72. Дивидендная политика предприятия
Для рентабельной компании существует несколько основных направлений использования ден-х ср-в: оставить в компании; приобрести дополнительные активы; частично погасить задолженность; передать акционерам. Менеджеры, как правило, оставляют деньги в распоряжении компании,если имеют возможность реинвестировать их внутри фирмы более рационально, чем акционеры-на сторне. Поэтому быстро растущие компании с большим количеством проектов, как правило, оставляют в компании больший % прибыли, в отличие от зрелых фирм с большим объемом денежных средств, но с ограниченными инвестиционными возможностями. Если менеджер компании принял решение передать ден-ые ср-ва акционерам, то им приходится выбирать м/у выплатой дивидендов и выкупом собственных акций. Дивиденды – часть чистой прибыли компании, распределяемая ежегодно между акционерами в виде дохода на акцию. Они выплачиваются из расчета определенной суммы на каждую акцию деньгами либо иным имуществом, например акциями. Как правило, значительные выплаты акционерам осуществляют коммунальные службы, а также др. компании, чья рентабельность жестко ограничивается гос-вом. В среднем западные компании выплачивают в виде дивидендов треть своей прибыли. Если рассматривать американские компании, входящие в список индекса Dow Jones industrials, то высокую дивидендную доходность в 2007 г. Демонстрируют Bank of America (+10/7%) и General Motors (+8.7%), а также компании с высокой долей гос-го рег-ния General Electric (+4.5%). Российские компании осуществляют гораздо более низкие выплаты. Это связано с тем, что они начисляют дивиденды, исходя из отчетности по РСБУ, в то время как акции котируются в соответствии с отчетностью по МСФО. Из-за разницы в отчетностях получается, что ст-ть акций высокая, а дивиденды – не очень. Наиболее высокие дивиденды в России традиционно выплачивают телекоммуникационные и нефтегазовые компании. Средняя дивидендная доходность по акциям нефтегазовых компаний сост-ет от 1до2% рыночной цены акции.
Получить сравнительно небольшой дивидендный доход или позволить направить прибыль на развитие п/п-ия, что в перспективе приведет к росту цен акций? На практике каждый решает для себя этот вопрос сам-но. Как правило, миноритарному акционеру, в особенности спекулянту, выгоднее получить большие дивиденды. Крупные акционеры, напротив заинтересованы в направлении прибыли на развитие п/п-ия и увеличении ст-ти акций в будущем. Именно рост курсовой стоимости акций сост-ет основу дохода российского инвестора.
Конфликты на почве дивидендной политики между акционерами и компаниями обычно связаны с ситуациями невыплаты дивидендов по привилегированным акциям, в результате чего они становятся голосующими. Часто не соблюдается правило выплаты 10% чистой прибыли на привилегированные акции. В данном случае недовольны миноритарные акционеры. Обычно собственники компании это объясняют необходимостью направления чистой прибыли на развитие компании.
Перечень лиц, имеющих право на получение дивидендов, составляется на дату составления списка лиц(день закрытия реестра), имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате дивидендов. Чтобы получить дивиденды необязательно весь год владеть акциями. Достаточно успеть приобрести их до закрытия реестра. У большинства эмитентов эта дата приходится на весну.Как правило, общее собрание акционеров проходит через месяц после закрытия реестра. На нем решается, будут ли в этом году выплачиваться дивиденды и в каком размере. Решение о размере дивидендов и форме их выплаты по акциям каждой категории собрание акционеров принимает с учетом рекомендаций совета директоров. Общее собрание при принятии решения о выплате дивидендов не может превысить их размер, предложенный советом директоров. Если нет рекомендации совета директоров, то общее собрание не вправе принять решение о выплате дивидендов. Количественный состав совета дир.определяется общим собр. Акционеров, и мажоритарные акционеры представлены в нем в большинстве. Поэтому и рекомендации совета дир. учитывают мнение мажоритарных акционеров, а не миноритарных. Однако, с предлагаемым решением должны быть согласны мажоритарные акционеры, в противном случае принять предлагаемое решение не удастся.
Если компания не принимает решения о выплате дивидендов, то у акционеров нет права требовать их выплаты в судебном порядке даже при наличии у общества прибыли. В случае невыплаты объявленных дивидендов в установленный срок акционер вправе обратиться с иском в суд о взыскании с общества причитающейся ему суммы дивидендов, а также % за просрочку исполнения денежного обязательства.
Оптимальная дивидендная политика определяет равновесие между текущими дивидендными выплатами и будущим ростом фирмы с целью максимального увеличения рыночной цены акций. При определении политики выплаты дивидендов учитываются: юридические ограничения, инвестиционные возможности, доступность и стоимость альтернативных источников капитала, налогообложение. Дивидендная политика связана с распределением прибыли в традиционных обществах. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой связи м/у текущим потреблением прибыли собственником и будущим ее ростом, увеличивающим рыночную ст-ть фирмы. Т.о., дивидендная политика пред-ет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частью.
- 1. Собственность как экономическая категория. Формы собственности и их многообразие
- 2. . Рынок: причины возникновения, содержание, функции
- 3. Конкуренция и ее виды Развитие конкурентной среды рф
- 4. Теория спроса и предложения
- 5. Формы и методы гос. Регулирования экономики. Прогорамма антикризисных мер Правительства рф на 2010г.
