145. Ценообразование в условиях олигополии и монополистической конкуренции.
Рынок монополистической конкуренции - тип рыночной структуры, при которой обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют в области объема продаж. Основные черты этого рынка:
Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, однако его перекрестная эластичность должна быть положительной и относительно большой. Дифференциация продуктов возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного мало влияет на положение других.
Есть условия для свободного входа и выхода. На рынок могут свободно прийти новые фирмы, однако уже существующие имеют преимущество, и вновь приходящие фирмы будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.
Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход-выход.
Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема значит, спроса на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов.
Фирма при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде ведет себя как монополист. Фирма будет выпускать такое количество продукции, при котором MC=MR.
Ситуация, соответствующая максимизации прибыли в краткосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции, не может сохраняться долго. Экономическая прибыль привлечет в данную отрасль другие фирмы. Которые начнут выпускать похожий продукт, или сама фирма в долгосрочном плане, пытаясь увеличить прибыль, станет расширяться путем строительства новых мощностей. Это приведете увеличению предложения данного вида товара и снижению цены.
Долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на равновесие при совершенной конкуренции в том, что ни одна из фирм не получает прибыль больше нормально.
Таким образом, в условиях монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в долгосрочном периоде равна средним затратам, и фирмы не получают экономической прибыли. Однако, в условиях монополистической конкуренции продукция не будет производиться с минимальными средними затратами, как при совершенной конкуренции.
Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности, и из-за этого дифференцированные блага обходятся дороже, чем стандартные. Если бы товар был бы стандартизирован и производился бы при совершенной конкуренции, то выполнялось бы условие P=MC=LACmin
Из-за несовпадения точки долговременного равновесии с точкой минимума средних затрат можно сделать следующие выводы:
Структура рынка монополистической конкуренции заставляет покупателя переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;
При монополистической конкуренции устанавливается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции;
Так как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить дополнительную единицу товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им объема товара. Однако, увеличение выпуска сократит прибыли фирм, поэтому они не будут этого делать.
Таким образом, чем выше степень дифференциации продукта, тем несовершеннее конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемом производства и цен от наиболее эффективных.
Свободный вход а рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в долгосрочном плане. Если после достижения равновесия на рынке с монополистической конкуренцией спрос снизится, то фирмы будут покидать рынок (P<AC), они будут вкладывать деньги в более выгоднее отрасли.
Олигополия – рыночная структура, при которой стратегическое взаимодействие между конкурентами не только присутствует, но и занимает центральное место. Ключевое особенностью олигополии является то, что продавцы учитывают действия друг друга при формировании цены и принятии решений об объеме выпуска продукции.
Основные черты олигополии:
Немногочисленность фирм в отрасли.
Высокие барьеры для вхождения в отрасль, связанные прежде всего с финансами.
Всеобщая взаимозависимость со всех сферах конкуренции (цена, объем продаж, доля рынка, дифференциация продукции, стратегия стимулирования сбыта, инновационная деятельность и т.д.)
На олигополистическом рынке не существует ясно очерченной позиции равновесия, к которой стремятся фирмы из-за 2 причин:
При олигополии могут существовать и существуют различные материальные условия конкуренции, ни одно из которых не является типичным;
В случае заданной конкурентной ситуации фирмами могут быть избраны различны стратегии конкуренции. В зависимости от ситуации действий фирм и реакция на них со стороны конкурентов будут различными. Поэтому теория олигополии состоит из многих моделей, каждая из которых описывает определенный аспект олигополистического поведения, но ни одна из которых не говорит всего о конкуренции между немногими.
К моделям олигополии относятся:
Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.
Лидерство в установлении цен (квазимонополия): Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.
Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста: Неизменность цен можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за любым приростом их цены; в то же время они полагают, что соперники последуют за снижением их цен. При таких обстоятельствах кривая спроса, как ее воспринимает каждая конкретная фирма, имеет ломаную форму.
Модель Бертрана (олигополистические ценовые войны): Поскольку каждый из продавцов думает, что его соперник не будет реагировать на снижение им цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок и тем самым увеличить прибыль. Обычно олигополисты устанавливают цены и делят рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неблагоприятных воздействий на прибыли. Поэтому ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба чаще всего приводит к соглашениям.
Модель дуополии Курно: Пересечение кривых реагирования (показывают максимизирующие прибыль размеры выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска фирмы-соперницы.) двух фирм показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает самое оптимальное для себя решение. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного дуополиста нет стимула менять свой объем производства.
Ценообразование по принципу "издержки плюс" применяется из-за внутренне присущей рынку неопределенности по поводу спроса на товар и сложности определения предельных издержек. Принцип "издержки плюс" представляет собой прагматический способ решения проблемы реальной оценки предельного дохода и предельных издержек.
