logo
финансы

Финансы профессионального образования

Финансы профессионального образования относят к некоммерческой сфере. При этом образовательные организации могут иметь любую форму собственности (государственную, муниципальную, частную) и любую организационную форму, предусмотренную для некоммерческих организаций. Наиболее распространенной организационной формой является учреждение.

Источниками финансирования государственных и муниципальных образовательных организаций являются в основном бюджетные средства и плата за обучение студентов в коммерческих группах. Учитывая это, такие организации ведут по бухгалтерии два параллельных баланса: по бюджетному учету и обычной схеме бухгалтерского учета, принятой для хозяйствующих субъектов. Как правило, доля бюджетного финансирования ниже, чем коммерческого. Источниками финансирования негосударственных образовательных организаций являются прежде всего поступления по договорам оказания образовательных услуг, а для аккредитованных возможен дополнительный источник в виде бюджетного финансирования.

На финансы образовательных организаций показатели финансово-хозяйственной деятельности помимо общих факторов в значительной мере влияют:

  1. Факторы объективного характера. К ним можно отнести социальные факторы, демографические условия для данного региона или города, уровень платежеспособности клиентов (обучаемых), макроэкономические факторы.

  2. Факторы субъективного характера, т.е. возможные организационно-технические мероприятия, с помощью которых можно в конечном итоге воздействовать на тот или иной показатель финансово-хозяйственной деятельности. Например, субъективными факторами в образовательной сфере могут быть:

Эти и другие факторы предопределяют организацию, управление финансами в данной сфере профессиональной деятельности. Основными участниками финансовых отношений являются в первую очередь обучаемые студенты, персонал образовательной организации (преподаватели, руководители структурных подразделений, вспомогательный персонал и пр.) и налоговые органы. Недостаточность средств для финансирования образовательной деятельности побуждает образовательные организации вступать в финансовые отношения с другими субъектами рынка, в частности, страховыми компаниями (образовательное страхование), банками (по поводу взятия кредита), инвесторами (образовательные сертификаты, векселя, облигации), искать иные легальные источники финансирования. Расходы образовательной организации можно сгруппировать следующим образом.

  1. Оплата труда работников учреждения профессионального образования, в том числе:

  1. Налоги, сборы, отчисления в целевые фонды, в том числе в бюджет.

  2. Расходы на содержание, использование оборудования:

4. Расходы на содержание зданий, учебных и вспомогательных площадей:

5. Целевые расходы:

6. Единовременные расходы:

7. Дополнительные расходы:

В плане управления финансами образовательных организаций отметим следующее. Одним из таких актуальных вопросов является управление себестоимостью и ценой образовательной услуги как главными финансово-экономическими показателями. Кратко охарактеризуем суть этой проблемы.

Управление отмеченными показателями может включать следующие основные стадии (этапы):

  1. Финансовый анализ (анализ определяющих факторов, структуры себестоимости и цены, динамики изменения расходных статей и т.д.).

  2. Финансовое планирование (в первую очередь составление сметы доходов и расходов, калькуляция образовательной услуги, график поступлений и выплат и т.д.).

  3. Реализация принятых финансовых решений и анализ результатов по ним.

Особое значение анализ себестоимости и цены приобретает для негосударственных образовательных учреждений, в том числе вновь создаваемых, которые в отличие от государственных не финансируются из бюджета. Указанные финансовые показатели можно рассматривать для них как основное средство в конкурентной борьбе за клиента (обучающихся).

Образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность и конкурируя между собой, рискуют попасть в две крайние ситуации. Уменьшение цены образовательной услуги (с целью привлечь возможно большее число обучающихся) может повлечь за собой резкое снижение качества обучения. И напротив, увеличение цены – резкий отток обучающихся из-за перехода их в другие учреждения. Как следствие – снижение денежных поступлений за обучение и возможная потеря финансовой устойчивости.

В общем, одну из целей финансовой стратегии и одновременно ценовой политики образовательных организаций можно сформулировать как оптимизацию цены ОУ на таком уровне, чтобы обеспечивалось высокое качество обучения при минимальных затратах без извлечения чистой прибыли от ведения образовательной деятельности.

Анализируя факторы, определяющие цену и себестоимость, можно отметить их большое разнообразие и сложности в группировке, классификации, а также трудности в установлении количественной связи между отдельным фактором и расходной позицией в себестоимости образовательной услуги.

В качестве одного из главнейших можно указать фактор специальности. Например, по специальностям авиационно-космического приборостроения требуется проведение лабораторных работ на дорогом высокоточном учебном оборудовании.

По компьютерным специальностям – большой парк персональных ЭВМ, продолжительная работа обучаемого в компьютерных сетях. По ряду технологических специальностей (например, горнодобывающей, газовой промышленности) требуются учебные испытательные полигоны.

Для языковых специальностей – большой объем часов индивидуального обучения и технические (аудио-, видео-) средства.

При финансовом планировании важное значение имеет выбор метода калькулирования и принятие финансовых решений. Параллельно с нормативным методом, широко используемым в практике бюджетных образовательных организаций, могут быть использованы и другие, в зависимости от показателя себестоимости. Например, для показателя себестоимости обучения по специальности в целом на весь период обучения можно одновременно использовать нормативный и подетальный методы.