logo
Otvety_Gos_shpory (1)

2. . Рынок: причины возникновения, содержание, функции

Рынок представляет собой место встречи продавца и покупателя. Способ взаимодействия спроса и предложения благ.

Рынок-это катеория товарного хоз-ва, где отношения м-у произ-ми и потреб-ми основаны на децентр-ом, безличностном мех-ме ценовых сигналов.

Общественные потребности выявляются с помощью системы цен, кот. служит стимулом к применению наиболее экономичных методов произв-ва и наиболее эффективному испол-ю огранич-х ресурсов, этим рынок способ-т перераспред-ю доходов в пользу хозяйствующих субъектов, использующих передовые технол. и высококач-е ресурсы. Условием возникновения рынка яв-ся:

1. Общественное разделение произ-ва.

2. Эк. обособленность и самостоятельность произ­водителей, кот. возникает с появлением частной собственности. Осн. субъектов рын. хоз-ва принято подразде­лять на 3 группы: домашние хозяйства, бизнес и правительство. Дом. хоз-ва яв-ся собственниками и поставщиками факторов произ-ва и одновременно конечными потребителями товаров и услуг. Бизнес - пр/п-я, функционирующие с целью получения дохода. Бизнес яв-ся поставщиком товаров и услуг в рын. хоз-ве. Правительство представлено гл. образом бюдж. орг-ми, которые не имеют целью получение прибыли, а реализуют ф-и гос. регулирования эк-ки. Структура рынка. Рынок как система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков.

Рынок классифицируют по различным критериям:

1. по эк. назначению объектов рын.отношений - рынок труда, рынок земли, рынок цен.бум. и т.д.; 2. по географ. положению - местный, нац, мировой;

3. по степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический и т.д.; 4. по отраслям - автомобильный, нефтяной и т.д.;

5. по хар-ру продаж - оптовый, розничный.

Ф-и рынка:

1. Информационная - рынок дает сведения о кач-ве, кол-ве, ассортим-те, кот. позволит производителям реагировать на изменяющиеся условия;.

2. Посредническая - рынок позволяет обмениваться результатами своего труда, дает возможность выбирать продавца и потребителя.

3. Регулирующая - дает ответ на вопрос: что, как, для кого производить? Эту ф-ю выполняет конкур-я, которая яв-ся гл.регулирующей силой на рынке.

4. Ценообразазующая – рын. установление цены в соответстветствии с затратами общественнонеобходимого труда и законом спроса и предлож;

5. Стимулирующая – рынок заставляет снижать производственные затраты => стимулирует развитие НТП.. Субъектами рынка явл-ся – продавцы и покуп, объектами – товары и деньги.

Р.как самост.образ-е вкл-ет 3 элемента: р.тов.и услуг, р. труда и р. капиталов.

Причины возникн.рынка:

* безграничные потребности людей. Приводит производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

* огранич-ть всех ресурсов произв-ва — что приводит искать пути повыш эффект-и произв-ва;

* общественное разделение труда – кот. повышает эффект-ть произв-а и создает матер. основу для тов.обмена. Разделение труда неизбежно требует обмена. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к произ-ву тех или иных товаров специально для продажи. Иными словами, появилось произ-во на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

* эк. обособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого.

* самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что нарушали как раз это условие.