Диллема олигополистов.
- 1. Основы теории спроса и предложения. Условия достижения рыночного равновесия
- 2. Теория фирмы: производство и его факторы, производственная функция, виды продукта и их взаимосвязь.
- 3. Издержки фирмы и принцип альтернативности затрат. Доходы и прибыль фирмы: понятие и основные виды. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- 4. Типы конкуренции и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции и его особенности.
- 5. Рыночное поведение конкурентной фирмы. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 6. Понятие и основные признаки монополии, условия максимизации прибыли и социальные последствия.
- 7. Монополистическая конкуренция: понятие, основные признаки, условия максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 8. Олигополия: понятие и ее основные характеристики. Стратегическое поведение фирмы в условиях олигополистического рынка.
- 9. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции: понятие, основные характеристики, условия равновесия.
- 10. Заработная плата как цена труда и ее формы. Дифференциация заработной платы. Инвестиции в человеческий капитал.
- 11. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
- 12. Рынок капитала и его структура. Рынок капитальных благ и инвестиции.
- 13. Равновесие рынка капитала: спрос фирмы на капитальные ресурсы, роль процентной ставки, особенности формирования предложения капитала.
- 14. Рынок земли: неэластичность спроса, предложение земли и его ограниченность, достижение равновесия.
- 15. Земельная рента как плата за использование земли. Рента и арендная плата. Цена земли.
- 16. Формирование рынка земли в Республике Беларусь.
- II. Макроэкономика
- 17. Роль макроэкономических показателей. Измерение внп и ввп. Методы расчета ввп. Номинальные и реальные показатели.
- 18. Индексы цен Пааше и Ласпейреса. Дефлятор внп и индекс потребительских цен. Измерение инфляции (дефляции), дизинфляции (рефляции, гиперинфляции).
- 19. Модель совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели ad-as.
- 20. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов. Основы кейнсианской теории. Функции потребления, сбережений и инвестиций в модели Кейнса.
- 37. Доходы населения и проблемы их распределения. Кривая Лоренца
- 38. Модели социальной политики. Государственная политика перераспределения доходов и ее направления
- 39.Понятие и модели внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (модель «доходы-расходы», модель Манделла-Флемминга). Адаптация открытой экономики к экзогенным шокам.
- 40. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Инструменты макроэкономической корректировки
- 41. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности. Белорусская модель трансформации экономики
- 42. Роль государства в трансформационной экономике. Особенности государственной политики в трансформационной экономике.
- 43. Основные направления рыночных преобразований: (реформирование отношений собственности, либерализация экономики, структурная перестройка национальной экономики, институциональные преобразования).
- III. Международная экономика
- 44. Международная экономика и структура мирового хозяйства. Формы международных экономических связей. Современные тенденции развития мирового хозяйства.
- 45. Международное разделение труда и факторы производства. Транснационализация мировой экономики. Интеграционные процессы.
- 46. Национальное и международное регулирование мирохозяйственных связей. Международные экономические и валютно-финансовые организации.
- 47. Возникновение и генезис теории международной торговли. Современные теории международной торговли.
- 48. Торговая политика и ее виды (протекционизм и либерализация торговли). Инструменты торговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования.
- 1. Тарифные методы регулирования
- 2. Не тарифные методы регулирования
- 2.(А) Экономические методы регулирования
- 2. (Б). Административные методы регулирования
- 49. Миграция труда и движение капитала. Международный кредит: виды, механизм предоставления и современные тенденции.
- 50. Мировая валютная система: понятие и этапы эволюции. Роль международных валютно-финансовых организаций в мировой валютной системе.
- 51. Валютный рынок и валютное регулирование: понятие, виды и режимы валютных курсов.
- 52. Республика Беларусь в международной экономике: место в международном разделении труда, стратегия вхождения в мировую экономику.
- IV. История денег и финансов
- 53. Закономерности развития денежных систем античности. Развитие денежного обращения в XVI-XVII вв.
- 54. Развитие кредитных денег XVII-XIX вв. Возникновение и деятельность центральных банков до начала XX века.
- 55. Причины и закономерности развития фондового рынка XVII - н. XX вв.
- 56. Причины и закономерности финансовых кризисов в XVIII-первой половине XX вв. Преодоление Великой Депрессии и ее последствия.
- 57. Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы и их роль для денежного обращения.
