logo search
финансы

6.5. Регулирование и обеспечение безопасности банковской системы

Современный этап развития денежно-кредитных отношений в Российской Федерации характеризуется тенденцией увеличения правонарушений в этой сфере. Поэтому растет необходимость в обеспечении уровня экономической безопасности банковской системы. В связи с этим, к финансовым документам предъявляются следующие требования:

На стадиях подготовки и мониторинга контроля за выданным кредитом необходимо обращать внимание на обстоятельства работы клиента. В партнерских отношениях важно удостовериться в объективности информации по ряду позиций. Для этого необходимо:

  1. уточнить факт регистрации и постановки на учет в регистрационных налоговых и иных органах и соответствие этих сведений представленным данным;

  2. проверить соблюдение требований по созданию организации, в том числе с участием иностранного капитала, а также уточнение, в какие холдинги (финансово-промышленные группы, иные объединения коммерческих организации) входит дебитор, имеются ли дочерние и зависимые общества, участие в уставных капиталах друг друга, совместное руководство (нахождение одного и того же лица на руководящих постах в разных организациях), совместная хозяйственная деятельность;

  3. выяснить фактические адреса или причины несовпадения юридического и фактического адресов, узнать, где ранее находилась организация, где она собирается размещаться в дальнейшем, в чьей собственности находится помещение, на какой срок и когда заключен договор аренды, своевременно ли внесена арендная плата; взаимоотношения учредителей с собственником или арендодателем;

  4. уточнить репутацию клиента: судимость, психические недостатки, дееспособность, компетентность, отношение к выполнению своих обязательств в прошлом, наличие имущественных претензий и долгов;

  5. проверить достоверность представленных сведений об обеспечении обязательств, соответствие бухгалтерских данных сведениям их налоговых инспекций;

  6. заручиться информацией о кредитоспособности поручителя, проверить, выданы ли им другие поручительства (кому и за что), подлинность банковских гарантий;

  7. проверить расчетные счета, которыми может пользоваться заемщик, в том числе, расчетных счетов родственных предприятий, особых отношений с предприятиями и лицами, которые в случае необходимости могут помочь клиенту скрыть свое имущество,

  8. выяснить отношения с основными партнерами по приобретению и сбыту сырья, продукции; были ли ранее факты банкротства; проверить характеристики учредителей и руководителей организации; определить наиболее «тесные и близкие» отношения с партнерами и контрагентами и др.

Основные приемы противодействия нанесению вреда изнутри заключаются в анализе выявленных факторов утечки информации и определении круга лиц, имеющих к ней доступ, а также ближайшего окружения этих лиц, входящих в узкий доверительный круг общения. Основным направлением оперативных разработок по выявлению источника такой утечки, внедрившегося в банк информатора, является изучение доходов и расходов, а также «кредитной истории» сотрудника данной финансово-коммерческой структуры. Подобные методы помогали выявить многих агентов криминальных групп, конкурентов и их пособников.

Специалисты рекомендуют разработать и внедрить систему обеспечения безопасности, предусмотрев:

В мировой практике основанием для выявления фактов мошенничества является аудиторская проверка. Внутренняя – осуществляется аудиторами, включенными в штат предприятия. В проверке финансовой документации с целью выявления правонарушений целесообразно иметь специальное подразделение внутрибанковского (внутрифирменного) аудита. Как показывает зарубежный опыт, это подразделение находится в непосредственном и исключительном подчинении первого лица банка. Оно укомплектовывается классными и высокооплачиваемыми специалистами, постоянно наблюдающими за решением ключевых кредитно-финансовых вопросов, нацеленными на обнаружение и предупреждение противоправных действий в этой сфере. Внешняя – аудиторами, как правило, известной, имеющей определенную деловую репутацию компании, как реально представляющей суть проводимых ревизуемой фирмой операций, так и учитывающей национально-психологический этнос окружающей внешней среды, факторы, способствующие или побуждающие к мошенничеству. Внешние аудиторы обязаны оценить возможности влияния на финансовую отчетность допущенных ошибок и согласно этой оценке определить тип ревизии.

