроме того, Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» предусматривает особый порядок расчета единого налога для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности.
По состоянию на 1 января 1999 г. число малых предприятий в России составляло 868 008, среднесписочная численность их работников – 6207,8 тыс. человек, объем произведенной ими продукции (услуг) – 1 261 908 руб. [20, с. 280]. В соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. предусматривается возможность замены на добровольной основе совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за отчетный период. При этом сохраняется действующая система уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности имеют право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. При этом совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором происходит подача документов на применение упрощенной системы налогообложения, не должен превышать 100000-кратного МРОТ.
Организации, занятые производством подакцизной продукции, страховщики, инвестиционные фонды, кредитные организации, предприятия игорного и развлекательного бизнеса, профессиональные участники рынка ценных бумаг не подпадают под действие упрощенной системы налогообложения.
Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения может быть:
1. Совокупный доход. Его размер определяется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства продукции, работ и услуг материальных ценностей, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений и транспортных средств, уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %), оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
2. Валовая выручка. Ее величина определяется как сумма денежных поступлений от реализации товаров, работ и услуг, реализации имущества, а также внереализационных доходов.
Для исчисления единого налога применяются следующие ставки единого налога:
• если объектом обложения является совокупный доход:
- федеральный бюджет – 10 % от совокупного дохода;
- в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет в суммарном размере не более 20 % совокупного дохода;
• если объектом обложения является валовая выручка:
- в федеральный бюджет – 3,33 % от валовой выручки;
- в бюджет субъекта РФ и местный бюджет – в размере не более 6,67 % от суммы валовой выручки.
Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности, а также пропорции распределения налоговых платежей между субъектами РФ и местными бюджетами устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ.
Налоговыми органами по месту постановки на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей выдается сроком на 1 календарный год патент, который является официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения. Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога в зависимости от вида деятельности. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога.
При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, на 1-й странице которой налоговый орган фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией в книге учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства устанавливаются Министерством финансов РФ.
Для отдельных видов деятельности Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-93 предусматривает введение действия единого налога на вмененный доход. Единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится органами государственной власти субъектов РФ. При введении единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов РФ плательщики этого налога не уплачивают платежи в государственные внебюджетные фонды, федеральные, региональные, местные налоги и сборы, за исключением государственных пошлин, таможенных платежей и пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, налога на приобретение транспортных средств, налога на владельцев транспортных средств, земельного налога, налога на покупку иностранных денежных знаков, подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, подпадающих под обложение единым налогом на вмененный доход.
Плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:
• оказание ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий, сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка, ремонт зданий, сооружений, благоустройство территорий);
• оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделия из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт бытовой техники, сервисное обслуживание автотранспортных средств и т. д.);
• оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических услуг, ветеринарных и зооуслуг;
• оказание консультаций, бухгалтерских, аудиторских, юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и др.;
• общественное питание (с численностью работающих до 50 человек);
• розничная торговля через магазины (численностью до 30 человек), палатки, рынки, ларьки и т. д.;
• розничная торговля ГСМ;
• оказание автотранспортных услуг (с численностью работающих до 100 человек);
• оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
• оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
• деятельность организаций по сбору металлолома.
Объектом обложения является вмененный доход по вышеуказанным видам деятельности на очередной календарный месяц, а налоговый период устанавливается в один квартал.
Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовый доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода, на основе статистических данных налоговых проверок, а также оценки независимых организаций.
Сумма единого налога на вмененный доход зависит от:
• базовой доходности – условной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;
• установленной ставки единого налога – 20 % вмененного дохода;
• повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, отражающих степень влияния того или иного фактора (место деятельности, сезонность, вид деятельности, возможность использования дополнительной инфраструктуры и т. д.) на результат деятельности.
Рекомендуемая правительством РФ формула расчета единого налога на вмененный доход выглядит следующим образом [14]:
M=CxNxDxExFxJ,
V=MxO,2,
где V – сумма вмененного дохода,
М – сумма единого налога на вмененный доход,
С – базовая доходность на единицу физического показателя,
N – количество единиц физического показателя,
D, F,J,E– повышающие (понижающие) коэффициенты,
0,2 – ставка единого налога на вмененный доход.
