logo search
2012-ОТВЕТЫ-ГЭК

112. Рынок деривативов: сущность, назначение и основные сегменты.

Финансовый инструмент — любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент у другой; Производный финансовый инструмент (дериватив) — это финансовый инструмент:

а) стоимость кот. меняется в результате изменения процентной ставки, курса ценной бумаги, цены товара, валютного курса, индекса цен или ставок, кредитного рейтинга или индекса, другой "базисной" переменной; б) для приобретения которого необходимы небольшие первоначальные инвестиции по сравнению с другими контрактами; в) расчеты по кот. осуществляются в будущем.

Дериватив — ЦБ (контракт), возникающая на основе базового актива (т.е. другой ЦБ (акции и облигации), товара, валютных ценностей, потока платежей), и определяющая условия покупки (продажи) данного базового актива в будущем. Обычно, целью покупки дериватива явл. не получение базового актива, а получение прибыли от изменения его цены.

Впервые деривативы появились примерно одновременно (в середине XVII в.) в Европе и Азии. Первые европейские деривативы возникли в Голландии (базовый актив – тюльпаны). В Азии – рис.

Классификация

    1. По виду БА: Товарные (нефть, зерно, золото), Финансовые (ЦБ, фондовые индексы, валюта), Третичные (опционы на фьючерсы, опционы на свопы).

    2. По уровню стандартизации и в зависимости от сегмента рынка, на котором обращаются: Индивидуализированные (на внебиржевом рынке), Стандартные (на бирже).

Биржа — торговая площадка, на которой обращаются БА и деривативы. Форвард (внебиржевой актив) — контракт на покупку (продажу) БА на опреде­ленную дату по форвардной цене. При этом все условия контракта опреде­ляются непосредственно покупателем и продавцом. Форвард характеризует­ся относительно высоким риском неисполнения, по сравнению с фьючер­сом.

Фьючерс — это стандартизированный контракт на по­купку (продажу) БА на определенную дату по заданной (фью­черсной) цене, который продается и покупается на бирже. Срок контракта, количество БА на один фьючерсный контракт и его качество стандартны и не могут произвольно устанавливаться покупателем или про­давцом фьючерса. Фьючерсы начали широко распространяться с 1970-х гг.

Опцион (могут быть как биржевыми, так и не биржевыми) — контракт на покупку или продажу БА, по которому продавец принимает на себя обязательство продать (купить) по заранее ого­воренной цене, покупатель опциона приобретает право купить (продать) его по данной цене в будущем, за что платит продавцу опциона некоторую сумму (опционную премию). Пут и колл. Опционы начали распространяться в начале XIX в. в Англии и США.

Своп — соглашение об одновременной покупке и продаже определенного актива на разные даты или об обмене процентными платежами или платежа­ми по заранее установленной (зафиксированной) и меняющейся (рыночной) цене на определенный базовый актив. Начали распространяться в 1980-е гг. Процентный своп — контракт на об­мен будущими платежами в течение определенного периода по фиксиро­ванной (заданной) процентной ставке и по плаваю­щей ставке.

  1. По характеру договорных отношений между сторонами:

    1. Оба участника принимают на себя обязательства по покупке или продаже БА

    2. Одна сторона приобретает обязательство осуществить сделку в будущем на опред. условиях, другая – право потребовать этого (опционы).

  2. По способу определения будущих цен (курсов):

    1. цены оговариваются в момент приобретения (продажи) (форвард, фьючерс, опцион)

    2. оговариваются условия будущего обмена, а не количественные величины цен и курсов (валютно-процентные свопы)

Д применяются для различных целей. В самом общем виде выделяется 3 типа стратегий работы с Д, которые определяются характером целями различных операторов рынка:

-хеджирование, т.е. минимизация риска, связанного с неблагоприятным изменением цены и (или) достижение определенности будущих цен, курсов и процентных ставок. Различают хедж продавца (короткий хедж) и хедж покупателя (длинный хедж). Первый направлен на минимизацию потерь в случае снижения цен, второй- на защиту от возможных убытков вследствие их роста;

-арбитраж, заключается в получении прибыли от игры на различных сегментах рынка. Причем можно выделить «пространственный арбитраж», который относится к различным географическим или отраслевым сегментам рынка, и временной. Последний предполагает игру на разнице сопоставимых цен (курсов, процентных ставок) на наличном (или «спотовом») и фьючерсном сегментах;

-спекуляции, т.е. принятие на себя риска и получение прибыли за счет изменения цен (или от «неизменения» изменяющихся цен). Спекулянт, в отличие от хеджера, не является собственником БА.