logo
Otvety_Gos_shpory (1)

3. Конкуренция и ее виды Развитие конкурентной среды рф

К- борьба, соперничество м/у производителями за сбыт прод-ции; соперничество м/у участниками рын. эк-ки за лучшие условия произ-ва, купли и продажи тов-в.

К – это свойственное товарному производству, основанному на частной собст-ти, борба м/у товаропризводитлеями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и одновременно механизм стихийного рег-я пропорций производства. Конк-ция возникла в глубокой древности в усл-х простого товарного произв-ва. примерно до сер. 19 в. Для эк-ки развитых стран была хар-на совершенная (свободная) конк-ция. В 20в. конк-ция перерастает в несовершенную, т.е. стала регулир-ться монополиями и гос-ом.

Виды К: 1.Внутриотрасл-я – ведется м/у фирмами одной и той же отрасли за выгодные усл-я произ-ва и сбыта продукц, за получ мах прибыли, в рез-те формируется рын. цена.

2. Межотрасл-я – ведется м/у товаропроизв-ми различных отраслей за выгодное вложение кап-ла, перераспред-е прибыли. Происходит перилив капитала и раб.силы, туда где норма прибыли более высокая.

К. по состоянию рынка бывает: 1. Совершенная - где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара, поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена опред-ся свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рын. законами их функц-ния. Этот тип рынка наз-ют "рынок свободной К". Осн. хар-ки рынка соверш. К: а) большое кол-во мелких продавцов и покуп-лей, б) продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель м.выбрать любого продавца товара для осущ-ния покупки, в) полная свобода "входа" на рынок и "ухода". Рынки с соверш. К это, н-р, рынок цен. бум. или рынок сельскохоз. продукции. 2. Несовершен-я К. делится на монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Используемые ср-ва при несоверш. К.:1) создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров. 3) ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам). 4) use-ние или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой инф-ции. 5) замалчивание важной для потребителя инф-ции. Потери от несоверш. К: а). рост цен. б). увеличение издержек произ-ва и обращения. в). замедление НТП. г). снижение конкурентоспособности на мировых рынках. д). падение эф-ти эк-ки.

Монополистическая К. - рын. ситуацию, при кот. относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию; это смесь соверш. и несоверш. конкур. Фирмы конкурируют м/у собой на основе внешн. вида, кач-ва и др. особенностей. Для рынка с монополист. К хар-но следующее: а) на рынке сущ-ет относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не маленькую долю рын. спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; в) продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; г) на рынке есть условия для свободного входа и выхода. Монополист. К. похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на соверш. К., т.к. каждый товар продается многими фирмами, а на рынке сущ-ет свободный вход и выход. Монополия – искл-ное право на произ-во, покупку, продажу, принадлежащему одному лицу, определенной группе лиц или гос-ву. Возникает на основе высокой концентрации и централизации кап-ла и произ-ва. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Модель монополии: ед. продавец; отсутствие близких продуктов-заменителей; диктуемая цена. Кроме простой монополии разл-ют монополию с цен. дискриминацией. Ценовая дискр. – означает продажу одного и того же товара разныи покупателям по разным ценам в теч. одного периода времени.

Олигополия – это такая рын.структура, при кот. доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Для олигополии хар-ны 3 признака: а) в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной; б) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий хар-тер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции; в) в отрасли функц-ет по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов. Монопсония – много производителей, а покупатель один; определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.

К. по способам соперничества бывает: 1. Ценовая К - вид конкурентной борьбы, кот. ведется по поводу и с пом. повышения цен. Ценовую К. может начать лидер или доминирующее п/п-е в данной отрасли в целях избавления от конкурентов, либо более мелкое п/п-е с тем, чтобы получить шанс выжить в конкуренции с др. производителями. 2. Неценовая К – К., основанная на предложении товара более высокого кач-ва, с большей надежностью, более длительными сроками службы и др. более совершенными потребительскими св-вами. Здесь сущ-ную роль играют: оформление, последующее техн-ое обслуживание, реклама.

Особенностью отеч. эк. яв-ся наличие естеств. монополий в этих отраслях в д/ср. периоде затраты на ед. продукции мin-ны когда одно п/п обслживает весь р-к. Нпр., ГАЗПРОМ и РАО ЕЭС. В РФ гос-во ведет конкурентную политику, напр-ю на формирование конкурентной среды. К. отн-ся к неконтр-м факторам, ктр. воздействуют на деятельность орг-ции (законы, защита прав потреб-ей). Осн. направ. создания конкур. среды: - развитие малого и среднего п/п-ва; -рег-е деят-ти п/п-монополистов; - создание нормативно–правовой базы для ведения добросовестной К.