logo
2012-ОТВЕТЫ-ГЭК

158. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, особенности его исчисления. Налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Предшественник НДС, наиболее близкий по смыслу к действующему сегодня налогу на добавленную стоимость, появился в 20-х годах XX века в Германии. Тогда в рамках налоговой реформы было предложено ввести «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС.

В современном виде НДС был разработан в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. Данный налог был введен в налоговую систему Франции в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик.

Плательщиками налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.

Зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою очередь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (работы, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная.

Ставки налога на добавленную стоимость:

0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.

9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,

16.67%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,

0.5%:при ввозе на таможенную территорию РБ и Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней,

24%:при реализации на территории РБ и при ввозе на таможенную территорию РБ белого сахара.

20%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг).

Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:

лекарственные средства, а также медицинская техника,

услуги по уходу за больными,

услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,

услуги в сфере образования, связанные с учебным процессом,

жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению,

услуги по перевозке пассажиров государственным транспортом,

услуги связи населению,

услуги адвокатов населению.