logo
финансы

Ненефтегазовый баланс

В перспективе Минфин России предлагает изменить подход к сбережению доходов от исчерпаемых сырьевых ресурсов с целью не только сгладить краткосрочные колебания их цен, но и обеспечить будущие поколения достаточным запасом средств для поддержания уровня расходов при исчерпании углеводородных запасов.

Рис. 7. Доходы и расходы федерального бюджета, % от ВВП

В 2006 г. ненефтегазовый дефицит федерального бюджета (разность между доходами, не зависящими от нефти и газа, и расходами) составит 5,2% ВВП. В результате увеличения непроцентных расходов в 2007 г. он вырастет до 5,4% ВВП, а затем его размер будет постепенно снижаться – до 5,3 и 4,2% ВВП в 2008-2009 гг. Фактически, финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета осуществляется за счет доходов, зависящих от нефти и газа («нефтегазового трансферта»), а также заимствований и поступлений от приватизации. «Нефтегазовый трансферт» состоит из базовых нефтяных доходов (части нефтяных доходов, соответствующих цене на нефть ниже 27 долл. / баррель) и конъюнктурных нефтегазовых доходов (доходов, соответствующих цене на нефть выше 27 долл. / баррель).

В целях снижения риска невыполнения бюджетных обязательства в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и сохранения доходов от невозобновляемых ресурсов для будущих поколений предлагается использовать в бюджетном планировании методологию «ненефтегазового баланса», которая предусматривает:

1. Раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов.

2. Выделение в составе Стабилизационного фонда резервной части и фонда будущих поколений.

Рис. 8. Финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета, % от ВВП

Размеры «нефтегазового трансферта» должны определяться на долгосрочную перспективу на основе принятого законодательно установленного принципа (например, в % к ВВП), не подлежащего постоянному пересмотру. В перспективе «нефтегазовый трансферт» должен постепенно замещаться доходом от инвестирования средств фонда будущих поколений.

Переход к построению бюджета на основе ненефтегазового баланса позволит обеспечить устойчивость бюджетной политики в долгосрочной перспективе. Внешнеэкономическая конъюнктура не будет оказывать влияния на параметры федерального бюджета. При этом риски, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой переносятся на Стабилизационный фонд, – в отдельные годы поступления в фонд могут быть меньше трансферта в бюджет.