10. Управление финансами: понятие, объекты и органы управления.
Управление финансами – это комплекс мер и фин инструментов, обеспечивающих стабильное и эф-ое функционирование фин системы и ее отдельных звеньев, способствующих развитию соц эк процессов в обществе.
Управление фин-ми явл. достижение фин устойчивости эк и фин. независимотси гос-ва в связи с этим можно выделить конкретные цели управления финансами:
- достижение сбалансированности бюджета;
- оптимизация гос долга;
- уст-ть най-й валюты;
- гармония эк интересов гос-ва и граждан.
Управление финн-ми состоит из планирования, опер. фин. управления и контроля.
Планирование – именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние свох финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эф-го использования.
Опер. фин. упр-е. – комплекс мер, разрабатываемых на основе опер. анализа складывающейся фин. ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспр. фин. рес-ов.
Контроль как элемент управления осущ-ся и в процессе планирования, и на стадии опер. упр. Он позволяет сопоставить факт. рез-ты от использования фин. рес-ов, наметить пути более эффект. хоз-я.
Поскольку фин. система страны состоит из централизованной (фонды гос) и децентрализованной (фонды п/п) сфер, то и управление может осущ-ся как на микроуровне, так и на макроуровне. В связи с этим объектом упр-я финансами могут быть гос. и муницип финансы, а также финансы орг-ий и дом. хоз-в. В частности, это бюджеты, гос. внебю. фонды, гос. кредит, страх. фонды, фонды оплаты труда, резерв. фонд, уст. фонд.
Субъект упр-я – это совокупность фин. интитутов (уч-й). Каждой подсистеме финансов, или объекту управления соответсвует свои субъекты упр-я. в качестве субъектов упр-я выступают органы законодат. и исполнит. власт; должностные лица, спец. службы и подразделения орг-й.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы государственной власти и управления.
1.Президент РФ: регламентирует финансовые системы, подписывает федеральный закон о бюджете РФ, имеет право на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
2.Федеральное Собрание (Гос-ая Дума, Совет Федерации): устанавливает налоги и неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, утверждает и корректирует финансовое законодательство.
3.Правительство РФ: формирует прогнозные пок-ли федерального бюджета, выступает единым центром формирования и координации финансовой политики.
4.Министерство финансов РФ: обеспечивает единство финансовой, кредитной, валютной политики РФ, координирует деят-ть др. федеральных органов исполнительной власти, организует разработку бюджетного плана, осуществляет разработку баланса фин-ых ресурсов страны. На Министерство финансов возложены обязанности организации исполнения федерального бюджета и проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерство финансов имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий и учреждений материалы, необходимые для составления проекта бюджета и исполнения бюджета.
5.Федеральное казначейство: организует и осущ-ет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием ср-в, регулирует отношения м/у федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, сост-ет отчетность об исполнении бюджета.
6.Федеральная налоговая служба: осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов и аналогичных платежей.
7.Федеральная таможенная служба: обладает полномочиями в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимание платежей, связанных с перемещением товаров ч/з таможенную границу.
8.Министерство эк-ого развития формирует различные резервы, проводит статистические исследования, а также организует управление гос-ным имуществом с целью получения доходов неналогового характера.
9.Центральный Банк: осуществляет контроль за деят-тью кредитных институтов, реализацию денежно-кредитной политики.
10.Счетная палата: осущ-ет контроль за исполнением федерального бюджета.
- 1. Собственность как экономическая категория. Формы собственности и их многообразие
- 2. . Рынок: причины возникновения, содержание, функции
- 3. Конкуренция и ее виды Развитие конкурентной среды рф
- 4. Теория спроса и предложения
- 5. Формы и методы гос. Регулирования экономики. Прогорамма антикризисных мер Правительства рф на 2010г.
- 7. Мировое хозяйство: основные черты и тенденции его развития
- 6. Макроэкономические пок-ли и их измерение. Значение осн-х макроэк-их пок-лей в рф на 2010г.
- 8. Эк-ий цикл и его фазы. Особенности современного кризиса
- 9. Соц-эк сущность и функции финансов
- 10. Управление финансами: понятие, объекты и органы управления.
- 11. Эволюция форм и видов денег. Ф-ции и роль денег в условиях рын. Эк-ки
- 12. Денежная масса, ее структура и методы оценки
- 13. Современные формы безналичных расчетов и их организация
- 14. Инфляция: сущность, формы и виды проявления. Основные направления антиинфляционной политики
- 15. Сущность, принципы и современные формы кредита.
