logo
финансы

2.3. Политика формирования и использования местных бюджетов

Финансы субъектов РФ – это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов. Одним из главных принципов организации финансов субъектов РФ (помимо общих, отмеченных ранее) является принцип равенства бюджетов, который заключается: 1) в установлении единых для всех субъектов РФ норм отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка их уплаты; 2) в использовании единой методики для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Формирование и исполнение финансов субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ. В решении вопросов организации данных финансов участвуют законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, которые:

Налоговые доходы включают в себя:

  1. собственные налоговые доходы, поступающие в бюджеты от установленных региональных налогов и сборов. Эти доходы могут распределяться между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в пропорциях, устанавливаемых законом (решением) о бюджете субъекта на очередной финансовый год;

  2. регулирующие доходы, размеры которых устанавливаются Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год. Среди них могут быть доли от следующих федеральных налогов:

В составе региональных налогов имеют место:

  1. лицензионные и регистрационные сборы;

  2. единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

  3. единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения и др.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:

  1. доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

  2. доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными учреждениями субъектов;

  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

  4. средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам РФ;

  5. финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней РФ;

  6. иные неналоговые доходы.

Собственные доходы и отчисления от федеральных регулирующих налогов могут быть переданы далее местным бюджетам на безвозмездной или возмездной основе на срок не более 3 лет, при этом процентная доля утверждается самими законодательными органами субъектов РФ.

По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов РФ состоят из двух групп:

1. Расходы, совместно финансируемые из бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ;

2. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ.

Как отмечалось ранее, по экономическому содержанию расходы делятся на текущие капитальные и предоставление кредитов. Текущие расходы бюджетов субъектов состоят прежде всего из расходов на содержание бюджетных учреждений (оплата труда, перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочные и другие компенсационные выплаты, оплата товаров и услуг по утвержденным сметам или согласно государственным контрактам, заказам). К текущим расходам можно также отнести обязательные выплаты населению в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций (капитальные расходы) предусматриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по специальному решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетные инвестиции могут предоставляться также юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями. В этом случае оформляется доля субъекта РФ в уставном капитале этих организаций, а сами инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии:

В расходной части бюджетов субъектов РФ предусматривается также создание резервных фондов, размер и порядок расходования которых устанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Примечание. Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 5% от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут использоваться только на инвестиции и могут быть использованы на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.