Государственный и муниципальный долг в Российской Федерации
Государственный долг – долговые обязательства государства пред национальными юридическими и физическими лицами и действующие государственные внешние заимствования. Это долг Правительства РФ.
Общегосударственный долг – совокупный долг, как Правительства РФ, так и нижестоящих органов государственной власти: органов управления республиками в составе РФ и местных органов власти.
Различают внешний и внутренний государственный долг.
Государственный внешний долг Российской Федерации в большей части является наследием СССР. Советский Союз выступал на международной арене и в качестве заемщика, и в качестве кредитора.
Условия, на которых СССР привлекал кредиты:
-
в основном в развитых странах – западных странах;
-
преимущественно краткосрочные;
-
высокий рыночный процент;
-
исключительно в денежной форме и с обязательством погасить в твердой валюте.
Условия, на которых СССР предоставлял кредиты:
-
в основном развивающимся странам;
-
исключительно долгосрочные;
-
льготные;
-
погашение в не денежной форме.
В настоящее время Российская Федерация входит в тройку самых крупных должников мира (наряду с Мексикой и Бразилией). Причем преобладающая часть внешнего долга западным странам возникла в период перестройки 1985-1991 гг.
Основными западными кредиторами Российской Федерации являются около 600 коммерческих банков из 24 стран, причем основной массив долга приходится на Германию, Италию, США, Францию, Австрию и Японию, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.
Структура внешней задолженности Российской Федерации выглядит следующим образом:
-
задолженность официальным кредиторам, т.е. перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют кредиты под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирует задолженность такого рода Парижский клуб, который объединяет официальных представителей основных стран – международных кредиторов;
-
кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Регулирует задолженность по таким кредитам Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неофициальной основе;
-
задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг;
-
задолженность международным финансовым организациям (МВФ МБРР, ЕБРР);
-
Россия приняла на себя долги СССР странам – бывшим членам СЭВ: Венгрии и Чехословакии (Чехии и Словакии);
-
к категории внешнего долга можно также отнести валютный долг Российской Федерации собственным предприятиям, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально этот долг является внутренним, но погашается в свободно конвертируемой валюте и с этой точки зрения может считаться частью внешнего долга.
В советское время никакой проблемы погашения внешнего долга не было. Советский Союз являлся первоклассным заемщиком, так как погашение внешней задолженности относилось к важнейшим государственным приоритетам. Суммы, необходимые для выполнения графика задолженности, включались в валютный план. Благодаря этому Советский Союз располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка. Сложности начались в начале 1990 г., когда из-за дефицита платежного баланса была допущена просрочка платежа. Официальные власти начали переговоры о предоставлении отсрочки платежей.
В списке должников Российской Федерации более 50 стран. Проблема долгов этих стран Российской Федерации до сих пор полностью не урегулирована1.
Существуют три основные формы покрытия внутреннего государственного долга:
1) добровольно-рыночный кредит – размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке:
-
государственные краткосрочные обязательства (ГКО);
-
облигации федерального займа (ОФЗ);
-
облигации сберегательного займа (ОСЗ);
2) вынужденный (квазирыночный) кредит – рыночное оформление фактического государственного долга:
-
облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
-
казначейские обязательства (КО);
3) административный кредит – это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ.
Кроме вышеперечисленных долгов существует долг федерального бюджета экономическим субъектам, возникший по причине невыполнения государством своих обязательств.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Это одно из направлений финансовой политики государства.
Выплаты доходов по займу и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.
Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Государством могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:
-
конверсия – изменение доходности займов, т.е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);
-
консолидация – изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;
-
унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
-
аннулирование государственного долга – мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.
Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т.е. обладает негативным эффектом. Подрыв инвестиционных возможностей ведет к углублению экономической стагнации, что объективно способствует накоплению инфляционного потенциала и становится препятствием на пути достижения антиинфляционных результатов, ради которых и создавались вышеуказанные инструменты рынка государственных ценных бумаг.
Как известно из экономической теории, бюджетный дефицит можно ликвидировать тремя способами (рис. 9). Ликвидация дефицита первым способом связана с увеличением уровня собираемости налогов (например, путем увеличения ставок налогообложения) является непопулярной мерой, может вызвать спад предпринимательской деятельности, социальные издержки.
Рис. 9. Классификация источников финансирования дефицита федерального бюджета
К эмиссии как способу ликвидации бюджетного дефицита (а не как средству естественного регулирования денежного оборота) прибегать также нежелательно, так как это обычно приводит к увеличению уровня инфляции в стране. Наиболее приемлемым, как это делается во всех странах, является третий способ в виде государственного заимствования денежных средств. Для ликвидации бюджетного дефицита на региональном и местном бюджете используются соответственно займы субъектов РФ и муниципальные займы.
