2. . Рынок: причины возникновения, содержание, функции
Рынок представляет собой место встречи продавца и покупателя. Способ взаимодействия спроса и предложения благ.
Рынок-это катеория товарного хоз-ва, где отношения м-у произ-ми и потреб-ми основаны на децентр-ом, безличностном мех-ме ценовых сигналов.
Общественные потребности выявляются с помощью системы цен, кот. служит стимулом к применению наиболее экономичных методов произв-ва и наиболее эффективному испол-ю огранич-х ресурсов, этим рынок способ-т перераспред-ю доходов в пользу хозяйствующих субъектов, использующих передовые технол. и высококач-е ресурсы. Условием возникновения рынка яв-ся:
1. Общественное разделение произ-ва.
2. Эк. обособленность и самостоятельность производителей, кот. возникает с появлением частной собственности. Осн. субъектов рын. хоз-ва принято подразделять на 3 группы: домашние хозяйства, бизнес и правительство. Дом. хоз-ва яв-ся собственниками и поставщиками факторов произ-ва и одновременно конечными потребителями товаров и услуг. Бизнес - пр/п-я, функционирующие с целью получения дохода. Бизнес яв-ся поставщиком товаров и услуг в рын. хоз-ве. Правительство представлено гл. образом бюдж. орг-ми, которые не имеют целью получение прибыли, а реализуют ф-и гос. регулирования эк-ки. Структура рынка. Рынок как система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков.
Рынок классифицируют по различным критериям:
1. по эк. назначению объектов рын.отношений - рынок труда, рынок земли, рынок цен.бум. и т.д.; 2. по географ. положению - местный, нац, мировой;
3. по степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический и т.д.; 4. по отраслям - автомобильный, нефтяной и т.д.;
5. по хар-ру продаж - оптовый, розничный.
Ф-и рынка:
1. Информационная - рынок дает сведения о кач-ве, кол-ве, ассортим-те, кот. позволит производителям реагировать на изменяющиеся условия;.
2. Посредническая - рынок позволяет обмениваться результатами своего труда, дает возможность выбирать продавца и потребителя.
3. Регулирующая - дает ответ на вопрос: что, как, для кого производить? Эту ф-ю выполняет конкур-я, которая яв-ся гл.регулирующей силой на рынке.
4. Ценообразазующая – рын. установление цены в соответстветствии с затратами общественнонеобходимого труда и законом спроса и предлож;
5. Стимулирующая – рынок заставляет снижать производственные затраты => стимулирует развитие НТП.. Субъектами рынка явл-ся – продавцы и покуп, объектами – товары и деньги.
Р.как самост.образ-е вкл-ет 3 элемента: р.тов.и услуг, р. труда и р. капиталов.
Причины возникн.рынка:
* безграничные потребности людей. Приводит производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;
* огранич-ть всех ресурсов произв-ва — что приводит искать пути повыш эффект-и произв-ва;
* общественное разделение труда – кот. повышает эффект-ть произв-а и создает матер. основу для тов.обмена. Разделение труда неизбежно требует обмена. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к произ-ву тех или иных товаров специально для продажи. Иными словами, появилось произ-во на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.
* эк. обособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого.
* самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что нарушали как раз это условие.
- 1. Собственность как экономическая категория. Формы собственности и их многообразие
- 2. . Рынок: причины возникновения, содержание, функции
- 3. Конкуренция и ее виды Развитие конкурентной среды рф
- 4. Теория спроса и предложения
- 5. Формы и методы гос. Регулирования экономики. Прогорамма антикризисных мер Правительства рф на 2010г.
- 7. Мировое хозяйство: основные черты и тенденции его развития
- 6. Макроэкономические пок-ли и их измерение. Значение осн-х макроэк-их пок-лей в рф на 2010г.
- 8. Эк-ий цикл и его фазы. Особенности современного кризиса
- 9. Соц-эк сущность и функции финансов
- 10. Управление финансами: понятие, объекты и органы управления.
- 11. Эволюция форм и видов денег. Ф-ции и роль денег в условиях рын. Эк-ки
- 12. Денежная масса, ее структура и методы оценки
- 13. Современные формы безналичных расчетов и их организация
- 14. Инфляция: сущность, формы и виды проявления. Основные направления антиинфляционной политики
- 15. Сущность, принципы и современные формы кредита.