Рекомендуемые физические показатели, базовая доходность и корректирующие коэффициенты разрабатываются правительством РФ и доводятся по каждому виду деятельности до субъектов РФ, которые могут либо использовать их при расчете единого налога, либо вводить в эти формулы дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса. Сумма уплаченного единого налога зачисляется в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов РФ в следующих размерах:
• в федеральный бюджет – 25 % общей суммы единого налога, из которых 4 % направляется в Федеральный дорожный фонд;
• в государственные внебюджетные фонды – 25 % общей суммы единого налога, из них:
- в Пенсионный фонд РФ – 18,35 %;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,125 %;
- в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,15%;
- в Фонд социального страхования РФ – 3,425 %;
- в Государственный фонд занятости РФ – 0,95 %;
• в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты – 50 % общей суммы единого налога, из которых 15 % могут направляться в территориальные дорожные фонды.
По состоянию на 01.01.2000 г. региональные законодательные акты о введении единого налога на вмененный доход были приняты в 35 субъектах РФ; в остальных республиках, краях и областях законопроекты находятся на рассмотрении в законодательных (представительных) органах власти. По прогнозам Министерства РФ по налогам и сборам поступление от единого налога на вмененный доход в 2000 г. составит 12,5 млрд рублей (2 % от всех поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет) [15].
Контрольные вопросы
1. Каково значение налога на прибыль в налоговой системе России?
2. Какие факторы влияют на размер поступлений налога на прибыль в бюджет?
3. В чем состоит роль налога на прибыль как налогового регулятора экономики?
4. Каков допустимый предел налоговых изъятий из прибыли хозяйствующих субъектов, при превышении которого возможен спад деловой активности?
5. Кто является плательщиком налога на прибыль?
6. Что является объектом обложения налогом на прибыль?
7. Как определяется прибыль от реализации продукции (работ, услуг)?
8. Что такое рыночная цена товаров (работ, услуг)?
9. Как определить прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия (организации)?
10. Как формируется налоговая база для уплаты налога на прибыль?
11. Дайте определение налоговой льготы.
12. Какие группы налоговых льгот по уплате налога на прибыль вы знаете?
13. Какие расходы, произведенные за счет чистой прибыли, подлежат исключению из налогооблагаемой прибыли?
14. Назовите льготы социального характера.
15. По какой ставке уплачивается налог на прибыль в федеральный бюджет? Кто устанавливает ставки налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ?
16. В чем заключается порядок расчета налога на прибыль?
17. Как рассчитываются суммы дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета)?
18. Перечислите доходы, подпадающие под налогообложение налогом на доходы.
19. По каким ценным бумагам налог уплачивается у источника выплаты?
20. В какие сроки представляются расчеты и уплачивается налог на доходы?
21. Приведите порядок обложения доходов от видеосалонов (видеопоказа)?
22. Что является объектом обложения единым налогом при упрощенной системе налогообложения?
23. Кто является плательщиком единого налога на вмененный доход?
24. Что представляет собой вмененный доход?
25. Какие виды доходов облагаются налогом на доходы от капитала?
Список литературы
1. «The OECD Observer», July 1987.
2. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Попов О. Н., Головкин А. Н. Профессиональный комментарий к налогу на прибыль. – М.: Аналитика-Пресс, 1998.
3. Бюджетная система РФ: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2000. .
4. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г. № 2116-1 (с изменениями и дополнениями).
5. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г. №2116-1.
6. Закон РФ от 31.12.95 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
7. Закон Санкт-Петербурга от 30.12.99 г. № 252-34 «О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 гг.».
8. Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.90 г.
9. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10.08.95 г. № 37 (с изменениями и дополнениями).
10. Мазурова И. И., Сысоева Г. Ф., Романовский М. В. Бухгалтерский учет и налоги: взгляд в 2000 год: Методическая разработка. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
11. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1997.
12. Налоговый кодекс РФ. Специальная часть. КС - «Интернет»: Http/www. consultant, ru.
13. Налоговый кодекс РФ. Часть I.
14. Письмо Правительства РФ от 07.09.98 г. № 44-35 п-П5.
15. Письмо Министерства по налогам и сборам от 01.03.1999 г. «О введении в действие Закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
16. Положение о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (с учетом изменений и дополнений)*.
17. Постановление Правительства РФ «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета (текущего, корреспондентского) счета» от 01.04.94 г. №660.
18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятия при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли» от 21.03.96 г. №315.
19. Приложение № 11 к инструкции ГНС РФ от 10.08.95 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций».
20. Российский статистический ежегодник, 1999, с. 280
21. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. Добрынина А. И., Тарасеви-чаЛ.С.- Изд-во СПбУЭиФ, 2000.
22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. - М., ЮНИТИ.
* В дальнейшем ссылка на это постановление дается в сокращенном варианте : Постановление Правительства РФ от 5 августа 1999 г. № 552.
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250