Государственный кредит представляет собой одну из форм государственных финансов. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими, физическими, иностранными лицами, с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях кредитования. При этом государство выступает в качестве заемщика денежных средств.
Государственному кредиту как элементу финансовой системы присущи не только функции финансов, но и другие особенности. Так, распределительные функции государственного кредита характеризуется следующими чертами:
-
по сути, это распределительные отношения, присущие вторичному распределению ВВП;
-
целью этих отношений является привлечение государством средств в централизованные фонды;
-
одним из участников этих отношений всегда является государство.
Сравнивая с другими формами государственных финансов, можно отметить следующие особенности госкредита:
-
движение денежных средств осуществляется в прямом и обратном направлениях, в то время как, например, налоговые платежи идут только в одном направлении;
-
государственный кредит имеет, как правило, добровольный (а не принудительный) характер;
-
государственный кредит ограничен достаточно большим сроком (согласно БК РФ, до 30 лет), в то время как бюджетные отношения обычно планируются и реализуются в течение 1–2 лет;
-
государственный кредит имеет разовый характер, в то время как налоговые поступления – регулярный (повторяющийся).
Понятие государственного кредита тесно связано с понятием государственного долга, поскольку последнее всегда порождается, является следствием первого. Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств РФ, которые обеспечиваются государственным имуществом.
- Л.Н. Рубцова ю.А. Чернявская
- Раздел 1 Понятие, сущность и функции финансов. Финасовая система 5
- Раздел 2 Бюджетная система 41
- Раздел 3 Понятие, сущность и функции денег. Денежная система 101
- Раздел 4 финансы предприятий и некоммерческих организаций 152
- Раздел 5 Кредиты. Кредитная система 269
- Раздел 6 Банки. Банковская система 298
- Раздел 7 международные финансы и национальные финансовые системы 349
- Раздел 1 Понятие, сущность и функции финансов. Финасовая система
- 1.1. Сущность, задачи и особенности формирования финансовой системы в Российской Федерации
- Основные этапы становления и развития финансовой системы в рф
- 1.2. Сущность, цели и методы государственного регулирования и управления финансами
- Управление финансами на государственном уровне
- Финансовое планирование на уровне государства
- 1.3. Виды, модели и принципы финансового контроля
- Классификации и формы финансового контроля
- Методы финансового контроля
- Общая характеристика независимого (аудиторского) финансового контроля
- 1.4. Государственные инвестиции
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты Финансы и их роль в расширенном воспроизводстве
- Управление финансами и финансовая политика
- Финансовый контроль
- Раздел 2 Бюджетная система
- 2.1. Общая характеристика структуры бюджетной системы Российской Федерации и принципы ее построения
- Место в бюджетной системе, роль целевых бюджетных фондов
- 2.2. Федеральный бюджет и особенности формирования бюджетных расходов
- Динамика доходов федерального бюджета от продажи в использования имущества
- Характеристика федерального бюджета
- Принципы формирования и приоритеты бюджетных расходов
- 2.3. Политика формирования и использования местных бюджетов
- Характеристика поступлений и расходов местных бюджетов
- Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
- 2.4. Факторы роста российской экономики и особенности современной бюджетной политики
- Макроэкономическая стабильность и снижение налоговой нагрузки
- Гарантии финансовой устойчивости
- Стабилизационный фонд
- Риски высоких цен на нефть
- Ненефтегазовый баланс
- Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение
- Государственный и муниципальный долг в Российской Федерации
- Виды долговых обязательств. Классификации государственного долга
- Статистическая оценка государственного долга
- Классификация видов государственного (внутреннего) и муниципального долгов согласно законодательству
- Государственная долговая политика рф
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 3 Понятие, сущность и функции денег. Денежная система
- 3.1. Происхождение денег
- Функции денег
- 3.2. Виды денег
- 3.3. Денежная система и ее элементы
- 3.4. Криминальные явления в сфере денежного обращения
- 3.5. Денежное обращение в механизме обеспечения экономической безопасности
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты Происхождение денег
- Функции денег
- Роль и виды денег в рыночной экономике
- Денежное обращение и денежная система
- Денежная система и инфляционные процессы
- Инфляция и формы ее проявления
- Раздел 4 финансы предприятий и некоммерческих организаций
- 4.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятий
- Принципы организации финансов
- Основные факторы, определяющие ключевое содержание финансов организаций
- 4.2. Анализ финансового состояния предприятия и оценка финансовой устойчивости
- Оценка имущественного положения предприятия
- Источники финансирования, собственный капитал и оценка финансовой устойчивости
- Анализ рыночной и деловой активности предприятия
- Плановая обеспеченность текущей деятельности запасами
- 4.3. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 4.4. Структура доходов и расходов предприятия.
