logo
Otvety_Gos_shpory (1)

27. Понятие, структура, распределение выручки от реализации продукции на предприятии. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации

Выручка от реалиазции продукции – это денежные и неденежные доходы п/п от реализции продукции (работ, услуг), т.е. обычной деят-ти (хотя сущ-ют также выручка от реалиазции др. активов п/п, т.е. от операционной деят-ти). Составные части выручки – сумма расходов на производство и реализацию продукции, прибыль, косвенные налоги. Это те элементы расходов и прибыли, которые «закладываются» в цену продукции в процессе ценообразованимя.

Выручка –важнейший источник соб. рес-ов п/п. Она исп-ся на восстановление авансированных оборотных ср-в, возмещение износа внеоб-х актиовов, накпление, потребление и выполнение обязательства. От ее полного и своевременного поступления зависят: - состояние оборотных ср-в, размер прибыли, своевременность расчетов; - пропорции распределения выручки на возмещение, оплату труда, прибыль (чем в меньшем объеме она поступает, и менее регулярно, тем хуже).

Выручка распр-ся на возмещение износа осн. сред-в, восстановление оборотных средств, покрытие тек. затрат, формирование прибыли п/п.

Все факторы, воздействующие на выручку, можно разделить на внешние(не зависящие от предприятия) и внутренние (зависящие).Внешние- такие как экономический кризис в обществе, цены ресурсов, уровень научно технического прогресса, конъюнктура рынка, демографическая ситуация, налоговая сис-ма и др. Внутренние - ассортимент продукции и ее качество,с/с,методы ценообразования, формы организации производства, трудовая дисциплина, производительность труда и др.Некоторые из внутренних факторов обусловлены внешними (н-р цена ресурсов влияет на цену продукции, ассортимент и другие параметры выпуска). Кризис влияет на все стороны деятельности предприятия.

Учет поступления выручки может осуществляться двумя способами: по факту отгрузки или кассовому (поступление денег).

В настоящее время предприятия с оборотами более 1 млн. руб. в среднем за каждый квартал отчетного года обязаны использовать метод учета по отгрузке, как это практикуется в западной практике. Компенсацией этого «неудобства» является возможность создания резерва по сомнительным долгам в размере до 10% от объема выручки отчетного года.

Существуют два метода планирования выручки: прямого счета и расчетный. Первый используется при гарантийном (позаказном) сбыте. Здесь величина выручки определяется по формуле: В =Q * Р, где Q - величина выручки, Р - цена единицы продукции, Q - объем продаж в натуральном выражении. В остальных случаях используется расчетный метод:

В = Он + Т - Ок, где Он - ожидаемые нереализованные остатки ГП на начало планового периода в ценах реализации отчетного года, Т - товарная продукция, предназначенная к выпуску в плановом периоде в ценах планового периода, Ок - остатки нереализованной продукции на конец периода в ценах планового периода. Ожидаемые остатки на начало планового периода при кассовом методе учета выручки состоят из: ГП на складе, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк или срок оплаты не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем. Остатки на конец планового периода принимаются в расчет только по ГП на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил - исходя из необходимости поддержания запасов и накопления необходимых V-ов прод-ции для выполнения договоров, выходящих за пределы планового периода; ст-ть остатков на конец периода в действующих ценах рассчитывается исходя из однодневного выпуска и нормы запаса в днях.

При планировании выручки по отгрузке в качестве нереализованной считается только ГП на складе. На случай непоступления платежей от потребителей создается резерв по сомнительным долгам, а его неиспользованная сумма присоединяется к прибыли соответствующего года.

Реальная выручка тесно связана с темпом роста инфляции. Инфляция обесценивает выручку на величину индекса роста цен. Для борьбы с обесценением use-ют ускорение деб. задолженности (и других фаз оборота капитала), твердую валюту расчетов, международный стандарт бухгалтерского учета сделок, перерасчета активов и обязательств.

Объем реализации продукции зависит от ряда факторов: от объема выпуска товарной продукции, изменения складских остатков ГП, а также изменений задолж-ти покупателей и заказчиков (в случае расчета выручки по методу оплаты), формы расчетов, предусмотренные в договорах, маркетинговая политика п/п-тия, оптимальное use-ние посреднических фирм, грамотное проведение рекламных кампанийпривлечение кредита банка или ср-в из центральных источников, применение штрафов, санкций др. активов, стимулирование привлеченых ресурсов на фин. рынках (доходы от цен. бум., аренды) и др.