logo search
2012-ОТВЕТЫ-ГЭК

145. Ценообразование в условиях олигополии и монополистической конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции - тип рыночной структуры, при которой обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют в области объема продаж. Основные черты этого рынка:

Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход-выход.

Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема значит, спроса на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов.

Фирма при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде ведет себя как монополист. Фирма будет выпускать такое количество продукции, при котором MC=MR.

Ситуация, соответствующая максимизации прибыли в краткосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции, не может сохраняться долго. Экономическая прибыль привлечет в данную отрасль другие фирмы. Которые начнут выпускать похожий продукт, или сама фирма в долгосрочном плане, пытаясь увеличить прибыль, станет расширяться путем строительства новых мощностей. Это приведете увеличению предложения данного вида товара и снижению цены.

Долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на равновесие при совершенной конкуренции в том, что ни одна из фирм не получает прибыль больше нормально.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в долгосрочном периоде равна средним затратам, и фирмы не получают экономической прибыли. Однако, в условиях монополистической конкуренции продукция не будет производиться с минимальными средними затратами, как при совершенной конкуренции.

Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности, и из-за этого дифференцированные блага обходятся дороже, чем стандартные. Если бы товар был бы стандартизирован и производился бы при совершенной конкуренции, то выполнялось бы условие P=MC=LACmin

Из-за несовпадения точки долговременного равновесии с точкой минимума средних затрат можно сделать следующие выводы:

Таким образом, чем выше степень дифференциации продукта, тем несовершеннее конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемом производства и цен от наиболее эффективных.

Свободный вход а рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в долгосрочном плане. Если после достижения равновесия на рынке с монополистической конкуренцией спрос снизится, то фирмы будут покидать рынок (P<AC), они будут вкладывать деньги в более выгоднее отрасли.

Олигополия – рыночная структура, при которой стратегическое взаимодействие между конкурентами не только присутствует, но и занимает центральное место. Ключевое особенностью олигополии является то, что продавцы учитывают действия друг друга при формировании цены и принятии решений об объеме выпуска продукции.

Основные черты олигополии:

На олигополистическом рынке не существует ясно очерченной позиции равновесия, к которой стремятся фирмы из-за 2 причин:

К моделям олигополии относятся: