26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
Принятие II части НК и внесение необходимых поправок в его I часть крайне запоздало, что, как уже отмечалось, по сути дела парализовало в 2000 г. работу субъектов Федерации и хозяйствующих субъектов в области налогового планирования и определения доходов бюджетов всех уровней. В целях активизации работы по подготовке и принятию Государственной Думой части II НК РФ фракцией «Единство» с участием представителей Правительства РФ подготовлена в ферврале-марте 2000 г. уточненная редакция части II НК, которая и была внесена в Государственную Думу в виде поправок к проекту, принятому ранее Государственной Думой в первом чтении. По ходу обсуждения этих поправок в них постоянно вносится множество дополнительных уточнений различными депутатскими группами, лоббирующими этот документ. Поэтому реализация во II части НК основных концептуальных положений налоговой реформы представляется весьма проблематичной. Приняты в целом Государственной Думой только гл. 24 НК -«Налог на доходы физических лиц» и гл. 25 НК - «Единый социальный налог» (комментарии по поводу введения этих налогов нами уже даны выше). Принятие самой спорной главы НК (23) «Налог на доход организаций» отложено на осень. Правительство полагает, что ему удастся в июле «продавить Думу» и добиться в близкой к правительственным предложениям редакции принятия законов (глав П части НК) об НДС, акцизах и «дорожных налогах». Однако прохождение последних в Совете Федерации в связи с его «политическим состоянием» в июле 2000г. также весьма проблематично. Поэтому здесь отметим только наиболее важные, с нашей точки зрения, моменты последних (на июль) 2000 г. правительственных поправок к I и II частям НК.
1. Вносятся уточнения в I ч. НК в перечень региональных и местных налогов. Так, в ст. 13 I части НК вместо 16 федеральных налогов перечислены 18 (+2). В частности, вместо «налога на прибыль (доходы) организаций» - вводится налог «на доходы организаций», вместо «взносов в социальные внебюджетные фонды» – «единый социальный налог». Вместо «акцизов на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья» -просто «налог на акцизы»; «подоходный налог с физических лиц» получил название «налог на доходы физических лиц». Отменяется «налог на доходы от капитала». Вводится в перечень «налог на покупку иностранной валюты и денежных знаков, выраженных в иностранной валюте»; «налог на реализацию горючих материалов»; «налог на наследование и дарение» из перечня местных налогов перешел в федеральный список. В ст. 15 («Местные налоги») «налог на наследование и дарение» исключен. Несколько «похудела» ст. 18 части I НК - «специальные налоговые режимы». К ним теперь относятся только:
• система налогообложения вмененного дохода для определенных видов деятельности;
• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
• система налогообложения при разработке неиспользуемых и малопродуктивных нефтяных скважин.
Таким образом, ликвидируются: упрощенная система налогообложения для малых предприятий, система налогообложения с «СЭЗ» и «ЗАТО».
2. Повышается значение налогов и сборов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов, которые должны стать основой формирования региональных и местных бюджетов, при сохранении высокой доли косвенных налогов.
3.Предлагается отмена налогов: на реализацию горюче-смазочных материалов нефтеперерабатывающих заводов, приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, сбора на нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация». В едином транспортном налоге предлагается объединить действующие ныне налог на отдельные виды транспортных средств и налог на владельцев автотранспортных средств.
4. Предлагается (в уточненном варианте) многие из действующих льгот сохранить, но с более жесткими условиями их применения.
5. Очень важным моментом является предложение не устанавливать во II части НК ставки или доли отчислений от налогов в бюджеты разного уровня (по налогу на прибыль, налогу с продаж и некоторым другим). Все распределение налоговых поступлений от федеральных и региональных налогов между уровнями бюджетной системы будет устанавливаться бюджетным законодательством. Введение этого положения серьезно усложнит решение проблемы составления бюджетов субъектов Федераций на перспективу, сделает их «более уязвимыми» от решений «Центра».
6. Налог на добавленную стоимость не претерпевает резких изменений, но приводится в большее соответствие с международным режимом его применения. В частности, предполагается в число плательщиков НДС включить предпринимателей (с некоторыми ограничениями), взимать НДС по месту назначения только на основе двухсторонних соглашений со странами СНГ. Существенный характер имеют такие уточнения, как «место реализации товара», «место экономической деятельности», «место реализации финансовых услуг», хотя они носят несколько спорный характер.
Очень важным моментом при изменении законодательства по этому налогу является определение даты фактической реализации товаров (работ, услуг) - по более ранней из дат предъявления покупателю счета-фактуры или дня оплаты товаров, с правом для плательщика производить возмещение НДС по мере ее предъявления поставщиком независимо от даты оплаты. (Эта новация предполагается с 01.01.2002). Во II часть НК включается большинство норм, уже реализованных в законе от 02.01. 2000 № 36-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»». В частности, норма о принятии к возмещению сразу же после ввода в эксплуатацию законченных капитальным строительством объектов независимо от источника финансирования, переводу розничной торговли на общий «зачетный» порядок исчисления НДС. Несколько расширяется список продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых по ставке 10 %, при сохранении действующей основной ставке - 20 %.
Другие возможные изменения по начислению НДС и анализом изменения в области налогообложения прибыли изложены в соответствующих главах учебника.
7. Для создания механизма защиты окружающей природной среды в предлагаемых поправках предусмотрен экологический налог, аналогичный по сути действующим платежам за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
8. В связи с предлагаемой отменой налога на реализацию горюче-смазочных материалов, уплачиваемого производителями этих материалов, в целях частичной компенсации доходов дорожных фондов поправками предлагается введение налога на реализацию горючих материалов. Он должен уплачиваться при реализации горючего конечным потребителям, в качестве которых рассматриваются организации и физические лица, не имеющие лицензии на розничную реализацию бензина, дизельного топлива и сжиженного газа. Ставки этого налога предлагается установить в фиксированных суммах на единицу проданного продукта в размере, обеспечивающем компенсацию той части действующего ныне налога на реализацию ГСМ, который уплачивается в сфере оптовой и розничной торговли моторным топливом. Направление этого налога в территориальные дорожные фонды создаст дополнительные стимулы для субъектов Российской Федерации.
9. В перечень региональных налогов, как это ранее предлагало Правительство, предполагается ввести налог на недвижимость. Данный налог может вводиться по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления взамен налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Объектом налогообложения по нему будут являться земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями, сооружениями и т. п., находящимися в собственности юридических и физических лиц, исходя из их оценки по рыночной стоимости. Предельная ставка налога предлагается в размере 2 %. При этом определено, что налогооблагаемая база на недвижимость жилого назначения должна составлять не более 10 % от оценки рыночной стоимости. Часть недвижимого имущества не признается объектами налогообложения (имущество, принадлежащее органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, бюджетным организациям, находящееся в собственности иностранных государств или международных организаций, мобилизационного назначения и другое).
10. Правительство пошло на уступки в части реализаций своего предложения по отмене «оборотных налогов». Под давлением депутатов предлагается временно предусмотреть вместо действующих ныне отчислений на содержание автомобильных дорог близкого к нему регионального дорожного налога с предельной ставкой в первый год его введения в размере 1,0 %, во второй год - в размере 0,5 % от объема выручки товаров (работ, услуг), которая может быть еще увеличена на сумму до 50 % от ставки зачислений в территориальные дорожные фонды.
11. С учетом накопленного в 1998-1999 гг. опыта применения налога с продаж в субъектах РФ уточняются ряд положений. В частности, о том, что реализация товаров (работ, услуг) в режиме оптовой торговли за наличный расчет подлежит обложению этим налогом; расширен перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения. Это прежде всего относится к продовольственным товарам, перечень которых приведен в соответствие с перечнем таких товаров, облагаемых НДС по пониженной ставке. Кроме того, предлагается освободить товары (работы, услуги), экспортируемые за пределы РФ, товары, выдаваемые в счет натуральной оплаты труда, лотерейные билеты, товары, продаваемые в магазинах беспошлинной торговли. В отличие от ранее рассмотренного проекта предлагается освобождение от налогообложения стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых индивидуальным предпринимателям для целей предпринимательской деятельности, оплата за которые произведена в безналичном порядке.
12. В перечень региональных налогов предлагается включить транспортный налог, объединяющий, по существу, действующие ныне налог на владельцев транспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств. За базовую величину объекта налогообложения по этому налогу в поправках предлагается взять единицу мощности двигателя (в лошадиных силах), а расчет налога производить в рублях с каждой лошадиной силы. По этому налогу, учитывая его рост против ныне действующих сходных налогов, предлагается сохранение льгот. При этом законодательные органы субъектов РФ вправе предоставлять дополнительные льготы по этому налогу.
13. Предлагается существенное изменение против ныне действующей структуры местных налогов. Вместо существующих в настоящее время 23 местных налогов их перечень ограничивается только пятью. Среди налогов, предлагаемых к отмене, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. На него в настоящее время приходится до 70 % от всей суммы поступлений по местным налогам. Важным моментом является то, что для сохранения налоговой базы местных бюджетов в составе местных налогов предусмотрен муниципальный налог на доходы организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, где принят нормативный правовой акт об этом налоге. Объект налогообложения, база обложения, федеральные льготы, порядок исчисления по этому налогу устанавливается идентичными налогу на доходы организаций. Его предельная ставка должна составить до 5 %, но при этом представительный орган местного самоуправления вправе установить дополнительные налоговые льготы по этому налогу. Однако следует учесть, что введение этого налога на уровне городских муниципальных образований может существенно дифференцировать их доходы (например, в муниципальном образовании мало жителей, но есть очень высокоприбыльные предприятия, а в другом – обратная ситуация), кроме того, приведет к определенному «распылению» значительных налоговых поступлений, что в условиях РФ потребует ужесточения контроля за целесообразностью и эффективностью использования доходов бюджетов муниципальных организаций.
Таковы основные изменения, вносимые в уточненный проект II части НК РФ под определенным давлением депутатов.
* * *
В заключение еще раз привлечем внимание читателей к тому, что для налоговой системы России характерны постоянные изменения. Опыт показывает, что различия между программами правительства, проектами законов и законами, принятыми Федеральным Собранием, весьма существенны. В своей же деятельности предприятия должны руководствоваться исключительно принятыми законами. И уж если вы готовитесь к экзамену – загляните в свой (или университетский) компьютер и посмотрите, какие изменения произошли в налоговом законодательстве.
Желаем успехов!
Контрольные вопросы
1. Назовите основные недостатки действующей налоговой системы России, носящие:
• макроэкономический характер;
• микроэкономический характер.
2. Назовите цели и направления проводимой в России налоговой реформы.
3. Какие налоги, формирующие налоговую систему России, подлежат реформированию?
- Санкт-Петербург
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15 Введение
- I Раздел. Методология налогообложения
- Ф. Нитти (1868-1953 г.), итальянский экономист
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения
- 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
- 1.2. Функции налогов
- 1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Современные теории налоговых отношений
- 1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
- 2.2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2.1. Исходные положения нк рф
- 2.2.2. Субъекты налоговых отношений
- 2.2.3. Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
- 2.2.4. Понятие «реализация» и принципы определения иены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
- 2.3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
- II Раздел . Эволюция налоговой системы России Глава 3. Генезис налогообложения в России
- 3.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
- 3.2. Налогообложение в России XVII–XIX вв.
- 3.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
- 3.4. Налогообложение в России периода нэПа
- 3.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
- III Раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
- 4.1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- 4.2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития
- IV Раздел. Налогооблажение юридических лиц Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций)
- 5.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль
- 5.1.1. Место и роль налога на прибыль в налоговой системе
- 5.1.2. Плателыиики налога на прибыль
- 5.2. Определение налогооблагаемой базы
- 5.2.1. Объект налогообложения
- 5.2.2. Определение налоговой базы
- 5.3. Налоговые льготы
- 5.4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль
- 5.5. Налог на отдельные вилы доходов
- 5.6. Налог на доходы от капитала
- 5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий
- 6.1. Налог на имущество предприятий
- 6.2. Налог на недвижимость
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы
- 7.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 7.2. Платежи за пользование недрами
- 7.3. Плата за пользование водными объектами
- 7.4. Плата за землю
- 7.5. Лесной доход
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость
- 8.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 8.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, облагаемый оборот
- 8.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- 8.4. Исчисление нас и порядок его уплаты в бюджет
- 8.5. Налогообложение экспортных операций
- Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за 200_г.
- 8.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
- Глава 9. Акцизы
- 9.1. Экономическое содержание акцизов
- 9.2. Плательщики налога, объект налогообложения
- 9.2.1. Плательщики акцизов
- 9.2.2. Объект налогообложения
- 9.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов
- 9.3.1. Ставки акцизов
- 9.3.2. Порядок исчисления акцизов
- 9.3.3. Особенности исчисления акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ
- 9.3.4. Сроки уплаты акцизов
- Глава 10. Налог с продаж
- Глава 11. Таможенные платежи
- 11.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
- 11.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
- 11.3. Порядок определения таможенных платежей
- Глава 12. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 13. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Список литературы
- V Раздел . Налогообложение физических лиц Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
- 14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- 14.2. Подоходный налог с физических лиц
- 14.3. Налоги на имущество физических лиц
- 14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- VI раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
- 15.1. Налогообложение коммерческих банков
- 15.2. Налогообложение страховых компаний
- 15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
- 16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций
- 16.2. Особенности налогообложения общественных организаций и фондов
- VII раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
- 17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 17.2. Налоги и сборы, зачисляемые в другие целевые бюджетные фонды
- Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
- 18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
- 18.2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 18.3. Фона социального страхования Российской Федерации
- 18.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- 18.5. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- VIII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- 19.3. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
- 20.1. Содержание налогового планирования на предприятии
- 20.2. Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- 20.3. Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Глава 21. Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- 21.9. Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- IX Раздел. Налоговые системы зарубежных стран
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
- Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
- Х Раздел. Налоговые системы стран снг Глава 25. Особенности налоговых систем стран снг
- XI Раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий
- Содержание
- Глава 1. Основные положения теории налогообложения 5
- Глава 2. Правовое регулирование налоговых отношений 36
- Глава 3. Генезис налогообложения в России 47
- Глава 4. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 70
- Глава 5. Налог на прибыль (лохол) предприятий (организаций) 77
- Глава 6. Налогообложение имущества предприятий 98
- Глава 7. Платежи за природные ресурсы 104
- Глава 8. Налог на добавленную стоимость 115
- Глава 9. Акцизы 128
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 215
- Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 241
- Глава 21. Налоговый контроль 250