logo search
Nalogi_i_nalogooblagenie-Romanovsky

5.7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на вмененный доход

В современных условиях предприятия-субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели могут платить налоги либо в общеустановленном налоговым законодательством порядке, либо могут перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Кроме того, Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» предусматривает особый порядок расчета единого налога для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности.

По состоянию на 1 января 1999 г. число малых предприятий в России составляло 868 008, среднесписочная численность их работников – 6207,8 тыс. человек, объем произведенной ими продукции (услуг) – 1 261 908 руб. [20, с. 280]. В соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. предусматривается возможность замены на добровольной основе совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за отчетный период. При этом сохраняется действующая система уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности имеют право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. При этом совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором происходит подача документов на применение упрощенной системы налогообложения, не должен превышать 100000-кратного МРОТ.

Организации, занятые производством подакцизной продукции, страховщики, инвестиционные фонды, кредитные организации, предприятия игорного и развлекательного бизнеса, профессиональные участники рынка ценных бумаг не подпадают под действие упрощенной системы налогообложения.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения может быть:

1. Совокупный доход. Его размер определяется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства продукции, работ и услуг материальных ценностей, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений и транспортных средств, уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %), оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

2. Валовая выручка. Ее величина определяется как сумма денежных поступлений от реализации товаров, работ и услуг, реализации имущества, а также внереализационных доходов.

Для исчисления единого налога применяются следующие ставки единого налога:

• если объектом обложения является совокупный доход:

- федеральный бюджет – 10 % от совокупного дохода;

- в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет в суммарном размере не более 20 % совокупного дохода;

• если объектом обложения является валовая выручка:

- в федеральный бюджет – 3,33 % от валовой выручки;

- в бюджет субъекта РФ и местный бюджет – в размере не более 6,67 % от суммы валовой выручки.

Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности, а также пропорции распределения налоговых платежей между субъектами РФ и местными бюджетами устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ.

Налоговыми органами по месту постановки на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей выдается сроком на 1 календарный год патент, который является официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения. Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога в зависимости от вида деятельности. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога.

При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, на 1-й странице которой налоговый орган фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией в книге учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства устанавливаются Министерством финансов РФ.

Для отдельных видов деятельности Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-93 предусматривает введение действия единого налога на вмененный доход. Единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится органами государственной власти субъектов РФ. При введении единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов РФ плательщики этого налога не уплачивают платежи в государственные внебюджетные фонды, федеральные, региональные, местные налоги и сборы, за исключением государственных пошлин, таможенных платежей и пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, налога на приобретение транспортных средств, налога на владельцев транспортных средств, земельного налога, налога на покупку иностранных денежных знаков, подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, подпадающих под обложение единым налогом на вмененный доход.

Плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:

• оказание ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий, сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка, ремонт зданий, сооружений, благоустройство территорий);

• оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделия из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт бытовой техники, сервисное обслуживание автотранспортных средств и т. д.);

• оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических услуг, ветеринарных и зооуслуг;

• оказание консультаций, бухгалтерских, аудиторских, юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и др.;

• общественное питание (с численностью работающих до 50 человек);

• розничная торговля через магазины (численностью до 30 человек), палатки, рынки, ларьки и т. д.;

• розничная торговля ГСМ;

• оказание автотранспортных услуг (с численностью работающих до 100 человек);

• оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

• оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

• деятельность организаций по сбору металлолома.

Объектом обложения является вмененный доход по вышеуказанным видам деятельности на очередной календарный месяц, а налоговый период устанавливается в один квартал.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовый доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода, на основе статистических данных налоговых проверок, а также оценки независимых организаций.

Сумма единого налога на вмененный доход зависит от:

• базовой доходности – условной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;

• установленной ставки единого налога – 20 % вмененного дохода;

• повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, отражающих степень влияния того или иного фактора (место деятельности, сезонность, вид деятельности, возможность использования дополнительной инфраструктуры и т. д.) на результат деятельности.

Рекомендуемая правительством РФ формула расчета единого налога на вмененный доход выглядит следующим образом [14]:

M=CxNxDxExFxJ,

V=MxO,2,

где V – сумма вмененного дохода,

М – сумма единого налога на вмененный доход,

С – базовая доходность на единицу физического показателя,

N – количество единиц физического показателя,

D, F,J,E– повышающие (понижающие) коэффициенты,

0,2 – ставка единого налога на вмененный доход.

