logo
финансы

Классификации и формы финансового контроля

Существующие формы контроля, которые принято классифицировать в зависимости от определенных признаков (табл. 1).

Таблица 1

Классификация форм финансового контроля

Признак классификации

Форма финансового контроля

1. Регламент осуществления

Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

2. Время проведения

Предварительный, текущий и последующий

3. Субъекты контроля

Государственный (в том числе президентский, федеральных и региональных органов власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый

4. Объекты контроля

Бюджетный контроль, контроль внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль

Так, обязательный контроль осуществляется государственными органами в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

Инициативный контроль определяется по усмотрению хозяйствующих субъектов и выступает в качестве элемента управления.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов и позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование денежных средств.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов тех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины, но и анализ всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов по завершении финансового года, отчетного периода.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля на местном уровне и направлен на контроль (текущий, предварительный, последующий) и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансово-кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций со стороны банковской системы РФ.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.