logo search
финансы

Финансовое планирование на уровне государства

Под планированием понимается процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера. Результатом планирования является план или совокупность (система) планов.

Государственное финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Объектом государственного финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между субъектами централизованных финансов. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит планам по бюджетам (федеральному, субъектов Федерации). Наряду с планами по бюджетам на федеральном и региональном уровнях составляются:

Например, перспективные финансовые планы разрабатываются, как правило, на 3 года, причем на первый год составляется бюджет, принимаемый к исполнению, а на последующие – плановые бюджеты, которые в дальнейшем корректируются.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития на данной территории.

В балансе движения денежных доходов и расходов населения отражаются денежные ресурсы населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения (см. раздел IV настоящего пособия) формируются из трех источников:

Расходы населения подразделяются:

  1. на потребительские расходы;

  2. налоги и другие обязательные платежи;

  3. добровольные взносы;

  4. денежные сбережения.

Баланс денежных доходов и расходов населения используется в дальнейшем для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне с участием министерства экономического развития, Минфина ЦБР и других финансовых организаций.

Примечание. Для финансового планирования на государственном уровне особое значение имеет та информация, которая может быть получена на основе прогнозов. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5–10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и потребности в них в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед субъектами финансовой системы. В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них можно выделить: