logo search
финансы

7.5. Экономическая безопасность государства

Исследование реальной структуры мирового хозяйства, существующих в нем воспроизводственных связей позволяет судить о механизме экономических отношений между хозяйствующими субъектами (участниками, агентами рынка) как в границах национальных экономик, так и преодолевающими их. Расширение делового сотрудничества вносит коррективы в мотивы поведения, которые могут опираться на жесткость, устойчивость, компромисс или либерализм. Эти факторы характеризуют поступки (договоры, соглашения) хозяйствующих субъектов с учетом ежеминутных, временных или долговременных интересов их экономической деятельности.

Общемировые тенденции имеют особое значение для России, находящейся на стыке Запада и Востока как замыкающее звено «кольца развитых стран севера планеты: Европа–США–Канада–Япония». Его формирование как целого сможет адекватно выразить геоэкономическое пространство цивилизации третьего тысячелетия.

Осуществление этой миссии зависит как от рационального с позиций рыночных отношений использования имеющихся ресурсов, так и преодоления общемировых тенденций жизнедеятельности при своеобразии последствий исторических предпосылок.

В России сосредоточено 35% запасов мировых ресурсов (энергетических, минеральных, биологических) и более половины стратегического сырья. Общая стоимость запасов полученных ископаемых оценивается в 28,6 трлн долл. (32% – газ, 23% – уголь и сланец, 15% – нефть, 74% – металлические руды, 6% – редкие металлы). Наличие уникальных технологий в авиакосмонавтике, лазерном производстве, атомной промышленности и судостроение могут стать достойным скрепляющим материалом северного кольца постиндустриализма.

Среди особенностей и потенциальных возможностей открытой экономики можно отметить:

Включение ресурсного потенциала России по принципу открытой экономики в мировой рынок, значительно осложнило его функционирование, отразившись на состоянии хозяйственной деятельности всех стран постсоветского пространства.

Открытость экономики способствовала доступу иностранного капитала во внутреннее экономическое пространство страны. Появились совместные предприятия, в различные сферы хозяйственной деятельности стали поставляться зарубежные технологии, иностранный капитал стал участвовать в производственной сфере и сфере сервиса, возникли ранее неизвестные формы организации и управления субъектами хозяйствования и в быту. При этом появился и активизировался экономический вектор внешнего направления: миграция рабочей силы, утечка финансовых средств (бегство капитала) и работников-интеллектуалов («утечка мозгов» – научных, творческих), мотивы демпинговых решений и неадекватного анализа элементов зарубежного опыта экономических преобразований.

Принцип экономической самостоятельности и слабое представление о «правилах игры» на мировом рынке внесли свои коррективы во взгляды на внешние экономические отношения. Цели интеграции в мировое хозяйство прежде всего нашли выражение в либерализации внешней торговли, что односторонне интерпретировалось как мера, проводимая в интересах поставщиков и потребителей импортных товаров. Конечно, открытость экономики и либерализация внешней торговли способствовали ликвидации товарного дефицита, отечественный рынок заполнился широким ассортиментом товаров, появились разнообразные средства технологического и технического назначения, используя их, население приобщалось к прогрессивным способам организации труда на производстве и в быту, тем более что новшества отличались рациональностью и экономичностью.

На какое-то время эти преимущества в известной степени отвлекли внимание аналитиков от исследования негативных последствий, которые были чреваты определенными ограничениями. Это обуславливается опирающимся на принцип либерализации внешней торговли отношениями на мировом рынке к участию российских экспортеров, которое имело следствием, в частности:

Некоординированная внешнеэкономическая деятельность российских экспортеров, не обладающих должной квалификацией, как правило, абстрагирующихся от государственных интересов, ухудшила конъюнктуру на рынках традиционных товаров российского экспорта. Возникшая между ними конкуренция вела к неоправданному занижению цен и, как следствие, к проведению антидемпинговых процедур.

Однако мировой опыт свидетельствует, что многие страны не одно десятилетие шли к так называемой полной открытости под строгим контролем государства. И сегодня во многих промышленно развитых странах (Японии, Франции, США, Швеции) законодательно определен список отраслей и сфер производства, где иностранному инвестору не позволено покупать акции компаний, работающих в оборонных отраслях, в области связи и в некоторых других сферах.

Нельзя ориентироваться на замкнутость, изолированность от мирохозяйственных связей, но опасны и чрезмерная «распахнутость» внутреннего рынка, пассивность законодательного регулирования и правопорядка в вопросах ответственности за допуск иностранного капитала и защиты национальных интересов страны. Проведение курса на непродуманную открытость экономики и либерализацию внешнеэкономической деятельности ограничивает активность отечественного производителя и нормальное функционирование финансово-денежной системы, повышает уровень зависимости от импорта и международных экономических организаций.

В сложившихся условиях эта проблема самым непосредственным образом связана с экономической безопасностью страны, угрозами экономическим интересам, достижению целей экономического успеха. Поэтому необходимы меры, способствующие ослаблению этих опасностей, в частности, создание процедур независимой предварительной экспертизы предлагаемых инвестиционных проектов и крупномасштабных соглашений с иностранными партнерами по учету требований экономической безопасности страны; усиление профессионализма в хозяйствовании независимо от форм собственности; определение в законодательном порядке для иностранных инвесторов не только приоритетных сфер приложения капитала, но и запретных отраслей; ужесточение процедуры покупки акций иностранными инвесторами, ограничение возможностей завладения ими национальным богатством России путем покупки акций и другими способами купли-продажи, обеспечение защиты банковской системы страны.