logo
Otvety_Gos_shpory (1)

63. Затратный подход к оценке бизнеса

Затратный или имущественный подход в оценке бизнеса рассматривает ст-ть бизнеса с т.з. понесенных издержек. Балансовая ст-ть активов, как правило, не соответствует рыночной ст-ти (из-за инфляции, изменения структуры рынка и т.д.)- Вследствие чего оценщику необходимо проводить корректировку баланса п/п-ия. Для этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной ст-ти каждого вида актива баланса в отдельности:

1. Оценивается недвижимое имущество п/п-ия по обоснованной рыночной ст-ти.

2. Оценивается по обоснованной рыночной ст-ти машины и оборудование.

3. Оцениваются нематериальные активы.

4. Определяется рыночная ст-ть кр/ср и д/ср фин-ых вложений.

5. Определяется текущая стоимость товарно-материальных запасов.

6. Оценивается дебиторская задолженность

7. Оцениваются расходы будущих периодов.

Затем определяется текущая стоимость обязательств.

Таким образом, стоимость собственного капитала предприятия рассчитывается, как обоснованная рыночная стоимость всех активов за вычетом текущей стоимости обязательств.

Метод ликвидационной ст-ти - еще один метод затратного подхода. Оценка ликвидационной ст-ти проводится:

- если оценивается доля собственности, составляющая либо контрольный пакет акций, либо такую долю, которая способна вызвать продажу активов;

- если прибыль от деятельности невелика, особенно по сравнению со стоимостью чистых активов;

- если принято решение о ликвидации бизнеса;

- если предприятие является банкротом.

Ликвидационная ст-ть пред-ет собой чистую денежную сумму, которую собственник бизнеса может получить при ликвидации п/п-ия и раздельной распродажи его активов. При оценке ликвидационной ст-ти исключается гудвилл. Из ст-ти проданных активов вычитаются ст-ть обязательств и издержки п/п-ия. К затратам на ликвидацию относят: комиссионные оценщикам, риэлторам, выходные пособия и выплаты административных издержек. Все доходы и издержки дисконтируются.

Существуют три вида ликвидации:

1) упорядоченная ликвидация. Распродажа активов осуществляется в течение длительного времени, чтобы можно было получить высокие цены. Этот срок включает в себя подготовку активов к продаже, время на доведение информации до покупателей, время на обдумывание решений о покупке, время на покупку и перевозку и т.д. Установление цены при продаже активов может осуществляться, исходя из потенциальных доходов от их использования, либо в сравнении с ценами продажи аналогичных активов.

2) принудительная ликвидация. Распродажа активов в сжатые сроки.

3) ликвидационная ст-ть прекращения существования активов. В этом случае активы не продаются, а списываются и уничтожаются. При этом ликвидационная ст-ть ниже нуля, так как от владельца требуются затраты на ликвидацию.

Как правило, ликвидационная ст-ть п/п-ия в целом меньше, чем сумма выручки, полученная от раздельной распродажи его активов.