Риски банков выделяют внутренние и внешние обстоятельства, сопровождаемые угрозами их экономическим интересам. Внутренние связаны с технологией собственно банковских процедур и контактной аудиторией – физическими и юридическими лицами, социальными группами, проявляющими потенциальный или реальный интерес к деятельности конкретного банка. Внутренние риски относятся к основной или вспомогательной деятельности банка. Первые представляют самую распространенную группу видов рисков: кредитный, процентный, валютный, по факторинговым, лизинговым и расчетным операциям, по операциям с ценными бумагами. Вторые включают потери по формированию депозитов, риски по новым видам деятельности для данного банка, от банковских злоупотреблений, утраты позиций на рынке, потери репутации, состава клиентов и т.д. Они отличаются от рисков по основной деятельности банков тем, что зачастую имеют лишь условную, косвенную оценку и могут выражаться в улучшенной выгоде. К внешним относятся обстоятельства, отражающие влияние множества факторов окружающей среды жизнедеятельности общества и бизнеса – политических, социальных, психологических, демографических, экономических, научно-технических, географических. К внешним рискам банка не связанным непосредственно с его деятельностью, можно причислить: неустойчивость валютных курсов, инфляцию, неплатежеспособность клиента, банкротство клиента, отказ от платежа, ошибки в документах, изменение цен, подделка платежных документов и т.д.

В зависимости от сферы возникновения выделяют:

Риску подвержены практически все виды банковских операций, поэтому в оценках экономической безопасности можно в известной степени обоснованно уделять равноценное внимание каждой из ситуаций, которая рассматривается с позиции потенциального или реального вреда. Этим обусловлено большое число методических разработок по измерению и управлению рисками.

По стадиям их проявления опасности группируют на предоперационный и операционный периоды. Анализ по стадиям осуществления инвестиционного проекта позволяет банку или финансовой группе выявить присущие проекту нежелательные обстоятельства и при возможности предупредить их вредные последствия путем тех или иных гарантий.

Предоперационный период предполагает серьезную информационно-аналитическую работу. Многие коммерческие банки, озабоченные возвратом финансовых ресурсов при кредитовании, не только осуществляют тщательную проверку предполагаемого заемщика, но и в случае необходимости идут на информационную его поддержку в целях дополнительных стабилизационных мер по обеспечению безопасности и надежности возврата заемных сумм. Результаты проведенных мероприятий с использованием различных источников информации служат основанием для согласия или отказа в сотрудничестве. Оценивают и уровень гарантий по кредитам с целью установить надежность, платежеспособность клиента.

Состав клиентов банка определяет метод расчета риска банка и оценку его степени. Мелкий заемщик подвержен большей зависимости от случайностей рыночной экономики, чем крупный. В то же время крупные кредиты, выданные одному заемщику, отрасли, региону или стране, нередко служат причиной банковских банкротств. Поэтому одним из методов регулирования риска от предоставления крупных кредитов является ограничение его размера 10-50% уставного капитала банка. Существенное значение имеет и правильный выбор предпочтительного клиента для банка.

Можно различать набор рисковых ситуаций и видов риска для трех типов коммерческих банков: отраслевых, специализированных и универсальных. Отраслевые тесно связаны с определенным видом производства. Их риски зависят от состояния производственных показателей под влиянием экономических отношений с партнерами и клиентами. Оценки риска способствуют определению уровня неиспользованных резервов и перспектив развития. В специализированном банке оценку ведут по тем специфическим операциям, которые составляют основное направление деятельности. Например, в инновационном банке риски связаны с кредитованием нововведений, реализация продукции от которых носит рисковый характер в начальный период, что потребует использования способов регулирования банковского риска: получение гарантий, введение налогового права на недвижимость и т.п. Участники же фондового рынка будут оценивать риск по операциям с ценными бумагами. Универсальные банки вынуждены учитывать в своей деятельности больший набор рисков.

В этой связи целесообразно выработать оптимальный набор видов риска для каждого типа банка. Повышенной степенью риска обладают отраслевые банки как некрупные, немобильные, с жесткой привязкой к отрасли и клиенту; наименьшей – универсальные банки, имеющие возможность покрыть потери от одного вида деятельности доходами от другой.

При выборе метода расчета выделяют комплексные (общие) и частные риски. Первые включают численную характеристику и соблюдение экономических нормативов банковской ликвидности. Вторые ориентированы на принятую шкалу коэффициентов риска, взвешивание с группировкой по обязательствам и отдельным банковским операциям. По шкале коэффициентов различают полный, умеренный и низкий риск, характеризуемые вероятностью события с потерями банком средств по данной операции. Обязательства коммерческих банков группируются по степени риска вложений и возможности потерь части стоимости. При этом категориям и группам активов приписываются соответствующие поправочные коэффициенты. В первую группу входят активы, свободные от риска, во вторую группу – активы с минимальным риском, в третью и четвертую – с повышенным риском. Несмотря на приведенную группировку, один и тот же риск может иметь различную степень в зависимости от возможностей его гарантирования, страхования и других методов регулирования. Например, при страховании долгосрочной ссуды банка, выданной на строительство нового предприятия, степень риска уменьшится до 10-15% (при условии страхования в объеме 50-90% ссуды); при получении гарантии правительства риск падает до нуля.

