Финансы профессионального образования
Финансы профессионального образования относят к некоммерческой сфере. При этом образовательные организации могут иметь любую форму собственности (государственную, муниципальную, частную) и любую организационную форму, предусмотренную для некоммерческих организаций. Наиболее распространенной организационной формой является учреждение.
Источниками финансирования государственных и муниципальных образовательных организаций являются в основном бюджетные средства и плата за обучение студентов в коммерческих группах. Учитывая это, такие организации ведут по бухгалтерии два параллельных баланса: по бюджетному учету и обычной схеме бухгалтерского учета, принятой для хозяйствующих субъектов. Как правило, доля бюджетного финансирования ниже, чем коммерческого. Источниками финансирования негосударственных образовательных организаций являются прежде всего поступления по договорам оказания образовательных услуг, а для аккредитованных возможен дополнительный источник в виде бюджетного финансирования.
На финансы образовательных организаций показатели финансово-хозяйственной деятельности помимо общих факторов в значительной мере влияют:
-
Факторы объективного характера. К ним можно отнести социальные факторы, демографические условия для данного региона или города, уровень платежеспособности клиентов (обучаемых), макроэкономические факторы.
-
Факторы субъективного характера, т.е. возможные организационно-технические мероприятия, с помощью которых можно в конечном итоге воздействовать на тот или иной показатель финансово-хозяйственной деятельности. Например, субъективными факторами в образовательной сфере могут быть:
-
реализуемые программы и направления профессиональной подготовки;
-
мероприятия по компьютеризации, техническому оснащению образовательного процесса;
-
административные решения (например, приказ об установлении платы за обучение, договора с юридическими лицами на прохождение студентами практик и пр.);
-
оптимизация графиков учебного процесса и рабочих учебных планов и т.д.
Эти и другие факторы предопределяют организацию, управление финансами в данной сфере профессиональной деятельности. Основными участниками финансовых отношений являются в первую очередь обучаемые студенты, персонал образовательной организации (преподаватели, руководители структурных подразделений, вспомогательный персонал и пр.) и налоговые органы. Недостаточность средств для финансирования образовательной деятельности побуждает образовательные организации вступать в финансовые отношения с другими субъектами рынка, в частности, страховыми компаниями (образовательное страхование), банками (по поводу взятия кредита), инвесторами (образовательные сертификаты, векселя, облигации), искать иные легальные источники финансирования. Расходы образовательной организации можно сгруппировать следующим образом.
-
Оплата труда работников учреждения профессионального образования, в том числе:
-
штатных преподавателей, преподавателей-совместителей;
-
работников администрации;
-
оплата труда учебно-вспомогательного персонала;
-
надбавки к заработной плате.
-
Налоги, сборы, отчисления в целевые фонды, в том числе в бюджет.
-
Расходы на содержание, использование оборудования:
-
расходы на обслуживание, текущий ремонт компьютерной техники, содержание технических средств обучения;
-
на содержание, ремонт копировальной, множительной техники;
-
на содержание, ремонт учебной мебели;
-
на оплату электроэнергии;
-
на содержание прочего оборудования, используемого в учебном процессе;
-
амортизация стоимости интеллектуальных активов.
4. Расходы на содержание зданий, учебных и вспомогательных площадей:
-
арендная плата;
-
расходы по текущему ремонту зданий, учебных и вспомогательных площадей;
-
расходы, связанные с реконструкцией;
-
по уборке учебных, вспомогательных площадей;
-
на коммунальные услуги, освещение;
-
по охране и пожарной сигнализации.
5. Целевые расходы:
-
расходы по приобретению учебной литературы;
-
по приобретению вспомогательных методических материалов, подготовке, изданию учебных пособий;
-
канцелярские расходы, приобретение бланков документов;
-
командировочные расходы;
-
расходы по электросвязи;
-
по аренде специальных помещений для проведения отдельных видов занятий.
6. Единовременные расходы:
-
расходы на развитие и единовременное приобретение учебного оборудования, в том числе специального лабораторного оборудования, демонстрационных стендов;
-
по единовременному приобретению учебной мебели;
-
на приобретение дополнительного оборудования для учебных помещений;
-
капитальные расходы по ремонту собственных зданий.
7. Дополнительные расходы:
-
расходы по содержанию собственных или арендованных автотранспортных средств;
-
дополнительные командировочные расходы (для проведения занятий в другом городе);
-
расходы на проведение конференций, научных совещаний;
-
на оплату труда, командирование членов аттестационных комиссий Минобразования, лицензирование, аттестацию образовательной деятельности.
В плане управления финансами образовательных организаций отметим следующее. Одним из таких актуальных вопросов является управление себестоимостью и ценой образовательной услуги как главными финансово-экономическими показателями. Кратко охарактеризуем суть этой проблемы.
Управление отмеченными показателями может включать следующие основные стадии (этапы):
-
Финансовый анализ (анализ определяющих факторов, структуры себестоимости и цены, динамики изменения расходных статей и т.д.).