- V. Деньги, кредит, банки. Монетарная политика
- 62. Валютное и инфляционное таргетирование
- 63. Валютный курс, его сущность, виды и основные методы определения. Основные факторы, влияющие на валютный курс. Валютное регулирование и его направления
- 64. Денежно-кредитная политика центрального банка и ее основные инструменты
- 65. Сущность денег и их основные функции. Конвертируемость национальных валют, ее основные формы, условия и проблемы
- 66. Понятие и характеристика устойчивости денежного обращения, денежной массы, денежной базы и скорости обращения денег
- 67. Принципы измерения и структура денежной массы. Механизм формирования денежного предложения
- 68. Основы безналичного денежного обращения. Безналичные и наличные расчеты, принципы их организации. Виды и формы расчетов
- 69. Налично-денежный оборот и механизм организации кассовых операций в национальной экономике
- 70. Необходимость и сущность кредита, его принципы и функции. Условия возникновения кредитных отношений
- 71. Сущность банковского процента, его виды и механизмы функционирования. Процентная политика коммерческих банков.
- 72. Ипотечный кредит, условия развития, роль и особенности предоставления.
- 73. Денежно-кредитные реформы, их цели, задачи и методы проведения. Содержание и назначение денежных реформ.
- 74. Коммерческие банки, их признаки, принципы функционирования и основные функции. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.
- 75. Центральный банк, его статус, цели и функции. Денежно-кредитная политика центрального банка.
- 1. Изменение минимальной резервной нормы.
- 2. Изменение учетной ставки.
- 3. Операции на открытых рынках.
- 76. Национальный банк Республики Беларусь и его роль в развитии национальной экономики.
- VI. Аналих банковских рисков
- VII. Платежные системы
- 86. Место и роль платежной системы в экономике государства. Принципы построения платежных систем.
- 87. Организация межбанковских расчетов и платежная система.
- 88. Роль и функции центрального банка страны в платежной системе Республики Беларусь.
- 89. Риски в платежной системе и механизмы управления ими.
- 90. Банковские пластиковые карты как инструмент оказания электронных банковских услуг. Электронные системы расчетов.
- VIII. Мировая банковская система
- 91. Типология кредитно-финансовых систем. Особенности кредитно-финансовых систем в 90-е гг. Хх в. И началеХxi в.
- 92. Формирование и развитие инвестиционного банкинга в 90-е гг. Хх в. И начале хxi в.
- 93. Основные направления осуществления международной банковской деятельности. Секьюритизация и ее влияние на банковскую деятельность
- 94. Формы осуществления международной банковской деятельности и операции банков на мировом кредитном рынке
- 95. Финансовые потоки в мировой банковской системе и операции банков на мировом фондовом рынке
- 96. Регулирование мировой кредитно-финансовой системы. Посткризисный подход к системе глобальной финансовой стабильности
- IX. Международные финансовые рынки
- 97. Международные финансовые рынки: понятие, функции, институциональная организация и инструментарий. Глобализация мировых финансовых рынков.
- 2. Респределительная.
- 98. Модели развития фондовых рынков (англо-американская, германская, японская) и их применимость для Республики беларусь.
- 99. Рынок производных финансовых инструментов: структура, виды инструментов, влияние на мировую финансовую систему.
- 100. Риски при осуществлении операций на международном финансовом рынке: понятие, виды, оценка.
- 101. Общая характеристика системы управления международными финансовыми рисками.
- 1. Игнорирование (непринятие) риска.
- 3. Компенсацию (принятие) риска
- X. Рынок ценных бумаг. Фондовые биржи
- 102. Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: основные различия.
- 103. Рынок ценных бумаг и его классификация. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Функции рынка ценных бумаг.
- 104. Понятие листинга, сущность и процедура его прохождения.
- 105. Понятие, правовое положение биржи, членство в бирже. Порядок заключения сделок по купле-продаже ценных бумаг на бирже.
- 106. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и ее виды.
- 107. Фондовые индексы: понятие и виды. Стоимостная оценка облигаций на рынке ценных бумаг.
- 108. Рейтинги и рейтинговые агенства рынка ценных бумаг. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
- 109. Преимущества и недостатки биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг.
- 110. Депозитарная система Республики Беларусь и направления ее развития.
- 111. Виды биржевых услуг, оказываемых фондовой биржей.
- XI. Опционы и фьючерсы
- 112. Рынок деривативов: сущность, назначение и основные сегменты.
- 113. Содержание и виды деривативов (форварды, фьючерсы, опционы, свопы).
- 114. Основные стратегии работы с деривативами (хеджирование, арбитраж, спекуляции).
- 115. Спекулятивные стратегии с применением деривативов (фьючерсов и опционов).
- 116. Спекулятивные опционные позиции. Хеджирование опционами: виды и методы.
- 117. Хеджирование: сущность, виды, методы. Хеджирование фьючерсами: виды и методы.
- 118. Опционные контракты: содержание, виды, применение.
