logo search
2012-ОТВЕТЫ-ГЭК

151. Государственные доходы, их основные виды и источники формирования. Государственные расходы и принципы их финансирования.

Государственные доходы - часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (различных его структур) и государственных предприятий. Главным источником формированиягосударственных доходов является национальный доход (или национальное богатство).

Классификация государственных доходов (история развития финансовой науки, госдоходов):

частно-правовые (доходы частных лиц)

общественно-правовые (например, доходы от табачной монополии)

обыкновенные и чрезвычайные

домены и регалии

прямые и косвенные

текущие и капитальные.

Классификация государственных доходов по видам финансовых ресурсов:

централизованные

децентрализованные

Классификация государственных доходов по структуре бюджетной системы:

республиканские

местные

Классификация государственных доходов по источникам формирования:

внутренние

внешние.

Классификация государственных доходов по социально-экономическому признаку:

доходы от организаций

доходы от населения

доходы от внешнеэкон. деятельности

доходы от приватизации

пошлины и прочие поступления.

Классификация государственных доходов по юридическим формам:

налоговые

неналоговые.

Классификация государственных доходов по порядку и условиям зачисления:

собственные и заемные

закрепленные и регулирующие

Источниками формирования государственных доходов являются налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления в бюджет.

Налоговые доходы:

Налог на доходы и прибыль (налог на прибыль, налог на доходы)

Налоги на товары (работы, услуги) ( налог на добавленную стоимость, акцизы, из них акцизы на автомобильное топливо, кроме импортированного)

Налоги и сборы на отдельные виды деятельности,

Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств

Регистрационные сборы

Экологический налог

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные пошлины, из них вывозные таможенные пошлины при экспорте нефтепродуктов, прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности, оффшорный сбор)

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы (отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий , отчисления в инновационные фонды , государственная пошлина )

Иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

Неналоговые доходы:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

Проценты за пользование денежными средствами бюджетов

Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале

Доходы от сдачи в аренду иного имущества

Административные платежи

Доходы от реализации имущества

Штрафы, удержания и прочие

Безвозмездные поступления:

Субвенции из фондов

Подарки

Помощь от иностранных государств

Помощь от иностранных организаций

Прочие поступления.

Государственные расходы – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов:

– плановость;

–соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

– целевое направление средств;

–соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства, муниципальных образований;

– соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;

– безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

– контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами:

– финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

– финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.

152. Основные направления формирования государственного бюджета.Особенности развития государственного бюджета Республики Беларусь.

В Бюджетном кодексе Республики Беларусь "государственный бюджет" определен как "план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.

К числу ее особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

· распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);

· контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

· регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).

Развитие государственного бюджета Республики Беларусь требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:

применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многовариантному составлению проекта бюджета;

повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;

проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов;

усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);

совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки;

укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения.

Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:

1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, а также роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.

2. Разработать и усовершенствовать механизм предоставления адресных субсидий для населения и организаций.

3. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование; расширение действия рыночных механизмов в реальном секторе экономики с постепенной отменой дотаций. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.