logo search
Otvety_Gos_shpory (1)

10. Управление финансами: понятие, объекты и органы управления.

Управление финансами – это комплекс мер и фин инструментов, обеспечивающих стабильное и эф-ое функционирование фин системы и ее отдельных звеньев, способствующих развитию соц эк процессов в обществе.

Управление фин-ми явл. достижение фин устойчивости эк и фин. независимотси гос-ва в связи с этим можно выделить конкретные цели управления финансами:

- достижение сбалансированности бюджета;

- оптимизация гос долга;

- уст-ть най-й валюты;

- гармония эк интересов гос-ва и граждан.

Управление финн-ми состоит из планирования, опер. фин. управления и контроля.

Планирование – именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние свох финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эф-го использования.

Опер. фин. упр-е. – комплекс мер, разрабатываемых на основе опер. анализа складывающейся фин. ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспр. фин. рес-ов.

Контроль как элемент управления осущ-ся и в процессе планирования, и на стадии опер. упр. Он позволяет сопоставить факт. рез-ты от использования фин. рес-ов, наметить пути более эффект. хоз-я.

Поскольку фин. система страны состоит из централизованной (фонды гос) и децентрализованной (фонды п/п) сфер, то и управление может осущ-ся как на микроуровне, так и на макроуровне. В связи с этим объектом упр-я финансами могут быть гос. и муницип финансы, а также финансы орг-ий и дом. хоз-в. В частности, это бюджеты, гос. внебю. фонды, гос. кредит, страх. фонды, фонды оплаты труда, резерв. фонд, уст. фонд.

Субъект упр-я – это совокупность фин. интитутов (уч-й). Каждой подсистеме финансов, или объекту управления соответсвует свои субъекты упр-я. в качестве субъектов упр-я выступают органы законодат. и исполнит. власт; должностные лица, спец. службы и подразделения орг-й.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы государственной власти и управления.

1.Президент РФ: регламентирует финансовые системы, подписывает федеральный закон о бюджете РФ, имеет право на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

2.Федеральное Собрание (Гос-ая Дума, Совет Федерации): устанавливает налоги и неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, утверждает и корректирует финансовое законодательство.

3.Правительство РФ: формирует прогнозные пок-ли федерального бюджета, выступает единым центром формирования и координации финансовой политики.

4.Министерство финансов РФ: обеспечивает единство финансовой, кредитной, валютной политики РФ, координирует деят-ть др. федеральных органов исполнительной власти, организует разработку бюджетного плана, осуществляет разработку баланса фин-ых ресурсов страны. На Министерство финансов возложены обязанности организации исполнения федерального бюджета и проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерство финансов имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий и учреждений материалы, необходимые для составления проекта бюджета и исполнения бюджета.

5.Федеральное казначейство: организует и осущ-ет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием ср-в, регулирует отношения м/у федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, сост-ет отчетность об исполнении бюджета.

6.Федеральная налоговая служба: осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов и аналогичных платежей.

7.Федеральная таможенная служба: обладает полномочиями в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимание платежей, связанных с перемещением товаров ч/з таможенную границу.

8.Министерство эк-ого развития формирует различные резервы, проводит статистические исследования, а также организует управление гос-ным имуществом с целью получения доходов неналогового характера.

9.Центральный Банк: осуществляет контроль за деят-тью кредитных институтов, реализацию денежно-кредитной политики.

10.Счетная палата: осущ-ет контроль за исполнением федерального бюджета.