- 119. Валютный арбитраж: сущность, условия, методы осуществления.
- 120. Свопы: сущность, виды, применение.
- 121. Особенности ценообразования на рынке опционов.
- XII. Банковский бухгалтерский учет
- 122. Роль бухгалтерского учета и отчетности в банках в проведении денежно-кредитной политики государства и функционировании деятельности банка и банковской системы.
- 124. Организационные и методологические особенности бухгалтерского учета и отчетности в банках.
- 128. Синтетический учет в банках. Основная форма синтетического учета (назначение, содержание).
- 129. Бухгалтерский учет кредитных операций банка.
- XIII. Статистика
- 137. Статистический анализ инфляции. Дефлятор ввп, индексы потребительских цен, индекс покупательной способности денег.
- 138. Статистический анализ финансов предприятия: источники информации и основные показатели.
- 139. Статистический анализ выполнения государственного бюджета. Влияние изменения налоговой базы и налоговой ставки.
- XIV. Эконометрика
- 141. Модель множественной линейной регрессии
- 142. Нелинейные эконометрические модели
- 143. Динамические эконометрические модели
- XV. Ценообразование
- 144. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции и рынка чистой монополии.
- 145. Ценообразование в условиях олигополии и монополистической конкуренции.
- 146. Функции цены и основные ценообразующие факторы. Классификация видов цен, структура и элементы цены.
- 147. Механизм ценообразования и характеристика основных стратегий ценообразования в компаниях.
- 148. Основные методы ценообразования и их характеристика (затратный, нормативно-параметрический, договорно-контрактный, рыночный и административный).
- XVI. Налоговая и бюджетная системы
- 150. Бюджетная система и устройство государства. Принципы построения бюджетной системы. Система межбюджетных отношений.
- 151. Государственные доходы, их основные виды и источники формирования. Государственные расходы и принципы их финансирования.
- 153. Бюджетный дефицит и сбалансированность государственного бюджета. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.
- 154. Государственный кредит в системе финансовых отношений, его основные виды. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного кредита.
- 155. Государственный долг и основные методы управление им. Управление государственным долгом в Республике Беларусь.
- 156. Налоговая система Республики Беларусь: принципы построения, структура, основные направления развития. Пересмотреть!!!
- 157. Налоговая политика государства и направления ее реализации. Основные пути реформирования налоговой системы Республики Беларусь.
- 158. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, особенности его исчисления. Налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь.
- 162. Налог на прибыль и доходы: экономическая сущность, значение и роль в системе налогообложения. Порядок взимания налога на прибыль и доходы в Республике Беларусь.
- 163. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности в Республике Беларусь: основные системы налогообложения и эффективность их использования.
- 164. Подоходный налог с физических лиц, его роль в налоговой системе государства. Особенности взимания подоходного налога в Республике Беларусь.
- 165. Основные виды налогов, взимаемые с доходов банков, особенности их исчисления.
- 166. Налоги и отчисления, относимые на расходы банков: основные виды и порядок их исчисления.
- XVII. Инвестиционный менеджмент
- 167. Понятие инвестиций и инвестиционного проекта, их классификация. Инвестиционный анализ и его виды.
- 168. Инвестиционный проект в системе экономических отношений. Жизненный цикл инвестиционного проекта.
- 169. Бизнес-план инвестиционного проекта и его структура. Эффективность инвестиционного проекта и ее виды.
- 170. Статические методы анализа эффективности инвестиций.
- 171. Учет фактора времени в анализе эффективности инвестиций.
- 172. Денежный поток от инвестиционного проекта и его прогнозирование. Финансовая рента.
- 173. Цена капитала инвестиционного проекта и модели ее определения.
- 174. Метод чистой текущей стоимости как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций.
- 175. Метод индекса рентабельности как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций. Метод модифицированной внутренней нормы прибыли.
- 176. Метод внутренней нормы прибыли как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций.
- 177. Метод динамического срока окупаемости как дисконтный метод анализа эффективности инвестиций..
- 179.Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции.
- 180. Типы финансирования инвестиционных проектов. Формы финансирования инвестиционных проектов.
- XVIII. Корпоративные финансы
- Корпорация как форма бизнеса и участник рынка капитала. Потоки денежных средств корпорации.
- Прикладные аспекты теоретических разработок современных корпоративных финансов
- Принципы оценки финансовых активов в корпоративном управлении
- Использование методов дисконтирования денежных потоков (dcf- модель) в оценке инвестиционной стоимости ценных бумаг.
- Модель оценки доходности активов у. Шарпа, ее эмпирическая проверка, современное состояние и значение.
- 187. Арбитражная модель оценки активов с. Росса, ее преимущества и недостатки