logo search
Otvety_Gos_shpory (1)

38. Эк-ое содержание налогов, их ф-ции и принципы налогообложения

Эк. сущность Н. хар-ся ден. отношениями складывающиеся у гос-ва с юр. и физ. лицами. Эти отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, заключающиеся в мобилизации ден. ср-в в бюджет.

Под налогом понимается – (ст.8 НК) – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собств-ти, хоз-ого ведения или оперативного управления ден-х ср-в в целях фин-го обеспечения деят-ти гос-ва и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, и иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Функции:

1. Фискальная ( от итал.- казна) – означает изъятие ср-в у налогоплательщиков и направление их в гос. бюджет (казну).

2. Регулирующая. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, или наоборот сдерживает темпы их развития, способствует решению актуальных для общества проблем.

3. Распределительная. с пом. налогов ч/з бюджет гос-во перераспр-ет часть прибыли п/п-ий и доходов граждан, направляя их на реш. соц-ых и эк-их задач.

4. Контрольная. Гос-во контролирует финансово-хозяйственную деят-ть юр. лиц и граждан и источники доходов

Принципы налогообложения, которые сформулировал А.Смит:

- П. справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.

- П. определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

- П. удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

- П. экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Принципы налогообложения в РФ закреплены в статье 3 НК РФ.

• П. всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

• П. отсутствия дискриминационного характера налогов налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин);

• П. экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

• соблюдение единого эк-го пространства не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое эк-ое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или фин-ых ср-в, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом эк-ой деят-ти физ-их лиц и организаций;

• П. индивидуальной ответственности налогоплательщиков означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы;

• П. определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

• П. точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы т. о., чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

• П. приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).