3. Конкуренция и ее виды Развитие конкурентной среды рф
К- борьба, соперничество м/у производителями за сбыт прод-ции; соперничество м/у участниками рын. эк-ки за лучшие условия произ-ва, купли и продажи тов-в.
К – это свойственное товарному производству, основанному на частной собст-ти, борба м/у товаропризводитлеями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и одновременно механизм стихийного рег-я пропорций производства. Конк-ция возникла в глубокой древности в усл-х простого товарного произв-ва. примерно до сер. 19 в. Для эк-ки развитых стран была хар-на совершенная (свободная) конк-ция. В 20в. конк-ция перерастает в несовершенную, т.е. стала регулир-ться монополиями и гос-ом.
Виды К: 1.Внутриотрасл-я – ведется м/у фирмами одной и той же отрасли за выгодные усл-я произ-ва и сбыта продукц, за получ мах прибыли, в рез-те формируется рын. цена.
2. Межотрасл-я – ведется м/у товаропроизв-ми различных отраслей за выгодное вложение кап-ла, перераспред-е прибыли. Происходит перилив капитала и раб.силы, туда где норма прибыли более высокая.
К. по состоянию рынка бывает: 1. Совершенная - где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара, поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена опред-ся свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рын. законами их функц-ния. Этот тип рынка наз-ют "рынок свободной К". Осн. хар-ки рынка соверш. К: а) большое кол-во мелких продавцов и покуп-лей, б) продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель м.выбрать любого продавца товара для осущ-ния покупки, в) полная свобода "входа" на рынок и "ухода". Рынки с соверш. К это, н-р, рынок цен. бум. или рынок сельскохоз. продукции. 2. Несовершен-я К. делится на монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Используемые ср-ва при несоверш. К.:1) создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров. 3) ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам). 4) use-ние или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой инф-ции. 5) замалчивание важной для потребителя инф-ции. Потери от несоверш. К: а). рост цен. б). увеличение издержек произ-ва и обращения. в). замедление НТП. г). снижение конкурентоспособности на мировых рынках. д). падение эф-ти эк-ки.
Монополистическая К. - рын. ситуацию, при кот. относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию; это смесь соверш. и несоверш. конкур. Фирмы конкурируют м/у собой на основе внешн. вида, кач-ва и др. особенностей. Для рынка с монополист. К хар-но следующее: а) на рынке сущ-ет относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не маленькую долю рын. спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; в) продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; г) на рынке есть условия для свободного входа и выхода. Монополист. К. похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на соверш. К., т.к. каждый товар продается многими фирмами, а на рынке сущ-ет свободный вход и выход. Монополия – искл-ное право на произ-во, покупку, продажу, принадлежащему одному лицу, определенной группе лиц или гос-ву. Возникает на основе высокой концентрации и централизации кап-ла и произ-ва. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Модель монополии: ед. продавец; отсутствие близких продуктов-заменителей; диктуемая цена. Кроме простой монополии разл-ют монополию с цен. дискриминацией. Ценовая дискр. – означает продажу одного и того же товара разныи покупателям по разным ценам в теч. одного периода времени.
Олигополия – это такая рын.структура, при кот. доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Для олигополии хар-ны 3 признака: а) в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной; б) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий хар-тер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции; в) в отрасли функц-ет по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов. Монопсония – много производителей, а покупатель один; определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
К. по способам соперничества бывает: 1. Ценовая К - вид конкурентной борьбы, кот. ведется по поводу и с пом. повышения цен. Ценовую К. может начать лидер или доминирующее п/п-е в данной отрасли в целях избавления от конкурентов, либо более мелкое п/п-е с тем, чтобы получить шанс выжить в конкуренции с др. производителями. 2. Неценовая К – К., основанная на предложении товара более высокого кач-ва, с большей надежностью, более длительными сроками службы и др. более совершенными потребительскими св-вами. Здесь сущ-ную роль играют: оформление, последующее техн-ое обслуживание, реклама.
Особенностью отеч. эк. яв-ся наличие естеств. монополий в этих отраслях в д/ср. периоде затраты на ед. продукции мin-ны когда одно п/п обслживает весь р-к. Нпр., ГАЗПРОМ и РАО ЕЭС. В РФ гос-во ведет конкурентную политику, напр-ю на формирование конкурентной среды. К. отн-ся к неконтр-м факторам, ктр. воздействуют на деятельность орг-ции (законы, защита прав потреб-ей). Осн. направ. создания конкур. среды: - развитие малого и среднего п/п-ва; -рег-е деят-ти п/п-монополистов; - создание нормативно–правовой базы для ведения добросовестной К.
- 1. Собственность как экономическая категория. Формы собственности и их многообразие
- 2. . Рынок: причины возникновения, содержание, функции
- 3. Конкуренция и ее виды Развитие конкурентной среды рф
- 4. Теория спроса и предложения
- 5. Формы и методы гос. Регулирования экономики. Прогорамма антикризисных мер Правительства рф на 2010г.
