logo
финансы

1.3. Виды, модели и принципы финансового контроля

Финансовый контроль обеспечивает практическую реализацию контрольной функции финансов. С учетом ранее изложенного можно сформулировать следующий вывод: финансовый контроль как совокупность мероприятий по соблюдению финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и государственного управления предполагает аналитическую оценку эффективности произведенных финансовых операций и целесообразности расходов.

Примечание. Наряду с приведенной ранее классификацией финансового контроля на пять основных видов его можно подразделять также на государственный и негосударственный. Например, главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.

Для любого вида финансового контроля его объектом выступают распределительные процессы при формировании и использовании фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней или хозяйствующих субъектов, домохозяйств, размеры налоговых платежей, издержки производства или обращения, себестоимость, прибыль и др.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: английская и французская. В английской модели контролирующие финансовые органы осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, который далее может передаваться судебным или правоохранительным органам.

Французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в части определения виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба, применения финансовых санкций и т.п. В России, таким образом, принята французская модель. Органы налогового и таможенного контроля, счетная палата имеют специальные полномочия по применению санкций к лицам, грубо нарушающим закон и финансовую дисциплину и (или) наносящих государству прямой ущерб.

Финансовый контроль должен строиться на следующих принципах: независимости, объективности, компетентности, гласности (ст.ст. 264.11, 267, 269 БК РФ в ред. от 2007 г.).

Так, независимость финансового контроля обеспечивается финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий выборных органов власти.

Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства и стандартного проведения различных видов контроля.

Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок (последовательность) выполнения операций и форму отчетности.