- 16. Кредитная система рф:структура, элементы, регулирование. Нововвдения в законы «о банках и банковской деятельности», «о кредитной кооперации» и «о ломбардах».
- 17. Центральный Банк России: назначение, задачи, функции и операции. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010год на период 2011 и 2012
- 19. Активные операции коммерческих банков: виды, объекты, регулирование рисков
- 20. Современные банковские услуги: лизинговые, факторинговые, ипотечные
- 21. Содержание, функции и принципы организации финансов п/п-ий
- 22. Вещественная и финансовая структуры капитала предприятия.
- 23. Основной капитал п/п-ия и его структура. Амортизация основных ср-в.
- 24. Оборотный капитал предприятия, его структура, функции
- 25. Расходы п/п-ия и их структура. Факторы снижения с/б продукции.
- 26. Прибыль предприятия и ее функции. Распределение чистой прибыли на предприятии.
- 27. Понятие, структура, распределение выручки от реализации продукции на предприятии. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации
- 28. Эк-ая сущность, формы и функции страхования в рыночной экономике. Цели и задачи стратегии развития страховой отрасли в рф на 2008-2012 гг.
- 29. Организация страхового дела в рф. Проект стратегии развития страховой деят-ти в рф на среднесрочную перспективу.
- 30. Характеристика отраслей страхования
- 31. Страховой фонд и формы его организации
- 32. Содержание перестрахования и его организация, перспективы развития
- 33. Экономическое содержание и назначение бюджета. Бюджетная тсратегия рф на период до 2023 года.
- 34. Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика звеньев бюджетной системы рф
- 35. Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- 36. Состав и характеристика доходов бюджетов различных уровней
- 37. Формы и виды расходов бюджетов различных уровней. Прогорамма повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012года
- 38. Эк-ое содержание налогов, их ф-ции и принципы налогообложения
- 39. Элементы налоговой системы и их взаимосвязь. Основные направления налоговой политики рф на 2010 г и на 2011-2012 гг.
- 40. Налоговый контроль в системе налоговых органов и пути его совершенствования
- 41. Специальные налоговые режимы в системе налогового стимулирования.
- 42. Понятие ценных бумаг, их виды и классификация.
- 43. Рынок ценных бумаг, его определение и структура. Стратегия развития финансового рынка до 2020 года.
- 44. Сущность первичного рынка и процедура эмиссии ценных бумаг
- 45. Характеристика вторичного рынка ценных бумаг и фондовой биржи
- 47. Понятие, виды и функции инвестиции. Венчурные и бюджетные инвестиции в России
- 48. Источники и методы финансирования инвестиций
- 49. Понятие и виды инвестиционных проектов
- 50. Особенности управления финансовыми инвестициями на предприятии
- 4. Финансовые инвестиции предоставляют предприятию достаточно широкий диапазон выбора инструментов инвестирования и по шкале "доходность-ликвидность".
- 51. Модели оценки дох-сти финансовых активов
- 52. Оценка акций и облигаций. Расчет доходности акций и облигаций
- 46. Характеристика деят-ти профессиональных участников на рынке цб.
- 54. Модели диагностики банкротства на предприятии
- 55. Методы оценки и управления финансовыми рисками
- 56. Бизнес планирование: понятие, цели, этапы и методы.
- 57. Управление запасами и дебиторской задолженностью предприятия
- 59. Доходный подход к оценке бизнеса.
- 60. Управление издержками предприятия. Точка безубыточности. Маржинальный анализ
- 61. Сравнительный подход к оценке бизнеса
- 62. Финансовое планирование на предприятии. Цели и основные направления разработки финансовой политики на предприятии
- 63. Затратный подход к оценке бизнеса
- 64. Эффективные портфели ценных бумаг. Выбор оптимального портфеля
- 65. Показатели эффективности инвестиционного проекта
- 66. Сущность, цели и механизм антикризисного управления на предприятии.
- 67. Финансовые показатели предприятия и методика их расчета
- 68. Предпринимательские риски и их классификация
- 69. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 70. Финансовый рычаг: понятие и способы оценки
- 1. Американская концепция финансового рычага.
- 2. Европейская концепция финансового рычага.
- 71. Средневзвешенная стоимость капитала предприятия
- 72. Дивидендная политика предприятия
- 73. Риск и доходность финансовых активов
- 74. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- 75. Методы финансирования деятельности предприятия