logo
финансы

Управление финансами на государственном уровне

Общее управление финансами на государственном уровне осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это конгресс, в Великобритании – парламент, в Германии – бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

В России главными исполнительными структурами по управлению финансами являются Президент и Правительство, которые принимают окончательное решение при утверждении (принятого Госдумой, одобренного Советом Федерации) федерального бюджета и отчета о его исполнении.

В России на общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает: 1) профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации, счетную палату РФ; 2) Министерство финансов РФ и его органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 4) Министерство РФ по налогам и сборам; 5) Государственный таможенный комитет РФ; 6) Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг; 7) Министерство государственного имущества; 8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. Рассмотрим функции некоторых из них.

На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:

Основными структурными подразделениями Министерства финансов РФ являются департаменты (бюджетный департамент, отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса, департамент иностранных кредитов и внешнего долга, департамент налоговых реформ, департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка, департамент государственного финансового контроля и аудита и др.), а также Главное управление федерального казначейства, занимающее центральное место в Министерстве финансов РФ. В частности, федеральное казначейство имеет свои подразделения в субъектах РФ, городах и районах РФ, и решает следующие основные задачи:

  1. организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ;

  2. управление доходами и расходами бюджета на счетах федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

  3. финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

  4. краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

  5. управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

  6. представление законодательным и исполнительным органам власти отчетности о состоянии бюджетной системы РФ, а также о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются:

  1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

  2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

  3. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

  4. регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Министерство РФ по налогам и сборам (ныне Федеральная налоговая служба – ФНС) и его территориальные органы осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных налогов и платежей. Территориальные органы, местные инспекции ФНС обязаны:

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам таможенного комитета относятся:

  1. проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;

  2. проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

  3. приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими таможенного законодательства;

  4. взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.