- Расходы предприятия и формирование денежных фондов. Распределение прибыли
- Денежный оборот и система денежных расчетов на предприятии
- 4.5. Финансовые ресурсы предприятия
- Финансовая отчётность, её структура и значение
- Бухгалтерский баланс и его структура
- Раздел 2 актива баланса называется «Оборотные активы», т.Е. Вся сумма оборотных средств, которую можно разделить на 3 группы:
- Раздел 5 «Краткосрочные обязательства» состоит из следующих подразделов:
- Взаимосвязь между статьями бухгалтерского баланса и другими формами финансовой отчетности
- Подготовка бухгалтерского баланса к анализу и проверка реальности баланса
- Методика чтения и анализа бухгалтерского баланса
- Шахматный баланс покрытия средств и методы его составления
- Приложение 2 отчет о прибылях и убытках оао «вымпел» за 2004 г.
- 4.6. Особенности финансов некоммерческих организаций
- Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций
- Расходы некоммерческих организаций
- Финансы профессионального образования
- Задания для практических занятий Задание № 1
- Задание № 2
- Варианты ответов
- Задание № 3
- Задание № 4
- 1. Бухгалтерский баланс фирмы «Hyp» по состоянию на 1.01.2005 г.
- 2. Выписка из отчета о прибылях и убытках фирмы «Hyp» за 2004 г.
- 3. Данные дебиторской и кредиторской задолженности фирмы «Hyp» по состоянию на 1.01. 2004 г.
- 2. Выписка из отчета о прибылях и убытках фирмы «Лотос» на 1 января 2005 г., тыс. Руб.
- 1. Баланс аоот «Шарк» по состоянию на 1.01.2005 г.
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Финансы коммерческих предприятий и организаций
- Финансовая отчетность
- Раздел 5 Кредиты. Кредитная система
- 5.1. Понятие кредита и особенности банковского кредитования
- Банковская форма кредитования
- 8. Способ погашения:
- 9. Вид процентной ставки:
- 10. Способы взимания процента:
- 5.2. Государственный кредит и управление государственным кредитом
- Управление государственным кредитом
- Основные факторы спроса на кредит
- 5.3. Роль кредита в развитии экономики Российской Федерации
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 6 Банки. Банковская система
- 6.1. Центральный банк Российской Федерации
- 6.2. Основы организации коммерческих банков
- Происхождение, сущность и функции коммерческих банков
- Основные операции коммерческих банков
- 6.3. Активные и пассивные операции банка
- IV. Контокоррентный кредит
- V. Долгосрочное кредитование
- Банковские риски
- Пассивы банка
- 6.4. Источники формирования банковского капитала
- Другие источники формирования банковского капитала
- 6.5. Регулирование и обеспечение безопасности банковской системы
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 7 международные финансы и национальные финансовые системы
- 7.1. Понятие, сущность и структура международных финансов и их роль в мировой экономике
- Обобщенная структура мирового финансового рынка
- Классификации участников мирового финансового рынка
- 7.2. Характеристика глобальных и региональных финансовых организаций
- Характеристика региональных финансовых организаций
- 7.3. Национальные финансовые системы
- Национальные финансовые системы развитых стран
- Особенности национальных финансовых сметем развивающихся стран
- 7.4. Регулирование международных финансов
- Государственное регулирование международных финансов (на примере России)
- Валютное регулирование
- Налоговое регулирование
- Таможенное регулирование
- Сотрудничество России с международными финансовыми организациями
- 7.5. Экономическая безопасность государства
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Список литературы Нормативные акты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Приложение 1 Показатели консолидированного бюджета Липецкой области на 2007 г.
- Приложение 2 Бюджетный кодекс рф (извлечения)
- Глава 2. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
- Часть вторая. Бюджетная система российской федерации
- Раздел I. Бюджетное устройство российской федерации
- Глава 3. Бюджетная система российской федерации
- Глава 4. Бюджетная классификация российской федерации
- Глава 6. Общие положения о доходах бюджетов
- 398050, Г. Липецк, ул. Гагарина, 35а.
- 398600, Г. Липецк, ул. Московская, 30.