-
Финансовое планирование (в первую очередь составление сметы доходов и расходов, калькуляция образовательной услуги, график поступлений и выплат и т.д.).
-
Реализация принятых финансовых решений и анализ результатов по ним.
Особое значение анализ себестоимости и цены приобретает для негосударственных образовательных учреждений, в том числе вновь создаваемых, которые в отличие от государственных не финансируются из бюджета. Указанные финансовые показатели можно рассматривать для них как основное средство в конкурентной борьбе за клиента (обучающихся).
Образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность и конкурируя между собой, рискуют попасть в две крайние ситуации. Уменьшение цены образовательной услуги (с целью привлечь возможно большее число обучающихся) может повлечь за собой резкое снижение качества обучения. И напротив, увеличение цены – резкий отток обучающихся из-за перехода их в другие учреждения. Как следствие – снижение денежных поступлений за обучение и возможная потеря финансовой устойчивости.
В общем, одну из целей финансовой стратегии и одновременно ценовой политики образовательных организаций можно сформулировать как оптимизацию цены ОУ на таком уровне, чтобы обеспечивалось высокое качество обучения при минимальных затратах без извлечения чистой прибыли от ведения образовательной деятельности.
Анализируя факторы, определяющие цену и себестоимость, можно отметить их большое разнообразие и сложности в группировке, классификации, а также трудности в установлении количественной связи между отдельным фактором и расходной позицией в себестоимости образовательной услуги.
В качестве одного из главнейших можно указать фактор специальности. Например, по специальностям авиационно-космического приборостроения требуется проведение лабораторных работ на дорогом высокоточном учебном оборудовании.
По компьютерным специальностям – большой парк персональных ЭВМ, продолжительная работа обучаемого в компьютерных сетях. По ряду технологических специальностей (например, горнодобывающей, газовой промышленности) требуются учебные испытательные полигоны.
Для языковых специальностей – большой объем часов индивидуального обучения и технические (аудио-, видео-) средства.
При финансовом планировании важное значение имеет выбор метода калькулирования и принятие финансовых решений. Параллельно с нормативным методом, широко используемым в практике бюджетных образовательных организаций, могут быть использованы и другие, в зависимости от показателя себестоимости. Например, для показателя себестоимости обучения по специальности в целом на весь период обучения можно одновременно использовать нормативный и подетальный методы.
- Л.Н. Рубцова ю.А. Чернявская
- Раздел 1 Понятие, сущность и функции финансов. Финасовая система 5
- Раздел 2 Бюджетная система 41
- Раздел 3 Понятие, сущность и функции денег. Денежная система 101
- Раздел 4 финансы предприятий и некоммерческих организаций 152
- Раздел 5 Кредиты. Кредитная система 269
- Раздел 6 Банки. Банковская система 298
- Раздел 7 международные финансы и национальные финансовые системы 349
- Раздел 1 Понятие, сущность и функции финансов. Финасовая система
- 1.1. Сущность, задачи и особенности формирования финансовой системы в Российской Федерации
- Основные этапы становления и развития финансовой системы в рф
- 1.2. Сущность, цели и методы государственного регулирования и управления финансами
- Управление финансами на государственном уровне
- Финансовое планирование на уровне государства
- 1.3. Виды, модели и принципы финансового контроля
- Классификации и формы финансового контроля
- Методы финансового контроля
- Общая характеристика независимого (аудиторского) финансового контроля
- 1.4. Государственные инвестиции
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты Финансы и их роль в расширенном воспроизводстве
- Управление финансами и финансовая политика
- Финансовый контроль
- Раздел 2 Бюджетная система
- 2.1. Общая характеристика структуры бюджетной системы Российской Федерации и принципы ее построения
- Место в бюджетной системе, роль целевых бюджетных фондов
- 2.2. Федеральный бюджет и особенности формирования бюджетных расходов
- Динамика доходов федерального бюджета от продажи в использования имущества
- Характеристика федерального бюджета
- Принципы формирования и приоритеты бюджетных расходов
- 2.3. Политика формирования и использования местных бюджетов
- Характеристика поступлений и расходов местных бюджетов
- Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
- 2.4. Факторы роста российской экономики и особенности современной бюджетной политики
- Макроэкономическая стабильность и снижение налоговой нагрузки
- Гарантии финансовой устойчивости
- Стабилизационный фонд
- Риски высоких цен на нефть
- Ненефтегазовый баланс
- Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение
- Государственный и муниципальный долг в Российской Федерации
- Виды долговых обязательств. Классификации государственного долга
- Статистическая оценка государственного долга
- Классификация видов государственного (внутреннего) и муниципального долгов согласно законодательству
- Государственная долговая политика рф
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 3 Понятие, сущность и функции денег. Денежная система
- 3.1. Происхождение денег
- Функции денег
- 3.2. Виды денег
- 3.3. Денежная система и ее элементы
- 3.4. Криминальные явления в сфере денежного обращения
- 3.5. Денежное обращение в механизме обеспечения экономической безопасности
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты Происхождение денег
- Функции денег
- Роль и виды денег в рыночной экономике
- Денежное обращение и денежная система
- Денежная система и инфляционные процессы
- Инфляция и формы ее проявления
- Раздел 4 финансы предприятий и некоммерческих организаций
- 4.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятий
- Принципы организации финансов
- Основные факторы, определяющие ключевое содержание финансов организаций
- 4.2. Анализ финансового состояния предприятия и оценка финансовой устойчивости
- Оценка имущественного положения предприятия
- Источники финансирования, собственный капитал и оценка финансовой устойчивости
- Анализ рыночной и деловой активности предприятия
- Плановая обеспеченность текущей деятельности запасами
- 4.3. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 4.4. Структура доходов и расходов предприятия.
