logo
Otvety_Gos_shpory (1)

56. Бизнес планирование: понятие, цели, этапы и методы.

Бизнес-планирование - это процесс целенаправленного распределения во времени комплекса используемых в произв-ой и коммерческой деят-ти п/п-ия ресурсов, охватывающий функциональные решения в области производственной, фин-ой, маркетинговой, эк-ой, кадровой политики субъекта.В качестве целей бизнес - планирования, как правило, выступают основные цели п/п-ия:

1. Максимизация (получение) прибыли;

2. Захват определенной рыночной доли («ниши»);

3. Обеспечение долгосрочной устойчивости;

4. Социальные цели;

5. Расширение и (или) диверсификация деятельности предприятия;

6. Рост ст-ти акционерного капитала (бизнеса) и т.д. Основными этапами бизнес - планирования являются: определение цели проекта, анализ, выработка решения (планирование), оценка эф-ти проекта и контроль за его реализацией.

Для разработки планов (выработки решений) необходимо пройти сле­дующие этапы:

1. Определить факторы, которые необходимо учесть при принятии решений (экономические, экологические, культурные, социальные, политические, технологические и др.);

2. Определить внешние и внутренние силы, с помощью которых можно

влиять на выявленные факторы;

3. Построить прогнозы развития событий;

4. Предложить варианты коррекции прогнозов;

5. Разработать для каждого варианта список необходимых мероприятий и определить последовательность действий по их осуществлению, а также требуемые для этого ресурсы.

В рамках этапа «Оценка планов (решений)» необходимо провести всесторонний и детальный анализ последствий решений и того насколько они способствуют достижению целей компании (отдельного проекта). Рез-ты подобного исследования вносятся в сводный документ (бизнес-план), систематизирующего и обобщающего результаты всех исследований.

Ключевыми моментами в процессе оценки эф-ти проекта яв-ся:

1. Правильный выбор методов анализа на основе характера информации, времени на принятие решения, особенностей вопроса;

2. Четкое описание ограничений и допущений возникающих при анализе проблемы;

4. Правильное и адекватное применение инструментов (методов) анализа;

В итоге выбирается наилучшая из альтернатив по утвержденным критериям.

Контроль за процессом реализ. проекта закл. в осуществлении след. ф-ций:

1. Анализ информации о выполнении решения (плана);

2. Сравнение с планом на предмет выявления отклонений;

3. Исследование причин отклонения;

4. Изучение последствий отклонений и выработка решений, направленных на ликвидацию негативных последствий.

Методы бизнес - планирования в основном применяются при анализе внешней среды (обработке маркетинговой информации), внутренней среды (оценки текущей ситуации на п/п-ии) и расчете показателей эк-ой эф-ти бизнес - проектов.

К основным методам бизнес - планирования относят:

1. Методы финансового анализа: вертикальный, горизонтальный, трендовый, сравнительный, факторный и метод анализа фин-ых коэффициентов.

2. Индексные модели.

3. Программно-целевое планирование.

4. Функционально-стоимостной анализ.

5. Базисный и цепной анализ затрат и доходов.

6. Матричный анализ: товар - рынок. SWOT-анализ, Бостонская матрица, матрица PIMS, модель Портера и др.

7. Прогнозные сценарии и модели.

Методы прогнозирования м.б. качеств-ми (м-ды экспертных оценок): неформальные (интуиция руководителя) и коллективные м-ды («мозговой штурм», м-д «Дельфи» (разработка анкеты-опросника, передачу ее экспертам, синтез ответов экспертов и сведение их в общее заключение, которое и даст качественную прогнозную оценку), и др.). М-ды кол-го прогнозирования в основном представлены м-дами обработки пространственных и временных совокупностей; методами ситуационного анализа и прогнозированием на основе пропорциональных зависимостей. Обобщая рез-ты кол-го и кач-ого прогнозирования, можно разработать сценарии перспективного развития п/п-ия («дерево решений»).