С точки зрения оценки рисков, важны показатели достаточности капитала банка и максимальной величины риска на одного заемщика.

В общем представлении капитал банка – это средства, принадлежащие самому банку как хозяйствующему субъекту, без учета средств клиентов. Критерии, на основании которых финансовые инструменты относят к составляющим банковского капитала, следующие:

Указанным критериям, вне всякого сомнения, удовлетворяют обыкновенные акции, привилегированные некумулятивные акции и нераспределенная прибыль.

Для предупреждения потерь при формировании депозитов банкам приходится соблюдать оптимальное соотношение между пассивными и активными операциями, определять размер и ликвидность привлекаемых на хранение ценных бумаг в целях повышения уровня и качества мобильных средств, минимизировать соотношение собственных средств и рисковых активов.

С этих позиций управление активами и пассивами обусловлено оценками процентного риска. Его уровень зависит от изменений в портфеле активов, включая соотношение кредитов и инвестиций с фиксированной и плавающей ставкой, от изменений в структуре пассивов – соотношение собственных и заемных средств, динамики процентных ставок.

В одинаковой степени и к банкам, и к их клиентам относится кредитный риск, или риск невозврата долга. Уровень кредитного риска зависит от ряда факторов:

Следует отметить, что снижение кредитного риска достигается консервативной политикой управления кредитованием, установлением максимального размера риска на одного заемщика, эффективного обеспечения или страхования кредитов. Важнейшим условием управления кредитными рисками являются использование информационных систем, методы изучения и оценки кредитоспособности клиентов и тщательное документальное сопровождение процесса делового сотрудничества с клиентами.

Риск банка зависит от ряда обстоятельств: поступления платежей со стороны заемщика – банку полностью и в сок не возвращены долги; оттого, что падение рыночной стоимости финансовых вложений или других инструментов банковских активов ниже первоначальной цены приобретения или вынужденная реализация активов ниже балансовой стоимости из-за сужения рынка при попытке их продажи банком. Клиент также анализирует ситуацию своих деловых отношений с позиции риска: вероятности финансового краха или ухудшающегося состояния баланса банка, сокращения банком суммы кредита или установления более высокого процента по кредиту, становления более высокой комиссии за заключение договора или принятия более жесткого курса в управлении кредитным портфеля

Взаимоотношения банка с клиентом обеспечиваются достаточной информацией. Сообщения в прессе являются весьма полезным источником. Информация о финансовом положении главных банков широко публикуется. О приобретении банком репутации учреждения, отказывающего в поддержке клиентам, скорее всего, будет сообщено в финансовых изданиях. Не является исключением и информация о деятельности хозяйствующих субъектов. Тем самым сравнительно доступным становится мониторинг сведений коммерческого характера о банках и их политике кредитования, о потенциальных клиентах и их платежеспособности и деловом авторитете каждой стороны.

Анализ кредитоспособности банка влияет на решение клиента по обращению за ссудами или осуществлению иных операций, связанных с кредитованием. При крупных суммах риск следует распределять. При малых суммах свободных средств весьма существенно знать, какие ставки процента предлагает тот или иной банк, какова устойчивость финансового положения хозяйствующего субъекта.

В анализе сведений о потенциальных клиентах выделяют хозяйствующего субъекта – пять классов заемщиков. Заемщики четвертого-пятого классов считаются некредитоспособными, и банк не должен с ними работать. Из оставшихся предпочтительным для банка является, естественно, заемщик первого класса. Однако на него могут действовать внешние факторы, связанные с коммерческими, политическими, геофизическими рисками, например, неустойчивость валютных курсов, инфляция, отказ его покупателя от платежа, изменение цены сырья и т.д. С заемщиками второго и третьего классов банки строят более жесткие отношения, в частности, вводят обязательства залога, проверки обеспеченности ссуд, повышенную ответственность за нарушения и т.д.

В странах с развитой экономикой ориентиром оценки риска отдельного клиента служит кредитная котировка предприятий банком. Она составляется исходя из объема оборота хозяйствующего субъекта, его кредитной и платежной оценок. Из количественного анализа выводится качественная оценка, позволяющая отнести клиента к одной из шести групп: государственные, зарубежные, хорошие, испытывающие трудности, находящиеся в частном управлении банком, некотируемые заемщики. На основании этой оценки банки строят свои отношения с клиентами. Как отмечалось, размер риска на одного заемщика не должен превышать 10% суммы активов банка.