- 16. Кредитная система рф:структура, элементы, регулирование. Нововвдения в законы «о банках и банковской деятельности», «о кредитной кооперации» и «о ломбардах».
- 17. Центральный Банк России: назначение, задачи, функции и операции. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010год на период 2011 и 2012
- 19. Активные операции коммерческих банков: виды, объекты, регулирование рисков
- 20. Современные банковские услуги: лизинговые, факторинговые, ипотечные
- 21. Содержание, функции и принципы организации финансов п/п-ий
- 22. Вещественная и финансовая структуры капитала предприятия.
- 23. Основной капитал п/п-ия и его структура. Амортизация основных ср-в.
- 24. Оборотный капитал предприятия, его структура, функции
- 25. Расходы п/п-ия и их структура. Факторы снижения с/б продукции.
- 26. Прибыль предприятия и ее функции. Распределение чистой прибыли на предприятии.
- 27. Понятие, структура, распределение выручки от реализации продукции на предприятии. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации
- 28. Эк-ая сущность, формы и функции страхования в рыночной экономике. Цели и задачи стратегии развития страховой отрасли в рф на 2008-2012 гг.
- 29. Организация страхового дела в рф. Проект стратегии развития страховой деят-ти в рф на среднесрочную перспективу.
- 30. Характеристика отраслей страхования
- 31. Страховой фонд и формы его организации
- 32. Содержание перестрахования и его организация, перспективы развития
- 33. Экономическое содержание и назначение бюджета. Бюджетная тсратегия рф на период до 2023 года.
- 34. Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика звеньев бюджетной системы рф
- 35. Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- 36. Состав и характеристика доходов бюджетов различных уровней
- 37. Формы и виды расходов бюджетов различных уровней. Прогорамма повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012года
- 38. Эк-ое содержание налогов, их ф-ции и принципы налогообложения
- 39. Элементы налоговой системы и их взаимосвязь. Основные направления налоговой политики рф на 2010 г и на 2011-2012 гг.
- 40. Налоговый контроль в системе налоговых органов и пути его совершенствования
- 41. Специальные налоговые режимы в системе налогового стимулирования.
- 42. Понятие ценных бумаг, их виды и классификация.
- 43. Рынок ценных бумаг, его определение и структура. Стратегия развития финансового рынка до 2020 года.
- 44. Сущность первичного рынка и процедура эмиссии ценных бумаг
- 45. Характеристика вторичного рынка ценных бумаг и фондовой биржи
- 47. Понятие, виды и функции инвестиции. Венчурные и бюджетные инвестиции в России
- 48. Источники и методы финансирования инвестиций
- 49. Понятие и виды инвестиционных проектов
- 50. Особенности управления финансовыми инвестициями на предприятии
- 4. Финансовые инвестиции предоставляют предприятию достаточно широкий диапазон выбора инструментов инвестирования и по шкале "доходность-ликвидность".
- 51. Модели оценки дох-сти финансовых активов
- 52. Оценка акций и облигаций. Расчет доходности акций и облигаций
- 46. Характеристика деят-ти профессиональных участников на рынке цб.
- 54. Модели диагностики банкротства на предприятии
- 55. Методы оценки и управления финансовыми рисками
- 56. Бизнес планирование: понятие, цели, этапы и методы.
- 57. Управление запасами и дебиторской задолженностью предприятия
- 59. Доходный подход к оценке бизнеса.
- 60. Управление издержками предприятия. Точка безубыточности. Маржинальный анализ
- 61. Сравнительный подход к оценке бизнеса
- 62. Финансовое планирование на предприятии. Цели и основные направления разработки финансовой политики на предприятии
- 63. Затратный подход к оценке бизнеса
- 64. Эффективные портфели ценных бумаг. Выбор оптимального портфеля
- 65. Показатели эффективности инвестиционного проекта
- 66. Сущность, цели и механизм антикризисного управления на предприятии.
- 67. Финансовые показатели предприятия и методика их расчета
- 68. Предпринимательские риски и их классификация
- 69. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 70. Финансовый рычаг: понятие и способы оценки
- 1. Американская концепция финансового рычага.
- 2. Европейская концепция финансового рычага.
- 71. Средневзвешенная стоимость капитала предприятия
- 72. Дивидендная политика предприятия
- 73. Риск и доходность финансовых активов
- 74. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- 75. Методы финансирования деятельности предприятия