- Расходы предприятия и формирование денежных фондов. Распределение прибыли
- Денежный оборот и система денежных расчетов на предприятии
- 4.5. Финансовые ресурсы предприятия
- Финансовая отчётность, её структура и значение
- Бухгалтерский баланс и его структура
- Раздел 2 актива баланса называется «Оборотные активы», т.Е. Вся сумма оборотных средств, которую можно разделить на 3 группы:
- Раздел 5 «Краткосрочные обязательства» состоит из следующих подразделов:
- Взаимосвязь между статьями бухгалтерского баланса и другими формами финансовой отчетности
- Подготовка бухгалтерского баланса к анализу и проверка реальности баланса
- Методика чтения и анализа бухгалтерского баланса
- Шахматный баланс покрытия средств и методы его составления
- Приложение 2 отчет о прибылях и убытках оао «вымпел» за 2004 г.
- 4.6. Особенности финансов некоммерческих организаций
- Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций
- Расходы некоммерческих организаций
- Финансы профессионального образования
- Задания для практических занятий Задание № 1
- Задание № 2
- Варианты ответов
- Задание № 3
- Задание № 4
- 1. Бухгалтерский баланс фирмы «Hyp» по состоянию на 1.01.2005 г.
- 2. Выписка из отчета о прибылях и убытках фирмы «Hyp» за 2004 г.
- 3. Данные дебиторской и кредиторской задолженности фирмы «Hyp» по состоянию на 1.01. 2004 г.
- 2. Выписка из отчета о прибылях и убытках фирмы «Лотос» на 1 января 2005 г., тыс. Руб.
- 1. Баланс аоот «Шарк» по состоянию на 1.01.2005 г.
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Финансы коммерческих предприятий и организаций
- Финансовая отчетность
- Раздел 5 Кредиты. Кредитная система
- 5.1. Понятие кредита и особенности банковского кредитования
- Банковская форма кредитования
- 8. Способ погашения:
- 9. Вид процентной ставки:
- 10. Способы взимания процента:
- 5.2. Государственный кредит и управление государственным кредитом
- Управление государственным кредитом
- Основные факторы спроса на кредит
- 5.3. Роль кредита в развитии экономики Российской Федерации
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 6 Банки. Банковская система
- 6.1. Центральный банк Российской Федерации
- 6.2. Основы организации коммерческих банков
- Происхождение, сущность и функции коммерческих банков
- Основные операции коммерческих банков
- 6.3. Активные и пассивные операции банка
- IV. Контокоррентный кредит
- V. Долгосрочное кредитование
- Банковские риски
- Пассивы банка
- 6.4. Источники формирования банковского капитала
- Другие источники формирования банковского капитала
- 6.5. Регулирование и обеспечение безопасности банковской системы
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Раздел 7 международные финансы и национальные финансовые системы
- 7.1. Понятие, сущность и структура международных финансов и их роль в мировой экономике
- Обобщенная структура мирового финансового рынка
- Классификации участников мирового финансового рынка
- 7.2. Характеристика глобальных и региональных финансовых организаций
- Характеристика региональных финансовых организаций
- 7.3. Национальные финансовые системы
- Национальные финансовые системы развитых стран
- Особенности национальных финансовых сметем развивающихся стран
- 7.4. Регулирование международных финансов
- Государственное регулирование международных финансов (на примере России)
- Валютное регулирование
- Налоговое регулирование
- Таможенное регулирование
- Сотрудничество России с международными финансовыми организациями
- 7.5. Экономическая безопасность государства
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные тесты
- Список литературы Нормативные акты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Приложение 1 Показатели консолидированного бюджета Липецкой области на 2007 г.
- Приложение 2 Бюджетный кодекс рф (извлечения)
- Глава 2. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
- Часть вторая. Бюджетная система российской федерации
- Раздел I. Бюджетное устройство российской федерации
- Глава 3. Бюджетная система российской федерации
- Глава 4. Бюджетная классификация российской федерации
- Глава 6. Общие положения о доходах бюджетов
- 398050, Г. Липецк, ул. Гагарина, 35а.
- 398600, Г. Липецк, ул. Московская, 30.