logo search
2012-ОТВЕТЫ-ГЭК

150. Бюджетная система и устройство государства. Принципы построения бюджетной системы. Система межбюджетных отношений.

Бюджетное устройство – это совокупность организации и принципов построения бюджетной системы, сферы межбюджетных отношений, бюджетного права и бюджетного процесса. Центральное место занимает в бюджетном устройствебюджетная система.Бюджетная системапредставляет собой совокупность всех видов бюджетов страны, основанную на системе экономических отношений и юридических нормах.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система основывается на основополагающих принципах:

Единства (означает, что единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.)

Самостоятельности(обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы государства собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.)

Гласности(означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов.)

Полноты(отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.)

Реальности всех бюджетов

Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.Основные принципы межбюджетных отношений:

 разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;

 распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.

Принципы распределения доходов и расходов:

1. Принцип значимости - предполагает зачисление доходов в республиканский и местные бюджеты конкретных видов доходов (закрепленные, собственные и регулирующие).

2. Принцип подчиненности, в соответствии с которым подведомственные предприятия перечисляют налоги и другие виды доходов в соответствующие бюджеты.

3. Принцип территориальности – значительная часть доходов и налогов зачисляется в бюджет по территориальной принадлежности плательщиков.

Формами межбюджетных трансфертов являются:

Дотация(денежные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета (юридическим лицам - для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств).Объем дотации на планируемый период определяется на основании нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.)

Субсидия (это денежные средства из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы (либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия).)

Субвенция (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели (целевое использование)).