- 7. Мировое хозяйство: основные черты и тенденции его развития
- 6. Макроэкономические пок-ли и их измерение. Значение осн-х макроэк-их пок-лей в рф на 2010г.
- 8. Эк-ий цикл и его фазы. Особенности современного кризиса
- 9. Соц-эк сущность и функции финансов
- 10. Управление финансами: понятие, объекты и органы управления.
- 11. Эволюция форм и видов денег. Ф-ции и роль денег в условиях рын. Эк-ки
- 12. Денежная масса, ее структура и методы оценки
- 13. Современные формы безналичных расчетов и их организация
- 14. Инфляция: сущность, формы и виды проявления. Основные направления антиинфляционной политики
- 15. Сущность, принципы и современные формы кредита.
- 16. Кредитная система рф:структура, элементы, регулирование. Нововвдения в законы «о банках и банковской деятельности», «о кредитной кооперации» и «о ломбардах».
- 17. Центральный Банк России: назначение, задачи, функции и операции. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010год на период 2011 и 2012
- 19. Активные операции коммерческих банков: виды, объекты, регулирование рисков
- 20. Современные банковские услуги: лизинговые, факторинговые, ипотечные
- 21. Содержание, функции и принципы организации финансов п/п-ий
- 22. Вещественная и финансовая структуры капитала предприятия.
- 23. Основной капитал п/п-ия и его структура. Амортизация основных ср-в.
- 24. Оборотный капитал предприятия, его структура, функции
- 25. Расходы п/п-ия и их структура. Факторы снижения с/б продукции.
- 26. Прибыль предприятия и ее функции. Распределение чистой прибыли на предприятии.
- 27. Понятие, структура, распределение выручки от реализации продукции на предприятии. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации
- 28. Эк-ая сущность, формы и функции страхования в рыночной экономике. Цели и задачи стратегии развития страховой отрасли в рф на 2008-2012 гг.
- 29. Организация страхового дела в рф. Проект стратегии развития страховой деят-ти в рф на среднесрочную перспективу.
- 30. Характеристика отраслей страхования
- 31. Страховой фонд и формы его организации
- 32. Содержание перестрахования и его организация, перспективы развития
- 33. Экономическое содержание и назначение бюджета. Бюджетная тсратегия рф на период до 2023 года.
- 34. Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика звеньев бюджетной системы рф
- 35. Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- 36. Состав и характеристика доходов бюджетов различных уровней
- 37. Формы и виды расходов бюджетов различных уровней. Прогорамма повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012года
- 38. Эк-ое содержание налогов, их ф-ции и принципы налогообложения
- 39. Элементы налоговой системы и их взаимосвязь. Основные направления налоговой политики рф на 2010 г и на 2011-2012 гг.
- 40. Налоговый контроль в системе налоговых органов и пути его совершенствования
- 41. Специальные налоговые режимы в системе налогового стимулирования.
- 42. Понятие ценных бумаг, их виды и классификация.
- 43. Рынок ценных бумаг, его определение и структура. Стратегия развития финансового рынка до 2020 года.
- 44. Сущность первичного рынка и процедура эмиссии ценных бумаг
- 45. Характеристика вторичного рынка ценных бумаг и фондовой биржи
- 47. Понятие, виды и функции инвестиции. Венчурные и бюджетные инвестиции в России
- 48. Источники и методы финансирования инвестиций
- 49. Понятие и виды инвестиционных проектов
- 50. Особенности управления финансовыми инвестициями на предприятии
- 4. Финансовые инвестиции предоставляют предприятию достаточно широкий диапазон выбора инструментов инвестирования и по шкале "доходность-ликвидность".
- 51. Модели оценки дох-сти финансовых активов
- 52. Оценка акций и облигаций. Расчет доходности акций и облигаций
- 46. Характеристика деят-ти профессиональных участников на рынке цб.
- 54. Модели диагностики банкротства на предприятии
- 55. Методы оценки и управления финансовыми рисками
- 56. Бизнес планирование: понятие, цели, этапы и методы.
- 57. Управление запасами и дебиторской задолженностью предприятия
- 59. Доходный подход к оценке бизнеса.
- 60. Управление издержками предприятия. Точка безубыточности. Маржинальный анализ
- 61. Сравнительный подход к оценке бизнеса
- 62. Финансовое планирование на предприятии. Цели и основные направления разработки финансовой политики на предприятии
- 63. Затратный подход к оценке бизнеса
- 64. Эффективные портфели ценных бумаг. Выбор оптимального портфеля
- 65. Показатели эффективности инвестиционного проекта
- 66. Сущность, цели и механизм антикризисного управления на предприятии.
- 67. Финансовые показатели предприятия и методика их расчета
- 68. Предпринимательские риски и их классификация
- 69. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 70. Финансовый рычаг: понятие и способы оценки
- 1. Американская концепция финансового рычага.
- 2. Европейская концепция финансового рычага.
- 71. Средневзвешенная стоимость капитала предприятия
- 72. Дивидендная политика предприятия
- 73. Риск и доходность финансовых активов
- 74. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- 75. Методы финансирования деятельности предприятия