- 7. Мировое хозяйство: основные черты и тенденции его развития
- 6. Макроэкономические пок-ли и их измерение. Значение осн-х макроэк-их пок-лей в рф на 2010г.
- 8. Эк-ий цикл и его фазы. Особенности современного кризиса
- 9. Соц-эк сущность и функции финансов
- 10. Управление финансами: понятие, объекты и органы управления.
- 11. Эволюция форм и видов денег. Ф-ции и роль денег в условиях рын. Эк-ки
- 12. Денежная масса, ее структура и методы оценки
- 13. Современные формы безналичных расчетов и их организация
- 14. Инфляция: сущность, формы и виды проявления. Основные направления антиинфляционной политики
- 15. Сущность, принципы и современные формы кредита.
- 16. Кредитная система рф:структура, элементы, регулирование. Нововвдения в законы «о банках и банковской деятельности», «о кредитной кооперации» и «о ломбардах».
- 17. Центральный Банк России: назначение, задачи, функции и операции. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010год на период 2011 и 2012
- 19. Активные операции коммерческих банков: виды, объекты, регулирование рисков
- 20. Современные банковские услуги: лизинговые, факторинговые, ипотечные
- 21. Содержание, функции и принципы организации финансов п/п-ий
- 22. Вещественная и финансовая структуры капитала предприятия.
- 23. Основной капитал п/п-ия и его структура. Амортизация основных ср-в.
- 24. Оборотный капитал предприятия, его структура, функции
- 25. Расходы п/п-ия и их структура. Факторы снижения с/б продукции.
- 26. Прибыль предприятия и ее функции. Распределение чистой прибыли на предприятии.
- 27. Понятие, структура, распределение выручки от реализации продукции на предприятии. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации
- 28. Эк-ая сущность, формы и функции страхования в рыночной экономике. Цели и задачи стратегии развития страховой отрасли в рф на 2008-2012 гг.
- 29. Организация страхового дела в рф. Проект стратегии развития страховой деят-ти в рф на среднесрочную перспективу.
- 30. Характеристика отраслей страхования
- 31. Страховой фонд и формы его организации
- 32. Содержание перестрахования и его организация, перспективы развития
- 33. Экономическое содержание и назначение бюджета. Бюджетная тсратегия рф на период до 2023 года.
- 34. Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика звеньев бюджетной системы рф
- 35. Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- 36. Состав и характеристика доходов бюджетов различных уровней
- 37. Формы и виды расходов бюджетов различных уровней. Прогорамма повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012года
- 38. Эк-ое содержание налогов, их ф-ции и принципы налогообложения
- 39. Элементы налоговой системы и их взаимосвязь. Основные направления налоговой политики рф на 2010 г и на 2011-2012 гг.
- 40. Налоговый контроль в системе налоговых органов и пути его совершенствования
- 41. Специальные налоговые режимы в системе налогового стимулирования.
- 42. Понятие ценных бумаг, их виды и классификация.
- 43. Рынок ценных бумаг, его определение и структура. Стратегия развития финансового рынка до 2020 года.
- 44. Сущность первичного рынка и процедура эмиссии ценных бумаг
- 45. Характеристика вторичного рынка ценных бумаг и фондовой биржи
- 47. Понятие, виды и функции инвестиции. Венчурные и бюджетные инвестиции в России
- 48. Источники и методы финансирования инвестиций
- 49. Понятие и виды инвестиционных проектов
- 50. Особенности управления финансовыми инвестициями на предприятии
- 4. Финансовые инвестиции предоставляют предприятию достаточно широкий диапазон выбора инструментов инвестирования и по шкале "доходность-ликвидность".
- 51. Модели оценки дох-сти финансовых активов
- 52. Оценка акций и облигаций. Расчет доходности акций и облигаций
- 46. Характеристика деят-ти профессиональных участников на рынке цб.
- 54. Модели диагностики банкротства на предприятии
- 55. Методы оценки и управления финансовыми рисками
- 56. Бизнес планирование: понятие, цели, этапы и методы.
- 57. Управление запасами и дебиторской задолженностью предприятия
- 59. Доходный подход к оценке бизнеса.
- 60. Управление издержками предприятия. Точка безубыточности. Маржинальный анализ
- 61. Сравнительный подход к оценке бизнеса
- 62. Финансовое планирование на предприятии. Цели и основные направления разработки финансовой политики на предприятии
- 63. Затратный подход к оценке бизнеса
- 64. Эффективные портфели ценных бумаг. Выбор оптимального портфеля
- 65. Показатели эффективности инвестиционного проекта
- 66. Сущность, цели и механизм антикризисного управления на предприятии.
- 67. Финансовые показатели предприятия и методика их расчета
- 68. Предпринимательские риски и их классификация
- 69. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 70. Финансовый рычаг: понятие и способы оценки
- 1. Американская концепция финансового рычага.
- 2. Европейская концепция финансового рычага.
- 71. Средневзвешенная стоимость капитала предприятия
- 72. Дивидендная политика предприятия
- 73. Риск и доходность финансовых активов
- 74. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- 75. Методы финансирования деятельности предприятия