logo
Otvety_Gos_shpory (1)

60. Управление издержками предприятия. Точка безубыточности. Маржинальный анализ

Управление издержками предприятия предполагает определения: суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции; оптимального соотношения м/у постоянными (не зависят от объема производства) и переменными затратами (зависят от объема производства); запаса финансовой прочности = выручка -(постоянные затраты/(выручка - переменные затраты) (в относительном выражении)); сроков окупаемости издержек п/п-ия.

Оптимальное соотношение м/у постоянными и переменными затратами п/п-ия можно найти с помощью эффекта производственного рычага: Сила воздействия производственного рычага = (Выручка от реализации продукции - Переменные затраты) /Прибыль от реализации. Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе затрат постоянных издержек приводит к тому, что прибыль меняется более высокими темпами. Производственный рычаг показывает на сколько % изменится прибыль п/п-ия, при изменении выручки на 1%. Чем выше постоянные затраты п/п-ия, тем выше эффект произв. рычага, но возникают предпринимательские риски. И работать с высокими постоянными издержками могут только те п/п-ия, которые в состоянии обеспечить постоянный сбыт, спрос своей продукции.

Точка безубыточности – это объем продукции в натуральном или стоимостном выражении, выпуск и реализация которого позволит полученными доходами покрыть производственные расходы. в точке безубыточности прибыль равна 0

Тбезуб= Спост/Маржинальный доход - СПОСТ/(1 - Спер / Ц),

где Спер - переменные затраты на единицу продукции;

Спост - постоянные издержки;

Ц - цена единицы продукции.

Маржинальный анализ-это анализ в основе которого лежит маржинальный доход. В маржинальном анализе все затраты делятся на постоянные и переменные. Постоянные: зар. плата административно-управленческого персонала, арендная плата, затраты на программные продукты, канцелярские продукты, расходы по содержанию и эксплуатации непроизводств. площадей. Переменные затраты: зар. плата рабочих, затраты на топливо, расходы на сырье и материалы, расходы на содержание и эксплуатацию основных производственных фондов.

Проведение маржинального (предельного) анализа направлено на выпуск оптимального объема продукции соответствующего максимальному уровню прибыли.

Методика маржинального анализа основана на делении затрат на постоянные и переменные и закл-ся в след.:

1. Строится зависимость прибыли от количества продаваемой продукции (Пр = Q х Р - bo – b1 х Q. где bo - уровень постоянных затрат; b1-доля переменных затрат на единицу продукции; Р (цена продукции) = ао + а1 xQ);

2. Определяется точка оптимального объема продаж (Qопт = b1 - ао)/ 2a1). в которой функция Пр достигает максимального значения.

3. Согласно аппроксимации функции спроса определяется оптимальная цена, Соответствующая точке экстремума функции Пр ( Ропт = ао + a1 x Qопт).

Т.о., задача оптимизации сводится к определению максимума прибыли с учетом рассчитанной функции спроса и переменных издержек на единицу продукции.

Алгоритм расчета оптимальных цен и объемов продаж, заключается в том, что для каждого из видов продукции необходимо: 1) собрать от региональных менеджеров по продажам данные о прогнозе объемов продаж по различным ценам, отличающимся в некотором заданном интервале от существующих; 2) провести статистическую обработку этой информации, исключив «выпадающие» из общего ряда данные, и подсчитать средние значения, для аппроксимации данных о возможных продажах; 3) построить интерполяционный полином для функции спроса; 4) с помощью статистических критериев оценить применимость построенной модели; 5) выделить переменную часть затрат для каждого продукта из всего ассортимента: 6) определить оптимальный объем продаж и цену для каждого продукта, дающие для него максимальный вклад на покрытие.

Вклад на покрытие = (Цена - Переменные затраты на ед.) х Q.

Изменяя цены и объемы продаж в соответствии с функцией спроса, можно определить объем продаж (Q), для которого вклад на покрытие будет наибольшим.