17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
Основным источником формирования доходов экологических фондов является плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения. Она взимается с российских предприятий, учреждений, организаций, а также с иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые связанные с природопользованием виды деятельности на территории РФ. Расчет платы производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Общая сумма платежей складывается из платы за указанные виды загрязнения окружающей природной среды: в предельно допустимых размерах; в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); сверх установленных лимитов. Плата за предельно допустимые и лимитные загрязнения относится на себестоимость продукции (работ, услуг), а сверх этих размеров – покрывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Расчеты платежей производятся следующим образом. До начала каждого нового бюджетного года природопользователями по согласованию с территориальными природоохранными органами исходя из нормативных объемов загрязнения окружающей природной среды определяется плановая сумма платежей в целом на очередной год с поквартальной разбивкой. Этот расчет до 1 февраля текущего года представляется природопользователями в налоговые органы по месту нахождения. По истечении каждого квартала определяется фактический размер платежей за фактически произведенные загрязнения. Расчет фактической суммы платы направляется налоговым органам до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Плата за загрязнение окружающей природной среды вносится в экологические фонды либо ежеквартально плановыми платежами с последующим годовым перерасчетом по фактическим данным о произведенных загрязнениях, либо путем перечисления фактических платежей за каждый истекший квартал.
Плата в размере 10 % начисленной суммы зачисляется в доходы Федерального экологического фонда, остальная ее часть поступает в распоряжение территориальных экологических фондов.
Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы образуются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые уплачивают пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Не являются плательщиками отчислений пользователи недр при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при оплате за свой счет поисковых и разведывательных работ на разрабатываемых месторождениях. В качестве налоговой базы отчислений принимается стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. В его материально-вещественный состав включаются собственно полезные ископаемые, прошедшие первичную обработку (нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, торф и др.); товарные руды (железные, марганцевые, хромовые и др.); концентраты цветных, редких и радиоактивных металлов, фосфоритовые, апатитовые и др.; благородные металлы; алмазы и драгоценные камни; пьезооптическое сырье, продукция из минерального сырья, полученного с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ. Ставки отчислений установлены в процентах к стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых [8]. В настоящее время они составляют, например, по нефти и газу – 10 %, углю – 5 %, торфу – 3 %, железным и хромовым рудам – 3,7 %, цветным и редким металлам – 8,2 %. Отчисления направляются в федеральные и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы. Основанием для распределения их между указанными фондами служат федеральные и территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Предложения по объемам отчислений, направляемым в указанные фонды, разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ с участием исполнительных органов власти субъектов РФ, согласовываются с Министерством экономики РФ и до 1 июня предшествующего бюджетного года сообщаются Министерству финансов РФ. При этом часть отчислений, подлежащих направлению в территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, может передаваться добывающим организациям и предприятиям для самостоятельного финансирования геологических работ. Согласованные данные об объемах отчислений, направляемых в федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, сообщаются также Министерству налогов и сборов РФ, которое через свои нижестоящие органы доводит соответствующие показатели до каждого предприятия-плательщика.
Отдельные категории природопользователей освобождаются от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
К их числу, например, относятся:
• собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом участке для своих внутренних нужд без реализации на сторону;
• пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
• пользователи недр, ведущие региональные работы, направленные на общее геологическое изучение недр без существенных нарушений их целостности.
Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиками самостоятельно в ценах реализации первого товарного продукта, полученного из фактически добытых и реализованных полезных ископаемых без учета НДС и акциза. При экспортных поставках первого товарного продукта из его стоимости вычитаются суммы акциза, таможенных сборов, расходов за транспортировку на экспорт. При реализации товаров за иностранную валюту производится пересчет выручки в рубли по курсу ЦБР на момент совершения сделки в иностранной валюте. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы включаются в себестоимость продукции.
Сроки уплаты отчислений в фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы зависят от среднемесячных размеров платежей. Если их сумма превышает 10 тыс. руб., уплата производится ежемесячно до 20-го числа следующего за отчетным месяца. При этом налогоплательщики со среднемесячными платежами более 100 тыс. руб. уплачивают авансовые взносы 15-го и 25-го числа текущего месяца и 5-го числа следующего месяца в размере одной трети платежа, начисленного за предшествующий отчетный месяц. Налогоплательщики со среднемесячной суммой отчислений менее 100 тыс. руб. производят их уплату ежеквартально до 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца. В такой же срок уплачивают отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы малые предприятия независимо от размера их платежей.
В Налоговом кодексе отчисления именуются налогом на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов создается за счет платы за пользование водными объектами, поступающей в доходы федерального бюджета. Круг плательщиков, ставки, порядок исчисления и сроки внесения платы в федеральный бюджет рассматриваются в гл 7.
Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов формируется за счет платы за пользование водными биологическими ресурсами, поступающей от российских и иностранных пользователей. Она вносится юридическими и физическими лицами за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов. Предельные размеры платы установлены Постановлением Правительства РФ от 14.12.98 № 1490 «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами» в определенной денежной сумме за тонну выловленной продукции. В настоящее время она составляет, например, по семге, нерке, осетровым, камчатскому крабу, сельди дальневосточной соответственно 200,100,2000,10 000 и 20 руб. Порядок исчисления и внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами определяется Министерством финансов РФ.
В составе предложений Правительства РФ по совершенствованию налоговой системы, внесенных в мае 2000 г. на рассмотрение Государственной Думы, предусматривается отмена налога на реализацию ГСМ и введение вместо него активов на автомобильные масла и на дизельное топливо, а также увеличение примерно в 6 раз ставок акциза на автомобильный бензин – с целью осуществления частичной компенсации выпадающих доходов дорожных фондов.
По налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы предлагается постепенное снижение ставок и полная его отмена через 5 лет.
Контрольные вопросы
1. Назовите налоги, зачисляемые в дорожные фонды.
2. Укажите круг плательщиков и объекты обложения по каждому налогу, зачисляемому в дорожные фонды.
3. Изложите методы определения налоговой базы по отдельным налогам, поступающим в дорожные фонды.
4. Дайте характеристику применяемых ставок и льгот по налогам, зачисляемым в дорожные фонды.
5. Назовите источники и сроки уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды.
6. В какие целевые бюджетные фонды поступает плата за загрязнение окружающей природной среды и каков порядок ее взимания?
7. Укажите круг плательщиков, объекты обложения, метод исчисления и сроки уплаты отчислений на оспроизводство минерально-сырьевой базы.
8. Назовите основания, по которым природопользователи освобождаются от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Список литературы
1. Закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18.10.1991 № 1759-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992, № 2395-1 (с изменениями и дополнениями).
3. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. № 2060-1 (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 30.12.1995 № 224-ФЗ.
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 год» от 31.12.1999 № 227-ФЗ.
6. Постановление Правительства РФ «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами» от 14.12.1998 № 1490.
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28.08.1992 № 632.
8. Инструкция МНС РФ № 59 от 04.04.2000 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» .
9. Инструкция ГНС РФ № 44 от 31.12.1996 «О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (с изменениями и дополнениями).
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250