logo
2012-ОТВЕТЫ-ГЭК

62. Валютное и инфляционное таргетирование

Многие развивающиеся рынки, которые были хронически подвержены очень высокой инфляции, установили режим фиксированного обменного курса1 в надежде на быстрое снижение темпов инфляции.

Фиксирование стоимости собственной валюты к более стабильной валюте – что как раз и составляет суть привязки обменного курса – дает возможность использования стабильного и надежного номинального якоря для экономики, что имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, привязка обменного курса фиксирует уровень инфляции по группам товаров, участвующих в международной торговле, и, таким образом, прямо влияет на удержание инфляции под контролем. Во-вторых, вызывающая доверия привязка обменного курса также снизит внутренние инфляционные ожидания, до уровня инфляции в стране, чья валюты избрана в качестве номинального якоря. Более низкие инфляционные ожидания впоследствии относительно быстро приведут уровень внутренней инфляции в соответствии со страной номинального якоря. Наконец, привязка обменного курса может быть более прозрачна, нежели цели внутренней политики (например, денежные агрегаты, показатели внутреннего кредита или же уровень инфляции). Простота и ясность привязки, которая зачастую воспринимается населением, содействует доверию к такой цели политики.

Вместе с тем привязка обменного курса накладывает определенные ограничения на проводимую политику. Данный режим внутренне уязвим, так как атака на фиксированный валютный курс может привести к отказу от привязки через отток валютных резервов страны. Поэтому денежные власти должны быть в состоянии убедить общественность в том, что они желают и могут защитить фиксированный обменный курс. Обязательство поддерживать фиксированный обменный курс косвенным образом является также обязательством монетарной и фискальной стабильности, без которой невозможно поддерживать режим фиксированного обменного курса.

С начала 1990-х все большее число развитых и развивающихся стран применяет режим таргетирования инфляции в качестве основы монетарной политики. Главной задачей при данном режиме является удержание инфляции на низком уровне. Его широкое распространение обусловлено существующим в экономической науке мнением, что устойчивый рост возможен только при стабильном уровне цен, так что центральный банк должен концентрировать свои усилия на сдерживании инфляции, отодвигая на второй план остальные, потенциально конфликтующие с основной, цели.

Таргетирование инфляции предполагает установление четко сформулированной, количественной цели по уровню инфляции, которая выступает якорем монетарной политики. С учетом контекста страны с переходной экономикой, этот целевой уровень инфляции должен устанавливаться совместно центральным банком и правительством, так как это обеспечивает необходимую поддержку монетарному режиму со стороны правительства и усиливает доверие к нему.

Тем не менее, для успешного применения данного режима необходимо удовлетворить ряд институциональных требований. Во-первых, центральный банк должен быть наделен операционной независимостью, чтобы иметь возможность использовать доступные ему инструменты монетарной политики в первую очередь для достижения целевого уровня инфляции. Во-вторых, фискальные вопросы не могут доминировать над монетарными – наоборот, сдержанная фискальная позиция не-обходима для повышения общественной поддержки данного режима монетарной политики. В-третьих, центральный банк должен нести ответственность за соблюдение установленных темпов инфляции. Необходимо, чтобы общественность обладала достаточной информацией для мониторинга работы центрального банка. Это предполагает как прозрачность самого режима, так и широкие коммуникации между органами монетарной политики и обществом. Выполнение вышеперечисленных требований помогает обеспечить доверие к проводимой центральным банком политике таргетирования инфляции, что является ключевым фактором успеха.

При переходе к режиму таргетирования инфляции помимо институциональных требований должны быть также удовлетворены некоторые макроэкономические и финансовые условия. Прежде всего, необходимо наличие стабильного внешнего и финансового сектора. Это избавит центральный банк от необходимости увязывать свою политику контроля над инфляцией с выполнением других задач, обусловленных колебаниями на внешнем и банковском секторах. К тому же, переход к режиму таргетирования инфляции должен осуществляться при невысоком уровне инфляции в стране, чтобы не подвергать риску доверие к центральному банку.

В случае если эти требования, большинство из которых полезно для экономики само по себе, выполнены или выполняются, то успешный переход к режиму таргетирования инфляции может стать ключевым элементом макроэкономической и финансовой стабильности.