Совокупная сумма обязательств заемщика банку по кредитам с учетом 50% сумм забалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного заемщика, превышающая 20% капитала банка, рассматривается в качестве крупного кредита. Существующие нормативы направлены на ограничение выдачи банкам крупных кредитов, с одной стороны, и на регламентацию возможных потерь банка – с другой.

В процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов риска, отличающихся местом и временем возникновения, совокупностью влияющих факторов, способами анализа и методами описания. Так как банковские операции связаны единой технологией, оценки различных рисков во взаимосвязи отражаются на деятельности банка. Oт конкретной ситуации на рынке банковских услуг зависит, как методически приемлемо анализировать уровень рисков и управлять ими.

Денежно-финансовой система оказывает разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в рыночной экономике. Сущностная сторона проявляется в степени развитости кредитных отношений и вовлеченности в сферу своего влияния процессов формирования и реализации доходов хозяйствующих субъектов, в использовании институтов банков как основных структур финансового обеспечения экономического роста. Превращение же банков в инструмент перекачки финансовых ресурсов из реального сектора в сферу финансово-посреднических операций рассматривается как существенная деформация банковской деятельности с негативными последствиями для всех хозяйственных систем.

С развитием рыночных отношений в банковской системе России произошел переход от односубъектной структуры единого государственного банка к двухъярусной многосубъектной. Произошли коренные изменения в формах собственности, преобладающими стали акционерные коммерческие банки, роль государства и ЦБ РФ сузилась. Изменилась и сама технология расчетов на основе компьютеризации, оснащения современными средствами связи, освоения технологий косвенного регулирования с помощью экономических нормативов. Важно оценить, в какой мере эта банковская система отвечает критериям и стратегии экономической безопасности. При этом ключевое значение в анализе функционирования системы имеют три взаимосвязанных аспекта:

  1. Общая оценка жизнеспособности;

  2. Оценка роли ЦБ РФ в банковской системе, его законодательных функций и надежности практического механизма их реализации;

  3. Оценка способности банковской системы к взаимодействию как между отдельными хозяйствующими субъектами, так и с государственными и общественными центрами в выработке долгосрочных стратегических и краткосрочных целей развития экономики.

Устойчивость банковской системы зависит прежде всего от ее надежности, которая прямо связана с доверием к национальной денежной единице. Долларизация финансово-хозяйственных отношений и бегство капитала вносят дестабилизационные для национальных банков воздействия на кредитно-денежные функции. В практическом плане трансформируются принципы и механизм поддержания устойчивости рубля, его покупательной способности.

Безопасность банка – защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал – подразумевает комплекс правовых, организационно-управленческих социально-психологических, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, в том числе:

Наиболее распространенный способ выявления источника опасностей – это анализ всей системы оборота документов внутри банка (бухгалтерская отчетность, приказы, распоряжения, сведения о работающих, проекты, инвестиционные программы и т.д.). Доступ к этой информации должен быть сведен к минимуму.

К числу мероприятий по обеспечению безопасности банка относятся: специальная защита всех носителей информации, составляющей коммерческую тайну, и мест их хранения, целенаправленное обучение сотрудников, имеющих доступ к важным документам, элементарным приемам защиты информации; введение системы доступа к работе со служебными материалами, для того чтобы исключить ненужное расширение круга лиц, которые бы могли ознакомиться с рабочими документами банка или фирмы.

Опыт работы служб безопасности банков и фирм зарубежных стран свидетельствует о первостепенной важности проверки лиц, поступающих на работу в банк, а не на организацию тотальной проверки всех работающих сотрудников.

Все эти методы весьма не лишние в условиях, когда, согласно исследованию специалистов США, в среднем в банке примерно 25% – это честные люди, 25% ожидают удобного случая, чтобы совершить правонарушение, и 50% действуют в зависимости от обстоятельств.

В США, например, на содержание подразделений безопасности финансово-коммерческих структур расходуется ежегодно около пяти млрд долл., а прямая выгода от их работы в виде прибыли и не понесенных убытков оценивается на сумму, превышающую вышеупомянутую, примерно в 100 раз. Аналогичная ситуация складывается в странах Западной Европы и Японии.

В условиях соперничества и конкуренции, использования разнообразных технических средств важными остаются два принципиальных направления организационно-управленческого характера:

  1. создание комплексной режимно-охранной системы безопасности банка;

  2. требовательный подход к подбору, проверке, расстановке, обучению и переподготовке кадров с целью поддержания высокого их профессионального уровня.