Рекомендуемые физические показатели, базовая доходность и корректирующие коэффициенты разрабатываются правительством РФ и доводятся по каждому виду деятельности до субъектов РФ, которые могут либо использовать их при расчете единого налога, либо вводить в эти формулы дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса. Сумма уплаченного единого налога зачисляется в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов РФ в следующих размерах:

• в федеральный бюджет – 25 % общей суммы единого налога, из которых 4 % направляется в Федеральный дорожный фонд;

• в государственные внебюджетные фонды – 25 % общей суммы единого налога, из них:

- в Пенсионный фонд РФ – 18,35 %;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,125 %;

- в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,15%;

- в Фонд социального страхования РФ – 3,425 %;

- в Государственный фонд занятости РФ – 0,95 %;

• в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты – 50 % общей суммы единого налога, из которых 15 % могут направляться в территориальные дорожные фонды.

По состоянию на 01.01.2000 г. региональные законодательные акты о введении единого налога на вмененный доход были приняты в 35 субъектах РФ; в остальных республиках, краях и областях законопроекты находятся на рассмотрении в законодательных (представительных) органах власти. По прогнозам Министерства РФ по налогам и сборам поступление от единого налога на вмененный доход в 2000 г. составит 12,5 млрд рублей (2 % от всех поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет) [15].

Контрольные вопросы

1. Каково значение налога на прибыль в налоговой системе России?

2. Какие факторы влияют на размер поступлений налога на прибыль в бюджет?

3. В чем состоит роль налога на прибыль как налогового регулятора экономики?

4. Каков допустимый предел налоговых изъятий из прибыли хозяйствующих субъектов, при превышении которого возможен спад деловой активности?

5. Кто является плательщиком налога на прибыль?

6. Что является объектом обложения налогом на прибыль?

7. Как определяется прибыль от реализации продукции (работ, услуг)?

8. Что такое рыночная цена товаров (работ, услуг)?

9. Как определить прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия (организации)?

10. Как формируется налоговая база для уплаты налога на прибыль?

11. Дайте определение налоговой льготы.

12. Какие группы налоговых льгот по уплате налога на прибыль вы знаете?

13. Какие расходы, произведенные за счет чистой прибыли, подлежат исключению из налогооблагаемой прибыли?

14. Назовите льготы социального характера.

15. По какой ставке уплачивается налог на прибыль в федеральный бюджет? Кто устанавливает ставки налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ?

16. В чем заключается порядок расчета налога на прибыль?

17. Как рассчитываются суммы дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета)?

18. Перечислите доходы, подпадающие под налогообложение налогом на доходы.

19. По каким ценным бумагам налог уплачивается у источника выплаты?

20. В какие сроки представляются расчеты и уплачивается налог на доходы?

21. Приведите порядок обложения доходов от видеосалонов (видеопоказа)?

22. Что является объектом обложения единым налогом при упрощенной системе налогообложения?

23. Кто является плательщиком единого налога на вмененный доход?

24. Что представляет собой вмененный доход?

25. Какие виды доходов облагаются налогом на доходы от капитала?

Список литературы

1. «The OECD Observer», July 1987.

2. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Попов О. Н., Головкин А. Н. Профессиональный комментарий к налогу на прибыль. – М.: Аналитика-Пресс, 1998.

3. Бюджетная система РФ: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2000. .

4. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г. № 2116-1 (с изменениями и дополнениями).

5. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г. №2116-1.

6. Закон РФ от 31.12.95 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

7. Закон Санкт-Петербурга от 30.12.99 г. № 252-34 «О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 гг.».

8. Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.90 г.

9. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10.08.95 г. № 37 (с изменениями и дополнениями).

10. Мазурова И. И., Сысоева Г. Ф., Романовский М. В. Бухгалтерский учет и налоги: взгляд в 2000 год: Методическая разработка. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

11. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1997.

12. Налоговый кодекс РФ. Специальная часть. КС - «Интернет»: Http/www. consultant, ru.

13. Налоговый кодекс РФ. Часть I.

14. Письмо Правительства РФ от 07.09.98 г. № 44-35 п-П5.

15. Письмо Министерства по налогам и сборам от 01.03.1999 г. «О введении в действие Закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

16. Положение о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (с учетом изменений и дополнений)*.

17. Постановление Правительства РФ «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета (текущего, корреспондентского) счета» от 01.04.94 г. №660.

18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятия при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли» от 21.03.96 г. №315.

19. Приложение № 11 к инструкции ГНС РФ от 10.08.95 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций».

20. Российский статистический ежегодник, 1999, с. 280

21. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. Добрынина А. И., Тарасеви-чаЛ.С.- Изд-во СПбУЭиФ, 2000.

22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. - М., ЮНИТИ.

* В дальнейшем ссылка на это постановление дается в сокращенном варианте : Постановление Правительства РФ от 5 августа 1999 г. № 552.